Рефераты. Организация реформирования жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании (на примере Администрации г. Серпухова)






На сегодня имеется две крупных муниципальных управляющих компании. Практически монополистов. Это в свете реформы ЖКХ неверно. По итогам как отопительного сезона 2009–10 годов, так и предыдущих, видно стабильно большое количество жалоб на обслуживание жилого фонда, управляемого ООО «Занарье-ЖКХ». Особенно много их от микрорайона Бумажной фабрики.

В Серпухове действует Программа «Модернизации объектов коммунальной инфраструктуры г. Серпухове на 2007–2010 годы».

Основание для разработки Программы: Национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 №865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы», Концепция программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации, Закон Московской области №11/96-ОЗ «О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области» (в редакции Законов Московской области №47/99-ОЗ, №81/2001-ОЗ, №4/2002-ОЗ, №200/2005-ОЗ, №46/2005-ОЗ), постановление Правительства Московской области от 26.03.2001 №87/6 «О Порядке разработки областных целевых программ и контроля за их реализацией» постановление Главы города Серпухова от 28.02.2006 г. №320 «Об утверждении Порядка разработки городских целевых программ и контроля за их реализацией».

Основной целью Программы является разработка и осуществление комплекса мероприятий, повышающих надежность функционирования всего городского хозяйства, для чего предусмотрены предприятиями ЖКХ:

– ликвидация сверхнормативного износа основных фондов;

– внедрение ресурсосберегающих технологий;

– комплексное внедрение приборного учета отпускаемых коммунальных услуг;

– снижение затрат на производство;

– вывод предприятий ЖКХ в режим бездотационного и устойчивого функционирования;
– разработка комплекса мер по заинтересованности предприятий ЖКХ в снижении затрат на оказываемые коммунальные услуги, по социальной защите населения, исходя из того, что энергосбережение – одно из основных средств социальной защиты в ходе реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства, а также повышение комфортности проживания в жилых домах, построенных более 20 лет назад;

– уменьшение объема утилизации ТБО и КГО;

– ликвидация загрязнителей грунтовых вод и улучшение экологической обстановки в городе;

– экономия природных ресурсов за счет переработки вторичного сырья.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:

– модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;

– повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры;

– привлечение средств внебюджетных источников (в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан) для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры

Сроки и этапы реализации Программы

2007–2010 годы, в том числе:

первый этап – 2007–2008 годы;

второй этап – 2009–2010 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

– Повышение качества предоставления коммунальных услуг;

надежность работы систем жизнеобеспечения города,

– Снижение уровня износа основных фондов до величины, не превышающей 30%;

– Сокращение нерационального использования ресурсов на предприятиях ЖКХ, в том числе топливно-энергетических не менее чем на 20–25%;

– Снижение себестоимости оказываемых услуг;

– Улучшение экологической ситуации; создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных средств для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, администрация города Серпухова в своей деятельности по реформированию ЖКХ придерживается государственного курса модернизации сферы, но в силу сложности управления данной сферой имеются недостатки в реализации рассматриваемого процесса.

 

 


3. Направления по совершенствованию реформирования жилищно-коммунального хозяйства


3.1 Реформирование управления жилищным фондом


На муниципальном уровне осуществляется непосредственное управление жилищным фондом, принимаются конкретные решения по тем или иным направлениям преобразований в жилищно-коммунальной сфере в рамках полномочий, предоставленных органами местного самоуправления Конституцией РФ, Законом РФ «О местном самоуправлении».

В связи с этим важнейшей задачей является разделение функций собственника жилищного фонда, функций управляющих организаций и функций подрядных организаций, предоставляющих те или иные жилищно-коммунальные услуги. В сфере управления муниципальным жильем необходимо разделить функции административного управления и функции управления как хозяйственной деятельности.

Целесообразно как можно скорее завершить процесс разделения функций заказчика и подрядчика по обслуживанию потребителей и эксплуатации объектов ЖКХ.

В отношениях между собственниками и нанимателями целесообразно как можно скорее перейти к реально подписанным договорам найма как основному документу, регулирующему взаимные права и обязанности.

Это касается как договоров социального найма, так и договоров найма (коммерческого найма) вне социального сектора. Органы местного самоуправления вправе утверждать различные виды договора найма в муниципальном жилье, при этом договоры социального найма не должны противоречить типовому договору, утвержденному на федеральном уровне.

Комплекс институциональных преобразований в рамках реформирования жилищно-коммунального хозяйства охватывает следующие основные направления изменений правоотношений и форм собственности, которые должны быть реализованы в региональных программах реформы ЖКХ:

– продолжение изменений структуры собственности в жилищном фонде (регламентируется Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»);

– создание товариществ собственников жилья (регламентируется Федеральным законом «О товариществах собственников жилья», примерным Уставом ТСЖ, примерными положениями об обслуживании и о финансировании ТСЖ; на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований принимаются соответствующие нормативные документы, отражающие особенности региона и города);

– преобразование предприятий ЖКХ в хозяйствующие субъекты с более высокой степенью независимости и ответственности, равноправных партнеров договорных отношений (регламентируется Гражданским Кодексом РФ, положениями о формировании договорных отношений, о службе заказчика), в том числе путем акционирования (регламентируется действующей до сих пор Программой приватизации, содержащееся в которой разрешительное право со стороны органов местного самоуправления практически остановило процесс акционирования на уровне 1994 г. – 10% числа предприятий водо- и энергоснабжения, что объясняется часто обоснованными опасениями потери управляемости акционированным предприятием); необходима разработка на федеральном уровне нового положения, регламентирующего особенности акционирования коммунальных предприятий – естественных монополий, в частности, с оставлением за городом контрольного пакета акций;

– муниципализация государственных предприятий ЖКХ (используются нормативы материально-технического обеспечения ЖКХ).

Развитие договорных отношений

Новый этап в развитии договорных отношений предполагает переход от освоения формальных процедур заключения договоров предприятий ЖКХ с органами местного самоуправления и потребителями к созданию единого правового поля, обеспечивающего сочетание прав обязанностей и ответственности участников договорных отношений, защиту интересов потребителей, независимость и ответственность предприятий, эффективную регулирующую роль органов местного самоуправления. Реализация указанных задач определяется использованием норм Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской и субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления имеют право самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Гражданский кодекс Российской Федерации определил и закрепил нормы, регулирующие права собственности, договор найма жилого помещения, принципы договорных отношений местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц и потребителей. При разработке региональных программ целесообразно использовать «Положение о формировании договорных отношений в ЖКХ», «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету в условиях создания служб заказчика».

На федеральном уровне должны быть доработаны примерные договоры социального и коммерческого найма жилых помещений. До их разработки государственные органы субъектов Федерации могут разрабатывать и применять свои соответствующие нормативные акты.

Должны получить свое развитие и совершенствование формы и содержания договоров на обслуживание жилья и поставку коммунальных услуг. В обязательном порядке в них должны содержаться показатели качества обслуживания, уровень и порядок оплаты услуг, санкции к обеим сторонам за нарушение условий договора. На федеральном уровне должны быть разработаны примерные договоры по каждому виду услуг, на региональном – утверждены формы договоров, отражающие особенности и уровень обслуживания конкретного региона, города. Кроме того, должна быть разработана система правовой и административной ответственности заказчика, предприятий ЖКХ и потребителей услуг за уклонения от заключения договоров, за нарушение договорных обязательств по качеству услуг и их оплате.


3.2 Управление и государственное регулирование ЖКХ


Организация управления ЖКХ основана на разграничении функций, прав и ответственности уровней и субъектов управления в соответствии с Постановлением «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». С целью государственного регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства, особенно предприятий – естественных монополистов, должен быть разработан Федеральный закон «О государственных минимальных стандартах». Важную роль должна играть в организации регулирования деятельности ЖКХ разрабатываемая «Программа демонополизации и развития конкуренции на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства». Правовой основой антимонопольного регулирования, развития конкуренции в ЖКХ является закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Указы Президента РФ «О новом этапе реализации Государственной целевой программы «Жилище»» и «О развитии конкуренции предоставления услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищного фонда».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.