Рефераты. Ответы на вопросы ГОС экзамена по Президентской программе 2004г. (менеджмент, экономика, финансы, маркетинг)






p> График «Цена-потребление» показывает зависимость потребляемого объёма от изменения цены данного товара. По мере снижения цены товара Х
(PX31, то наблюдается уменьшающаяся отдача от масштаба, если t=1, то наблюдается постоянная отдача от масштаба.

Эффект масштаба обычно проявляется в долгосрочных периодах, когда все факторы могут изменяться по величине. При достаточно больших достигнутых объёмах производства существует тенденция убывания отдачи от масштаба.

Средним продуктом труда (производительностью труда) называется отношение общего объёма выпуска к объёму затраченного на его производство труда: APL=Q/L.

Предельным продуктом труда называется отношение дополнительного объёма выпуска к дополнительной единице труда, вызвавшей приращение выпуска:
MPL=(Q/(L ( Q((L).

Графически, величина среднего продукта в любой точке линии общего выпуска определяется тангенсом угла наклона луча, исходящего из начала координат и проходящего через эту точку. Величина предельного выпуска равна тангенсу угла наклона касательной к линии общего выпуска в данной точке. На первой стадии производства общий объём продукта растёт возрастающими темпами - MPL>0, MPL>APL. Max MPL достигается в точке, где наклон линии общего выпуска к оси L достигает наибольшей величины.

На второй стадии производства общий объём продукта растёт убывающими темпами - MPL>0, MPL 1, то имеем увеличивающуюся отдачу от масштаба, если t>1, то наблюдается уменьшающаяся отдача от масштаба, если t=1, то наблюдается постоянная отдача от масштаба.

Эффект масштаба обычно проявляется в долгосрочных периодах, когда все факторы могут изменяться по величине. При достаточно больших достигнутых объёмах производства существует тенденция убывания отдачи от масштаба.

Экономическая природа фирмы. Типология ресурсов фирмы. Теория контрактов.

В экономике производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке, осуществляется фирмами. Принято, что фирмы находятся в индивидуальной, коллективной или государственной собственности и покупают на рынке все без исключения необходимые факторы производства. К факторам производства относятся наиболее существенные элементы производственного процесса, без которых последний принципиально не может осуществляться. На микроэкономическом уровне факторами производства выступают труд, земля, капитал, материалы, управление и информация.

Производством называется деятельность по преобразованию естественных производственных факторов в полезный результат (блага, услуги), пригодный для потребления. Количественное и качественное соотношение факторов в производстве некоторого блага называется технологией производства. Фактор производства, задействованный в конкретном технологическом процессе, называется производственным ресурсом. Микроэкономическая теория производства изучает, прежде всего, соотношения между объёмом применяемых ресурсов и объёмом выпуска. Математически, такая зависимость может быть описана при помощи аппарата производственных функций.

Краткосрочным периодом функционирования фирмы (SR) называется промежуток времени, в течение которого фирма может изменять лишь один, наиболее мобильный (переменный) фактор, при неизменных объёмах других факторов. Как правило, переменным факторам выступает труд - его интенсивность, коэффициент сменности и т.д.

Долгосрочным периодом функционирования фирмы (LR) называется промежуток времени, в течение которого фирма может изменять все используемые факторы, в том числе осуществлять капитальные инвестиции.

Эффект масштаба показывает зависимость прироста выпуска за счёт изменения объёма используемых факторов. В двухфакторной модели производства при увеличении каждого фактора (масштаба производства) в n раз, объём производства тоже должен увеличиться. Если результирующий выпуск увеличится ровно в n раз, то наблюдается постоянная отдача от масштаба: Q1
= Q0(nK0,nL0) =nQ0. Если выпуск увеличится более, чем в n раз, то наблюдается увеличивающаяся отдача от масштаба: Q1 ( nQ0. Если выпуск увеличится менее, чем в n раз, то наблюдается уменьшающаяся отдача от масштаба Q1 ( nQ0.

Средним продуктом труда (производительностью труда) называется отношение общего объёма выпуска к объёму затраченного на его производство труда: APL=Q/L.

Предельным продуктом труда называется отношение дополнительного объёма выпуска к дополнительной единице труда, вызвавшей приращение выпуска:
MPL=(Q/(L ( Q((L).

Графически, величина среднего продукта в любой точке линии общего выпуска определяется тангенсом угла наклона луча, исходящего из начала координат и проходящего через эту точку. Величина предельного выпуска равна тангенсу угла наклона касательной к линии общего выпуска в данной точке. На первой стадии производства общий объём продукта растёт возрастающими темпами - MPL>0, MPL>APL. Max MPL достигается в точке, где наклон линии общего выпуска к оси L достигает наибольшей величины.

На второй стадии производства общий объём продукта растёт убывающими темпами - MPL>0, MPL Q1, P2 > P' > P1

Можно считать, что двухсторонняя монополия ? это монополия, ограниченная монопсонией, или, наоборот, монопсония, ограниченная монополией.1

Показатели монопольной власти.

Существует несколько методов оценки степени монополизации рынка.
1. Индекс монопольной власти Лернера;
1. Пороговая доля рынка. Законодательством устанавливается процент объёма продаж на рынке (например - 35%), превысив который, фирма считается монополистом;
2. Индекс концентрации. Из общего числа фирм отрасли (n) выбирается m крупнейших и рассчитывается сумма их долей (k) на рынке:

Ic = ( ki , k1( ... ( km( ... ( kn; ( ki =100

3. Индекс Херфиндаля-Хиршмана.

IН = ( ki2, 100 < IН < 10 000.

Если IН>1800, то рынок считается высококонцентрированным.
Способность фирмы-монополиста назначать цену выше предельных издержек называется рыночной властью.
Подход к определению показателей монопольной власти основан на сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции.
Долю экономической прибыли в цене показывает выражение которое называется индексом рыночной (монопольной) власти или, индексом Лернера,
Рыночная власть зависит от ценовой эластичности спроса - чем более эластичен спрос, тем меньше монопольная власть и тем ближе рынок к конкурентному.

Стремясь минимизировать безвозвратные потери и захватить большую часть потребительского излишка, монополист прибегает к Ценовой дискриминации - назначению разных цен на один и тот же товар разным покупателям в зависимости от спроса.

Дополнительно:

Для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели: индекс Бэйна (норма экономической прибыли), индекс Лернера, коэффициент Тобина, индекс Папандреу.
Индекс Бэйна показывает экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала. Он определяется как:

В условиях конкуренции на товарных рынках и эффективного финансового рынка индекс Бэйна должен быть одинаков (нулевой) для различных видов активов.

Коэффициент Тобина связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций и облигаций) с восстановительной стоимостью ее активов:

где Р - рыночная стоимость активов фирмы; С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимой для приобретения активов фирмы по текущим ценам.
Если фондовый рынок оценивает фирму больше, нежели составляет восстановительная стоимость ее активов, т. е. если P > C (q > 1), то это означает, что фирма получает дополнительную прибыль. Фактический или ожидаемый уровень прибыли в отрасли выше, чем необходим, чтобы удерживать фирму в данной отрасли.
К преимуществам использования этого показателя относится то, что он позволяет избежать проблемы оценки рентабельности и предельных затрат для отрасли.

Многочисленные исследования установили, что коэффициент q в среднем довольно устойчив во времени, а фирмы с высоким его значением обычно обладают уникальными факторами производcтва или выпускают уникальные товары, т. е. для этих фирм характерно наличие монопольной ренты. Фирмы с небольшими значениями q действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.

Индекс монопольной власти Папандреу основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса, т. е. спроса на товар данной фирмы.
Необходимым условием осуществления монопольной власти служит слабое влияние на объем продаж данной фирмы цен других фирм одного и того же рынка.
А. Папандреу в 1949 г. предложил так называемый коэффициент проникновения, показывающий, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент:
[pic] где Qdi - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью; Pj - цена конкурента (конкурентов); lj - коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены.

Значение концентрации продавцов на рынке чрезвычайно важно для определения рыночной структуры. Однако концентрация продавцов сама по себе не определяет уровень монопольной власти - способности влиять на цену.

Только при достаточно высоких барьерах входа в отрасль концентрация продавцов сможет реализоваться в монопольной власти - способности устанавливать цену, обеспечивающую достаточно высокую экономическую прибыль.

Монополистическая конкуренция. Издержки монополистической конкуренции.

Неценовая конкуренция, реклама.

Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, приближающаяся по своим характеристикам к конкурентному рынку, но содержащая элементы монополии. Она отличается большим числом продавцов и покупателей, незначительными барьерами входа-выхода, неоднородностью производимого продукта и наличием большого числа несовершенных товаров-заменителей. Спрос на продукцию фирм достаточно эластичен, но всё-таки убывает, рыночная власть невелика.
Монополистичекая конкуренция напоминает совершенную конкуренцию тем, что вследствие низких барьеров вхождения и колебаний спроса

долгосрочное равновесие отрасли достигается при нулевой экономической прибыли (LRAC=P).

Монополистическая конкуренция напоминает монополию тем, что цена превышает предельные издержки (Р>МС), а оптимальный выпуск не соответствует эффективному (минимуму LRAC - Рис. 5.4).

[pic]

К преимуществам монополистической конкуренции относится то обстоятельство, что она стимулирует производство очень широкого ассортимента разнообразных потребительских благ и услуг.

Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое соперничество с конкурентами, соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий, а также возросли общественная роль и значимость торговой рекламы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.