Рефераты. Организация реформирования жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании (на примере Администрации г. Серпухова)






Широкое использование системы делегированного управления в коммунальном хозяйстве России приведет не только к модернизации и повышению эффективности использования объектов жизнеобеспечения населения, но и к прямой экономии ресурсов и дальнейшему рефинансированию средств, направляемых на финансирование коммунального хозяйства. После окончания действия договора на делегированное управление (концепции) муниципальные образования получают модернизированную инфраструктуру при уменьшении себестоимости поставляемых ресурсов и повышении качества услуг.

Для муниципалитетов и предприятий отрасли основными преимуществами использования механизма делегированного управления в коммунальном хозяйстве являются:

− передача самых современных технологий и управленческих навыков, внедрение форм организации хозяйствования;

− переход в собственность муниципального образования, после истечения сроков договоров, современного оборудования и производства;

− ограничение финансового участия соответствующих бюджетов в осуществлении проектов модернизации и развития предприятий;

− приток дополнительных инвестиций в регион или муниципальное образование;

− создание конкурентной среды в отрасли;

− создание дополнительной занятости и стимулирование экономической активности в регионе, так как часть средств, вкладываемых в проект, тратится на территории его реализации в виде приобретения необходимых материалов, найма рабочей силы и т.д.;

− развитие отечественного кадрового потенциала;

− возможность передачи в делегированное управление как предприятия в целом, так и отдельных объектов коммунальной инфраструктуры.

Проведенные исследования показали, что проводимые преобразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства содержат конструктивные меры, позволяющие осуществлять взвешенную политику повышения уровня оплаты ЖКУ с обязательным гарантированным усилением мер по социальной защите населения.

Дифференциация подходов к оплате с учетом реальной платежеспособности разных слоев населения – единственный возможный путь стабилизации финансирования предприятий средствами населения при обязательном снижении издержек по предоставлению жилищно-коммунальных услуг.

Реальное положение с финансированием предприятий ЖКХ показывает, что модернизация оборудования собственными силами не возможна, там едва хватает средств на текущее содержание инженерной инфраструктуры городов. За последние годы сумма средств из бюджетов всех уровней, направляемая в жилищно-коммунальное хозяйство, практически не меняется и составляет порядка трети от годовой потребности. К сожалению, дальнейшее увеличение бюджетных ассигнований на эти цели не представляется реалистичным. Переложить платежи населения на промышленные предприятия, увеличив перекрестное субсидирование, нецелесообразно, ибо сохранение перекрестного субсидирования отрицательно сказывается на развитии экономики в целом и конкурентоспособности отечественных производителей. Таким образом, остается один источник – полная оплата потребляемых ЖКУ высокодоходными категориями граждан.

Таким образом, основными направлениями в реформировании жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании должны быть:

– реформирование управления жилищным фондом;

– управление и государственное регулирование ЖКХ;

– совершенствование финансирования и ценообразования в сфере ЖКХ.




Заключение


Преобразования жилищно-коммунальной отрасли – важнейшая составляющая всего комплекса проводимых государством реформ.

Трудно назвать еще одну отрасль, где так тесно переплелись технические, экономические, социальные, политические аспекты, непосредственно затрагивающие интересы каждого жителя.

В работе рассматривается организация реформирования жилищно-коммунального хозяйства в городе Серпухове Московской области.

Сегодня квартиры в домах подразделяются на приватизированные и не приватизированные, сами жильцы так же зачастую разделились на плательщиков и неплательщиков потребляемых услуг, что осложняет сведение воедино оценочных показателей и проведение общих технических мероприятий. Анализ остроты широкого круга вопросов реформирования ЖКХ подтверждает, что все они оказываются первоочередными, а потому требуют комплексного подхода в своем решении.

Здесь и состояние жилищного фонда, проблема обновления производственно-технической базы предприятий коммунального хозяйства (износ фондов давно за пределами допустимых норм), и актуальность экономии тепло – энергоресурсов и обеспечение должного уровня качества жилищно-коммунальных услуг, и приемлемость расценок на них в соответствии с уровнем доходов населения. Комплексность решения держится на финансовом обеспечении и развитой современной нормативно-законодательной базе, отвечающей новым условиям хозяйствования. Но и то и другое, к сожалению, требует проведения реформ, которые могут идти только единым курсом: финансовое обеспечение должно быть законодательно закреплено в муниципальном бюджете, что позволит гарантировать исполнение полномочий органов местного самоуправления, в том числе, как основных проводников жилищно-коммунальной реформы на местах.

Необходимо разработать дифференцированный порядок гарантированной компенсации местному бюджету расходов по оказанию социальной поддержки в оплате жилищно-коммунальных услуг всем категориям граждан за счет местной казны в рамках определенного государственного стандарта такой поддержки.

Муниципальные предприятия ЖКХ города Серпухова, имеющие бюджетное субсидирование, одновременно платят НДС, налог на землю. Налоговые платежи естественно влияют на тариф. Необходимо исключить из налогооблагаемой базы средства, поступающие в виде дотаций из бюджетов всех уровней на развитие и обслуживание объектов ЖКХ.

Не вызывает сомнения, что платежи коммунальных услуг потребителем должны перестать быть предметом судебных разбирательств. Но для этого и тарифы должны быть иные. Кстати сказать, проводимая многоплановая реформа ЖКХ оценивается населением прежде всего через тарифы. Такое «тарифицированное» восприятие обязывает сделать их максимально обоснованными. Новые реальные тарифы должны сочетать интересы всех взаимодействующих сторон в производстве и потреблении коммунальных услуг, позволяет содержать и развивать материально-техническую базу ЖКХ, своевременно выплачивать зарплату работникам данной сферы, рассчитываться с поставщиками тепло – энергоресурсов, ликвидировать запредельное потребление воды, газа и т.д. и в тоже время быть по карману населению. Это возможно при условии «прозрачности» их экономического наполнения. Не окажется лишней процедура подтверждения обоснованности тарифов независимыми аудиторскими компаниями.

Не следует так же забывать, что намечаемая стопроцентная оплата данных услуг населения может прийти в противоречие с невозможностью предоставления и стопроцентного уровня их качества в силу слабой технической базы ЖКХ, а стало быть, с положениями закона о защите прав потребителя.

Тарифная проблема сложна еще и тем, что ее решение зависит от общей экономической среды. Если инфляция превышает 10%-й уровень, то пересмотр тарифов на энергоносители предполагается осуществлять дважды в год, но в таком случае тариф перестает действовать как инструмент бюджетного планирования, позволяющей достичь сбалансированности планов финансовых действий всех трех уровней бюджетной системы.

Перед законодателями стоит непростая задача – отстоять интересы производителей жилищно-коммунальных услуг, поставщиков энергоносителей в условиях рынка, усилив правовую ответственность квартиросъемщиков и собственников жилых помещений за неуплату коммунальных услуг. И вместе с тем, обеспечить правовую защиту населения от действий предприятий-монополистов топливно-энергетического комплекса по ограничению и прекращению подачи газа, тепла, электроэнергии в жилищный фонд и объекты социальной инфраструктуры – больницы, родильные и детские дома, являющиеся нарушением элементарных прав граждан.

От законодателей муниципалитет ждет решения вопроса о недопустимости процедуры банкротства предприятий ЖКХ, которая ведет к банкротству бюджета органов местного самоуправления. Так же, как и недопустимости ареста счетов муниципальных учреждений по иску энергопоставщиков за неуплату.

Хотелось бы, чтобы новый Жилищный кодекс стал важной вехой законодательного обеспечения дальнейших реформ ЖКХ, на ряду с многочисленными частными вопросами такими как (определение понятия «второе жилье», важного для установления дифференцированных тарифов за жилищно-коммунальные услуги) особое внимание получило изложение компетенции органов местного самоуправления в регулировании всего комплекса вопросов данной сферы на низовом уровне, в том числе оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами, имеющими сверхнормативную жилплощадь и два или более жилых помещения.

Трудности и ошибки начального этапа жилищно-коммунальной реформы позволяют сформировать ряд принципов, которые должны быть положены в ее основу.

1. Принцип комплексного подхода. Жилищно-коммунальная реформа – это система мероприятий, и ее эффективность будет определяться тем, насколько согласованно и синхронно будут осуществляться ее составные части. Основные задачи реформы – переход к самофинансированию жилищно-коммунального хозяйства за счет повышения доли платежей населения и повышение эффективности развития этой сферы за счет ее включения в рыночные отношения. Приоритет отдан решению первой задачи. Нарастание разрыва между ними приведет к дискредитации самой идеи реформы и фактически к ее провалу.

2. Принцип самофинансирования. Одна из основных целей жилищно-коммунальной реформы состоит в том, чтобы включить жилищно-коммунальные услуги в рыночную среду: затраты производителей услуг должны оплачивать сами потребители с учетом количества и качества потребляемых услуг. Это позволит освободить бюджетные средства и предотвратит превращение муниципальных бюджетов в бюджеты жилищно-коммунального хозяйства.

3. Принцип социальных гарантий. Жилищно-коммунальная реформа является составной частью социальной политики, и чтобы не противоречить целям этой политики, она должна отвечать следующим требованиям:

– расходы населения на содержание жилищно-коммунального хозяйства не должны превышать определенной доли общего совокупного дохода семьи;

– высокодоходные группы населения должны оплачивать расходы на содержание своего жилья полностью;

– население с низкими доходами должно получать компенсацию для возмещения расходов на оплату социальной нормы жилищно-коммунальных услуг.

Меняется форма участия государства в финансировании жилищно-коммунального хозяйства: дотации будут получать не предприятия этого хозяйства, а население, пользующееся его услугами и имеющее по социальным показателям право на возмещение определенной доли платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.