Рефераты. Основные типы организационных структур управления и их особенности






2) повышение творческой активности административно-управленческого персонала за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функ­циональными структурами;

3) рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудо­вой деятельности;

4) увеличение мотивации деятельности за счет децентрализации управления и усиления демократических принципов руководства;

5) усиление контроля за отдельными зада­чами проекта;

6) сокращение нагрузки на руководителей высокого уровня за счет делегирования определенной части полномочий;

7) повышение личной ответственности за выполнение программы в целом и ее составных элементов.

1) ложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и рас­пределением времени на их выполнение;

2) присутствие "духа" нездорового соперничества между руководителями программ;

3) необходимость посто­янного контроля за "соот­ношением" сил между зада­чами управления по целям;

4) трудность в приобре­тении навыков, необходи­мых для работы по новой программе.

 


3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР


Решение о проектировании организационной структуры управления принимается тогда, когда действующая структура неэффективна. В процессе проектирования ставится задача создания такой структуры управления, которая бы наиболее полно отражала цели и задачи организации, т.е. речь идет о том, чтобы вновь созданная структура наилучшим образом позволяла орга­низации взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и таким образом удовлетворять потребности клиентов и дос­тигать своих целей с высокой эффективностью.

Процесс проектирования оргструктуры состоит из трех основных этапов:

1) анализ оргструктур;

2) проектирование;

3) оценка эффективности.


3.1. Анализ оргструктур


Анализ действую­щей оргструктуры управления призван установить, в какой мере она отвечает требованиям, предъявляемым к организации. Т.е. определяют, насколько структура управления рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих ее качество. К оценочным критериям относятся:

·   принципы управления - соотношение между централи­зацией и децентрализацией (сколько и какие решения прини­маются на нижнем уровне? каковы их последствия? какой объем контрольных функций лежит на каждом уровне управ­ления?);

·   аппарат управления - перегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними, распределение полномо­чий и ответственности, выделение в самостоятельные струк­туры каких-то звеньев, изменение характера межфирменных связей, создание в аппарате управления необходимых промежуточных звеньев и т.д.;

·   функции управления - усиление стратегического пла­нирования (корректировка "бизнес-плана"), усиление контроля за качеством продукции, привлечение работников к уп­равлению путем реализации акций, изменение подходов к мотивации труда и пр.;

·   хозяйственная деятельность - изменение технологичес­кого процесса, углубление межфирменного сотрудничества, техническое переоснащение организации и т.п.

В результате анализа можно выявить "узкие" места в де­ятельности организации. Это может быть большая звенность управления, параллелизм в работе, отставание в развитии орг­структуры от происходящих изменений внешней среды.


3.2. Проектирование оргструктур


Методи­ческие подходы к проектированию оргструктуры управления в зависимости от заложенных в них сочетаний используемых методов можно условно объединить в четыре группы.

1)   аналогий - предполагает использование опыта проекти­рования структур управления в аналогичных организациях;

2)   экспертный - базируется на изучении предложений экспертов-специалистов. Они могут (в зависимости от постав­ленных задач) либо сами спроектировать варианты организа­ционной структуры, либо оценить (провести экспертизу) разработанные проектировщиками структуры;

3)   структуризации целей - предусматривает выработку системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой. В этом случае оргструктура управления строится на основе системного подхода, который проявляется в форме графических описаний этой структуры с качественным и количественным анализом и обоснованием вариантов ее построения и функционирования;

4)   организационного моделирования - позволяет чет­ко сформулировать критерии оценки степени рациональности организационных решений. Его суть состоит в разработке фор­мализованных математических, графических или машинных описаний распределения полномочий и ответственности в орга­низации.

В процессе проектирования оргструктур управления орга­низацией, как правило, решаются следующие задачи:

·        опреде­ление типа структуры управления;

·        уточнение состава и коли­чества подразделений по уровням управления;

·        численность административно-управленческого персонала;

·        характер сопод­чиненности между звеньями организации;

·        расчет затрат на содержание аппарата управления.

В конечном итоге устанавливаются управленческие функ­ции для каждого структурного подразделения, потоки информации, взаимосвязи и документооборот, полномочия, ответствен­ность и права подразделений и работников.

Вместе с тем, проектируя новую оргструктуру управления, нельзя забывать о требованиях, предъявляемых к оргструкту­рам, и принципах их построения.

Требования к организационной структуре:

1.   Оптимальность. Структура управления признается оп­тимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наимень­шем числе ступеней управления.

2.   Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы за время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отри­цательные изменения, делающие ненужной реализацию приня­тых решений.

3.   Надежность. Структура аппарата управления долж­на гарантировать достоверность передачи информации, не до­пускать искажений управляющих команд и других передава­емых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.

4.   Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нуж­ный эффект от управления достигался при минимальных зат­ратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полез­ным результатом.

5.   Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.

6.   Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее эле­ментов.

Совершенство организационной структуры управления во многом зависит от того, насколько при ее проектировании со­блюдались принципы проектирования:

1)   целесообразное число звеньев управления и максималь­ное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя;

2)   четкое обособление составных частей оргструктуры (состава ее подразделений, потоков информации и пр.);

3)   обеспечение способности к быстрой реакции на измене­ния в управляемой системе;

4)   предоставление полномочий на решение вопросов тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;

5)   приспособление отдельных подразделений аппарата уп­равления ко всей системе управления организацией в целом и к внешней среде в частности.

Следует иметь в виду, что в различных организациях (с учетом специфики их работы) используются и другие принци­пы построения оргструктур, наиболее полно отражающие осо­бенности их функционирования.

Таким образом, в процессе проектирования оргструктур различают три стадии:

1)   аналитическую (изучение существую­щей практики и требований к построению оргструктур);

2)   проек­тную (проектирование (моделирование) структуры управления);

3)   организационную (организация внедрения спроектированной оргструктуры).

 

3.3. Оценка эффективности оргструктур


Степень со­вершенства оргструктур проявляется в четкости системы управления организацией и высоких конечных результатах ее деятельности. Оценка эффективности управления может быть произведена по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений.

В конечном счете вся работа по проектированию структуры управле­ния сводится к выработке направлений по совершенствованию действу­ющей организационной структуры, повышению эффективности работы аппарата управления.

Отдельные параметры эффективности оргструктуры можно определить, использовав ряд коэффициентов:

1) коэффициент звенности: Кзв=Пзв.ф/Пзв.о,

где Пзв.ф - количество звеньев существующей оргструктуры;

Пзв.о - оптимальное количество звеньев оргструктуры;

2)  коэффициент территориальной концентрации: Кт.к=Ппр.ф/П,

где Ппр.ф - количество организаций данного типа, функционирующих в регионе деятельности нашей организации;

П - площадь региона, на ко­торой функционируют все организации данного типа;

3) коэффициент эффективности организационной струк­туры управления:

Кэ=Рп/Зу,

где Рп - конечный результат (эффект), полученный от функциониро­вания оргструктуры управления;

Зу - затраты на управление (фонд заработной платы АУП, расходы на содержание помещений, на при­обретение и ремонт средств, прием и передачу управленческой ин­формации и др.).

Следует иметь в виду, что поиск взаимосвязей организаци­онной структуры управления с результатами управленческой деятельности весьма затруднен.

В преобладающем большин­стве случаев состояние и эффективность оргструктуры оцени­вают через показатели, характеризующие деятельность управ­ляемого объекта.

Эффективность управления Эу выражают, как правило, по­казателем, представляющим собой отношение экономичности управления Эс к эффективности производства Эп. Эс исчисля­ется делением затрат на управление Ау на совокупную сто­имость основных и оборотных фондов Д и выражается в зат­ратах на управление на единицу стоимости фондов. Эп определяется делением объема условно чистой продукции (Вч.п) на числен­ность промышленно-производственного персонала Ст и выра­жается в количестве произведенной продукции на человека:

Эу= Эс/Эп = (Ау/Д)/(Вч.п/ Ст)

Рассчитанные таким образом предложенные и другие па­раметры эффективности оргструктур могут быть сведены в табл. 6.





Таблица 6

Наименование работ по проектированию

оргструктур

Количество мероприятий

Результаты (показатели)

Затраты на выполнение мероприятий,

млн. руб.

Прирост прибыли от внедрения мероприятий, млн. руб.

Относительное сокращение численности персонала

Рост производительности

1. Совершенствование оргструктуры и форм управления

сокращение звенности

укрупнение  организа­ции

изменение состава структурных подразде­лений

разделение и коопера­ция труда

прочие направления

2. Совершенствование технического и информа­ционного обеспечения

3. Совершенствование ме­тодов управления

4. Изменение функций управления и т.д.







В конечном итоге вся работа по проектированию оргструк­тур управления сводится к выработке направлений по ее со­вершенствованию, что относится к числу важнейших средств повышения эффективности управленческой деятельности организации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В данной работе проведен анализ существующих основных типов организационных структур управления и изучены их особенности существования и функционирования.

На мой взгляд, достигнута цель курсовой работы: изучены основные типы организационных структур управления, показаны их видимые преимущества и недостатки, рассмотрены формы их функционирования и зависимости происхождения одной от другой, а также  этапы их проектирования.

В рамках решения поставленных задач в работе были затронуты теоретические аспекты организации управления, такие как понятие и сущность организации, управление персоналом, организационные отношения в структуре управления; раскрыто понятие организационных структур управления, дан анализ их типологии; показана методология проектирования организационных структур управления.

Сделаны важные выводы по содержанию работы:

Организация – это не только первичное хозяйственное звено в экономике, но и совокупность долговременных норм и правил построения и функционирования рациональных струк­тур и производственных процессов предприятия, обеспечивающих достижение им установленных целей перспективного раз­вития.

Управление людьми имеет важное значение для всех организа­ций — больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промыш­ленных и действующих в сфере услуг. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами являет­ся одним из важнейших аспектов теории и практики управления.

Если не будут четко определены и скоординированы отношения между людьми и организационными подразделениями, эффективность специализации будет потеряна. Чтобы планы были реализованы, кто-то должен фактически выполнить каждую из задач, вытекающих из целей организации. Для это­го руководство обязано найти эффективный способ сочетания ключе­вых переменных, характеризующих задачи и людей.

Организационная структура — один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределени­ем целей и задач управления между подразделениями и работ­никами организации. По сути, структура управления - это орга­низационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

Организационная структура управления не является чем-то застыв­шим, она постоянно совершенствуется в соответствии с изменившимися условиями. В зависимости от характера связей между подразделени­ями организации различают следующие категории организационных структур:

·                       Бюрократические структуры (они относи­тельно стабильны во времени): линейная; функциональная; линейно-функциональная; дивизиональная.

·                       Адаптивные структуры: проектная; бригадная; матричная.

Большинство специалистов в области управления видят в органическом подходе будущее, и критикует бюрократические структуры. Однако при выборе структуры необходимо принимать во внимание условия, в кото­рых действует конкретное предприятие. Дело в том, что бюрократиче­ские и адаптивные структуры представляют собой лишь крайние точки в составе таких фирм. Конкретные структуры реальных предприятий (фирм) лежат между ними, обладая признаками тех и других в разных соотношениях. Иными словами, в управлении, как и в любой другой сфере социальной активности человека, не существует понятия «хоро­шая» или «плохая» система. Есть выбор, соответствующий или не соот­ветствующий имеющимся условиям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Басовский Л.Е. Менеджмент. М., 2002.

2.     Бобрышев Д.Н. Основные категории управления. М, 2006.

3.     Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е., Кислякова Н.А. Основы менеджмента. М., 2001.

4.     Вершигора Е.Е., Ким С.А. и др. Основы управления. Мн., 2003.

5.     Вихаяский О. С., Наумов А.И., Менеджмент. М., 2001.

6.     Воробьев Л.А. Основы управления производством. Мн., 2007.

7.     Гончаров В.В. В поисках совершенства руководства. М., 2004.

8.     Грибов В.Д. Менеджмент. М., 2007.

9.     Ермолович Л.П. Теоретические основы менеджмента. Мн., 2002.

10. Зайцева О.А., Радугин А.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента. М., 2000.

11. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Мн., 2002.

12. Корольков И.И. Организационная структура управления торговлей. Киев, 1999.

13. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М., 2000.

14. Менеджмент организации: Учеб. пособие / Под ред. З.М. Румянцевой. М., 2000.

15. Минаев Э.С. и др. Основы теории менеджмента. М, 2004.

16. Практическое руководство по менеджменту. Мн., 2002.

17. Пустынникова Е.В. Основы менеджмента. М., 2008.

18. Резник С.Д., Игошина И.А., Рез­ник B.C. Введение в специальность «Менеджмент организации». М., 2004.

19. Смирнов СВ. Организация управления предприятием. М. 2003.

20. Фахутдинов Р.А. Понятийный аппарат по менеджменту. М., 2001.




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.