Рефераты. Особенности управления персоналом в российских корпорациях






Всего в рейтинг "Эксперт" попали 400 компаний, которые стоят больше миллиарда долларов. Последние места в списке заняли Транскредитбанк, "Техносила" и портал Mail.ru.

Для каждого корпоративного объединения существуют свои определенные особенности, вызванные спецификой организационной структуры корпорации, приобретенной собственности и др. Рассмотрим наиболее распространенные формы корпоративных объединений в России.

v Ассоциация. Добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов. Например, "Ассоциация региональных банков России".

v Консорциум. Временное объединение компаний, банков и других организаций на основе общего соглашения для осуществления капиталоемких проектов или совместных размещений займов (несет солидарную ответственность перед заказчиками).

v Концерн. Крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности (часто такая группа объединяется вокруг холдинга, держащего акции этих компаний).

v Синдикат. Объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, в целях организации ее коллективного сбыта через единую торговую сеть.

v Финансо-промышленные группы (ФПГ). Зарегистрированная в установленном порядке в соответствующих ведомствах группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объединивших свои материальные ресурсы и капиталы для достижения общей экономической цели. Центральной (головной) компанией в ФПГ может быть как специализированная организация – "управляющая компания", так и входящее в группу производственное предприятие или объединение, банк, финансовая или страховая компания.

v Холдинг. Акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций, управляющая или контролирующая деятельность других компаний, предприятий с целью осуществления контроля над их операциями. Холдинговая компания может не владеть собственным производственным потенциалом и не заниматься производственной деятельностью.

Необходимо отметить, что все перечисленные выше корпоративные объединения в совокупности, по мнению Ивана Петровича Бойко можно назвать средним звеном (уровнем) управления экономикой, который образует основу мезоэкономики (верхний уровень - государство, нижний совокупность первичных товаропроизводителей). Появление среднего уровня означает, что идет процесс консолидации: группы предприятий объединяются под единым руководством. Происходит консолидация капитала. В России эта консолидация началась преимущественно в виде банковских холдингов, на смену которым позднее пришел промышленный капитал.

Основными отличительными чертами этих структур является вхождение в них юридически самостоятельных предприятий и наличие специальной деятельности по координации усилий, направленных на решение некоторой хозяйственной задачи или задач.

Кроме того не редко, перечисленные выше корпорации объединяются между собой образуя трех и даже четырехуровневые корпорации. Например, в "Базовый элемент" входит Русавтопром, владеющий Горьковским автозаводом, который в свою очередь, является концерном, так как включает в себя несколько предприятий. Поэтому в данном случае речь идет о трех уровневой структуре.

Мы определили понятие корпорация, обозначили виды корпоративных объединений, рассмотрели их в совокупности, но было бы не полным, если я не упомянула, что в настоящее время корпорации также отождествляют с понятием интегрированные структуры. Как известно, интегрированные структуры бывают горизонтальные и вертикальные. Поговорим об этом поподробнее.

Вертикально интегрированные структуры. На мой взгляд, вертикальную интеграция можно определить как объединение компаний – смежников или технологически связанных между собой. Преимуществом такой интеграции считается уменьшение зависимости компаний от поставщиков сырья и полуфабрикатов и покупателей готовой продукции. Примером могут служить объединения компаний по нефтедобычи и нефтепереработки.

Горизонтально интегрированные структуры. Объединения однопрофильных компаний. К ее преимущества относят выгоды, в основе которых лежит эффект масштаба производства и размеров и увеличение рыночной доли, а также возможности более эффективной специализации производства компании входящих в горизонтальную интеграцию. Недостатком является сокращение числа конкурентов на рынке. В связи с этим, горизонтальное слияние во всех странах контролируется особо тщательно.

В завершении хотелось бы отметить, что развитие транснациональных или многонациональных корпораций (корпорации, владеющие производственными подразделениями в нескольких странах) во всем мире усиливается, способствуя унификации понятия корпорации в различных, в том числе российской модели управления корпорацией.


1.2 Особенности происхождения российских корпораций


При определении особенностей российских корпораций, в первую очередь необходимо обозначить различия, проистекающие из их происхождения. На сегодняшний день можно достаточно четко различать три вида российских корпораций:

1.                 Корпорации, образованные из приватизированных предприятий (нефтяные и иные энергетические компании, машиностроение, химия, стройиндустрия, ряд банков);

2.                 Корпорации, возникшие из "новых" активов (как правило, в новых отраслях, таких как информационные технологии, финансовый сектор, телекамуникации, а также торговля, сфера услуг, отдельные производства в сфере потребительских товаров);

3.                 Региональные подразделения мировых корпораций, возникшие частично путем покупки отдельных российских предприятий, частично путем инвестиций "полного цикла" (потребительские товары, торговля).

Промежуточные варианты также случаются (например, ВР-ТНК, ОАО "Пивоваренная компания "БАЛТИКА" как комбинация первого и третьего вариантов, АФК "Система" как комбинация первого и второго варианта), но они малочисленны и не определяют общей картины.

Корпорации, построенные на основе приватизации активов, независимо от их отраслевой принадлежности и размера, приходилось решать главную задачу структуризации — превращение из объединения " корпоративных подразделений" (существовавших заводов и иных производственных и сбытовых объектов) в объединение бизнес-единиц. В вертикально — интегрированных корпорациях сырьевой направленности данной структуризация сопровождалось превращением ранее самостоятельных производств - "центров прибыли или центров убытков" в "центр издержек", зачастую с полной потерей стратегической и операционной самостоятельности.

В машиностроении же, напротив, создание бизнес — единиц означало дробление единых предприятий на группы всё более автономных подразделение, становившихся центрами прибыли. При этом часть бизнес - единиц перешла в разряд дочерних т.е. зависимых обществ. Так же происходило избавление крупных предприятий от вспомогательных производств и не профильных активов — они преобразовались в автономные подразделения.

Преобразование первого типа началось с 1993-1995гг. и в отдельных отраслях (например, в электроэнергетики) продолжается по сей день. Можно утверждать, что процессы, происходящие в настоящее время в российских корпорациях в большей степени аналогичны проблемам, которые решались в американских и западноевропейских корпорациях 1970-1980-е гг.

Корпорации, возникшие на основе развития частного капитала, не испытывали проблем реструктуризации. Например, корпорация "Эконика" - малая многопрофильная корпорация. Основными этапами развития корпоративных структур данного типа стали:

1. Переход от функциональной к дивизиональной структуре управления по мере роста направления бизнеса;

2. Развитие института наемных управляющих, позволяющих основателям отойти от операционного руководства.

Важнейшим содержанием первого этапа развития стало создание штабных подразделений, способных осуществлять:

· поиск новых направлений деятельности;

· концентрацию и перераспределение финансовых ресурсов внутри корпорации;

· реализацию новых проектов.

Развитие российских корпораций первого и второго типов 1995-2005гг. было подвержено еще двум факторам:

Во-первых, российские собственники быстро осознали преимущества разделения владения активами, и значительная часть владенческих активов была обособленна, в том числе и путем размещения в оффшорных зонах. В результате, часть корпораций в 2001-2002гг начала объединять владенческие структуры со структурами корпоративного центра в единые структуры владения и управления активами. Так поступила, например, АФК "Система", присоединив в 2002г. владенческие компании "МКНТ и Ко" и "Система-Инвест" к АФК "Система", с целью упорядочения организационной структуры и формирования вертикальной прозрачной структуры собственности.

Во-вторых, в законодательстве об акционерных обществах была введена норма, запрещающая совмещение должностей генерального директора и председателя совета директоров. Как результат, стратегические вопросы управления стали подниматься на уровне председателя Совета директоров корпорации, а на долю генерального директора остались в значительной части текущие вопросы.

Региональные подразделения мировых корпораций (например, McDonalds's, Coca Cola и т.д.). Они управляются согласно принятым в соответствующих корпорациях стандартах для региональных отделений с поправкой на большую численность российских отделений по сравнению со стандартной западноевропейской и американской практикой.


1.3 Характерные черты российских корпораций


Для того чтобы выявить характерные черты российских корпораций, на мой взгляд, необходимо узнать какие формы собственности встречаются среди российских компаний, в каких отраслях самая высокая концентрация предприятий и какие типы корпоративных объединений существуют в России. Поговорим об этом поподробнее:

1.формы собственности российских корпораций:

Для того, чтобы узнать какие формы собственности встречаются, и какая из них преобладает среди российских компаний, я обратилась к статистическому сборнику:


Таблицы № 1 Распределение предприятий и организаций по формам собственности (на 1 января 2008)


Тыс.

В процентах к итогу


1996

2001

2004

2008

1996

2001

2004

2008

Число предприятий и организаций - всего

2250

3346

4150

4675

100

100

100

100

Государственная

322

151

161

142

14,3

4,5

3,9

3,0

Муниципальная

198

217

246

263

8,8

6,5

5,9

5.6

Частная

1426

2510

3238

3855

63,4

75,0

78,0

82,5

прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную

181

209

247

203

9,3

9,3

6,4

4,3

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.