Рассмотрим основные объекты управленческого анализа.
Во-первых, это стратегический ресурсный потенциал. Выбор характеристик потенциала, становящихся объектами оценки, зависит от конкретных задач, решаемых фирмой, а также от ее положения в отрасли. Такими объектами являются:
· собственно ресурсы - материальные, финансовые, интеллектуальные, структура предприятия;
· операционные возможности (способность обеспечить соответствие запросам потребителей);
· особенности системы управления (централизация, методы руководства, механизм стимулирования);
· организационная структура (ценности, нормы, ритуалы, символы, мотивированность персонала, микроклимат, стиль руководства, способы разрешения конфликтов и пр.)
Во-вторых, результаты деятельности и финансовое положение организации, которые характеризуются также доступностью источников финансовых средств, наличием финансовых ограничений, конкурентоспособностью цен и уровнем затрат (особенно это касается производства потребительских товаров, где ценовая конкуренция играет более важную роль и лидируют компании с низкими издержками). На основе результатов анализа принимаются стратегические решения об объеме и направлениях будущих инвестиций.
В-третьих, качество деятельности и ее результата (его оценка должна быть многоаспектной, содержать рассмотрение как положительных, так и отрицательных сторон, соотношение с ценой, позициями конкурентов), удовлетворенность покупателей, их приверженность торговой марке.
В-четвертых, стратегия и ее составляющее:
· насколько анализируемая стратегия логична, соответствует миссии организации, ее генеральной и другим стратегиям, ситуации;
· каковы абсолютная и относительная (в сравнении с конкурентами) успешность реализации стратегии;
· приемлема ли она для существующих условий и заинтересованных лиц;
· обеспечивает ли рост организации, стабильности ее позиции, успех в будущем;
· надежно ли защищает от основных конкурентных сил, внешних угроз, внутренних проблем;
· каковы сильные и слабые стороны реализуемой стратегии;
· в чем проявляется ее несоответствие организации;
· какие организационные изменения необходимы для успеха будущей стратегии, какие они будут иметь последствия и пр.
Без четкого понимания этих моментов обоснованную стратегию выработать нельзя.
Рассмотрим предприятие ООО "Вариант" и проанализируем его стратегию.
Общество с ограниченной ответственностью "Вариант". С фирмой “Вариант” работают как физические, так и юридические лица. Основными направлениями деятельности является:
производство пластиковых изделий, используемых в строительстве, точнее производство окон и дверей из ПВХ и остекления;
производство прочих пластмассовых изделий;
производство строительных металлических изделий;
оптовая торговля, розничная торговля строительными материалами
Важнейшим аспектом активности является качество реализуемой стратегии. Качественная стратегия создает стабильное конкурентное преимущество, повышает интенсивность деятельности фирмы.
Действующие стратегии нельзя оценить каким-либо одним обобщенным показателем, поскольку они затрагивают многие стороны деятельности организации.
Оценку действующей стратегии предприятия проведем с помощью нормативного ряда и коэффициента Спирмэна.
В основу этого метода положен такой темп развития предприятия, при котором прибыль растет гораздо более быстрыми темпами, чем все показатели предприятия.
Итак, имеем нормативный ряд:
Тзр<Тс/с<Тмз<Ттп< Тп,
где Тзр - темпы роста заработной платы
Тс/с - темпы роста себестоимости
Тмз - темпы роста материальных затрат
Ттп - темпы роста товарной продукции
Тп - темпы роста прибыли
Заметим, что этот нормативный ряд составлен для стадии роста в жизненном цикле товара, а нам придется изменить этот ряд в соответствии с текущей стадией ЖЦТ.
Для оценки возможности использования стратегии для достижения конечной цели предприятия необходимо рассмотреть следующие технико-экономические показатели ООО "Вариант" (табл.4).
Технико-экономические показатели ООО "Вариант"
Таблица 4
Годы
Выручка от реализации продукции,
тыс. руб.
Фонд заработной платы,
Полная себестоимость,
Материаль-ные затраты, тыс. руб.
Балансовая прибыль,
2007
3061
251
2647
1316
444
2008
5603
568
5064
3026
588
2009
8283
1204
7267
4044
996
В таблице 5 представлены темпы изменения технико-экономических показателей рассматриваемого предприятия.
Темпы изменения технико-экономических показателей предприятия (%).
Таблица 5
Периоды
Темпы роста
Выручка от реализации продукции
Фонд заработной платы
Полная себестоимость
Материальные затраты
Балансовая прибыль
2008/2007
183,0
225,8
191,3
229,8
132,4
2009/2008
147,8
212,0
143,5
133,7
169,4
В таблице 6 приведены фактические динамические ряды уровня развития предприятия.
Весовые коэффициенты темпов роста показателей отражают ранжирование совокупности - от больших значений темпов прироста экономических показателей к меньшим.
В таблице также рассчитан коэффициент корреляции Спирмена, по изменению которого и судят об эффективности реализации выбранной стратегии развития предприятия.
Расчет коэффициента Спирмена
Таблица 6
Ранги
Коэффициент корреляции Спирмэна,
Кспир
Полная себестои-мость
Материаль-ные затраты
Норма-тивный ряд
4
1
3
2
5
-
0,9
-0,05
Степень соответствия нормативного и фактического рядов можно оценить с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена:
∑d2 - сумма квадратов разностей рангов показателей в ряду;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7