Рефераты. Проблемы муниципальной информационной политики






Сегодня, хотя и имеется много определений, не существует однозначного толкования «информация». В переводе с латинского термин «информация» означает разъяснение, изложение. Первоначально под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. С середины 20 века информация сформировалась как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире [4, с.129].

Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях. В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т. п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше».

Информацию как «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств» рассматривал Винер своей работе «Кибернетика и общество» [5, с.172].

Киселев А.Г., рассмотрев различные подходы к определению термина «информация», приходит к выводу, что с точки зрения социологии информацию можно рассматривать как «совокупность систематизированных сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления, объективно необходимых для устойчивого функционированного социального организма» [6, с.117].

В понятии информации следует различать два аспекта. Во-первых, информация представляет собой меру организации системы.

Во-вторых, информация является средством организации и регулирования частной и общественной жизнедеятельности, одной из форм закрепления и распределения имеющихся и приобретенных знаний.

Однако с позиции кибернетики, как науки об общих принципах управления, под информацией понимается не каждое сообщение, а лишь такое, которое содержит неизвестные ранее его получателю факты, дополняющие его представление об изучаемом или анализируемом объекте (процессе).

Информация, являясь важнейшей составляющей кибернетики, одновременно представляет собой один из основных элементов социального управления. Она выступает связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статике и динамике, и обеспечивая подготовку управляющего воздействия в виде управленческого решения и характеристику результата его реализации. Чем полнее и объективнее информация, тем эффективнее принимаемые управленческие решения и, следовательно, результаты от их реализации [7, с.211].

Информация как совокупность каких-либо сведений, характеристик чего-либо, фактов, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму, составляет основу муниципального управления.

По существу все управленческие процессы - это не что иное, как поиск, фиксация, анализ, оценка, закрепление, распространение социальной информации, т.е. той информации, которая связана с отражением, познанием и преобразованием различных форм жизнедеятельности людей. Но, и это самое важное, в управлении вообще и в муниципальном управлении в частности происходит взаимодействие не со всей информацией, а только с той, которая непосредственно необходима для формирования и реализации управляющих воздействий. Речь идет об управленческой информации [8, с.321].

По нашему мнению, в общем виде под информацией следует понимать сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.

Определив понятие “информация”, рассмотрим особенности процесса информатизации, который является важным фактором устойчивого развития личности, общества, государства. Финансовые вложения в сферу информационных технологий и услуг могут превышать по объемам вложения в развитие энергетики благодаря рекордным темпам их окупаемости.

Наибольший экономический и социальный успех достигается там, где активно используют современные средства коммуникаций, информационных технологий и их сетевые приложения: электронную почту, дистанционное обучение, мультимедиа, телевидение, телеконференции, визуализацию, моделирование, компьютерную графику, медицинскую диагностику и многое другое.

Доступная для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информация превращается в важнейший фактор социального развития общества.

Процесс информатизации не должен рассматриваться в качестве приоритетной альтернативы, а лишь в качестве неотъемлемой части процессов развития во всех областях жизнедеятельности муниципального образования.

Цель информатизации – приведение всех элементов информационной среды муниципального образования в такое состояние, когда информационные потребности субъектов удовлетворяются своевременно в необходимом объеме при соблюдении условий безопасности вне зависимости от расстояния и использования технических средств.

Достижение этой цели возможно только на основе создания единого информационного пространства путем объединения информационных ресурсов, информационных систем и развитой коммуникационной инфраструктуры.

Основные принципы информатизации:

последовательность (этапность и непрерывность);

направленность;

эффективность;

управляемость;

открытость;

ресурсная обеспеченность;

преемственность.

Главные компоненты, из которых складывается интегрированная информационная среда как основа единого информационного пространства, это:

информационные ресурсы, совокупность информации, содержащей данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы;

система подготовки и переподготовки специалистов и пользователей информационной среды [9, с.66].

По характеру отношений и связей целесообразно обратить внимание на инфраструктуру управления, которая сегодня рассредоточена в структурных подразделениях администрации, муниципальных предприятиях и учреждениях и иных юридических лиц, участников информационных процессов, которые преследуют их собственные интересы, и руководствуются имеющейся нормативно-правовой базой. Преобладание децентрализованного начала в управлении информатизацией рождает проблемы, препятствующие ее планомерному и эффективному проведению.

Политика в области информатизации органов муниципального управления является неотъемлемой частью муниципальной социально-экономической политики, проводимой администрацией в интересах населения муниципального образования, и направлена на развитие информационной инфраструктуры, совершенствование системы управления территорией, на удовлетворения конституционных прав граждан и хозяйствующих субъектов на информационное обеспечение [10, с.67].

Подводя некоторые итоги отметим, что сегодня, хотя и имеется много определений, не существует однозначного толкования «информация». Первоначально под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. С середины 20 века информация сформировалась как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире.

По нашему мнению, в общем виде под информацией следует понимать сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

С понятием «информация» связан термин «информатизация», который является важным фактором устойчивого развития личности, общества, государства. Принципами информатизации является последовательность, направленность, эффективность, управляемость, открытость, ресурсная обеспеченность и преемственность. Процесс информатизации не должен рассматриваться в качестве приоритетной альтернативы, а лишь в качестве неотъемлемой части процессов развития во всех областях жизнедеятельности муниципального образования.


1.2 Понятие муниципальной информационной политики


В связи со смещением акцентов управления от централизации в сторону децентрализации расширилась самостоятельность субъектов Российской Федерации, трансформировались цели управления, существенно изменились требования, предъявляемые к органам местного самоуправления. Решение вопросов, связанных с удовлетворением социально-экономических потребностей населения, стало основной задачей органов местного самоуправления. В их распоряжение были переданы предприятия министерств, связанных с удовлетворением социальных потребностей населения: коммунального хозяйства, бытового обслуживания, местной промышленности и т. п. Все перечисленное повлекло за собой изменение как количественных, так и качественных характеристик информационных потребностей органов управления муниципальным образованием [11, с.126].

Для решения финансовых и социально-экономических проблем развития муниципальных образований необходима комплексная многоплановая информация, включающая взаимоувязанные характеристики земельных и природных ресурсов, элементов градостроительства и региональной инфраструктуры, сведения о деятельности хозяйствующих субъектов, экологическую и социально-демографическую информацию, топографические планы территорий.

Информационное обеспечение становится настолько насущным условием функционирования любых субъектов государственного и муниципального управления, что позволяет говорить об «информационном статусе». Информационный статус закрепляется в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Все процессы информатизации органов муниципального управления должны быть регламентированы Законом. Таким образом, на сегодняшний день именно муниципальная информационная политика выступает важнейшим элементом функционирования любого муниципального образования [12].

Отметим, что муниципальная информационная политика представляет собой совокупность целей, отражающих интересы города в информационной сфере, стратегических направлений их достижения, задач и систему мер по их реализации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.