Рефераты. Организация реформирования жилищно-коммунального хозяйства в муниципальном образовании (на примере Администрации г. Серпухова)






2. Экономическая привлекательность инвестиций в тепло-энергосберегающие проекты и развитие городской инфраструктуры для инвесторов.

Экономическая привлекательность тепло- и энергосберегающих проектов для инвесторов состоит в том, что в качестве источников погашения заемных средств, взятых инвестором на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате сокращения себестоимости производства дорогостоящих коммунальных услуг.

Резервы сокращения себестоимости производства коммунальных услуг в проектах тепло-энергосбережений за счет уменьшения потерь и сбережений тепла и энергии очень велики и могут достигать 50%. Условиями выполнения таких проектов за счет внебюджетных источников должны служить:

– сохранение в прежнем объеме прежних бюджетных дотаций реконструирующимся коммунальным предприятиям на время выплат по кредиту;

– удержание на время выплат по кредиту уровня оплаты коммунальных услуг на текущем уровне с учетом инфляции, несмотря на реальное падение себестоимости их производства.

В ставке оплаты для населения, целесообразно предусмотреть выделение отдельной строкой платежа, соответствующего объему полученной экономики в расчете на пользователя услуг. Это обеспечит возможное зачисление полученной суммы экономики на отдельный счет и предотвратит расходование данных средств не по назначению.

3. Социальная справедливость. Городская инфраструктура служит многие десятилетия не одному поколению, поэтому наиболее справедливой моделью, с этой точки зрения, следует признать долгосрочные займы (кредиты) с последующим инвестированием полученных средств в городскую инфраструктуру и выплатами по долгам в течение относительно долгосрочного периода. Таким образом, может быть достигнута справедливость в распределении бремени финансирования капиталовложений между несколькими поколениями пользователей.

4. Стимулирование других аспектов реформы ЖКХ и развития рынка долгосрочного кредитования в регионе и городе посредством займов на развитие жилищной инфраструктуры.

Многие муниципальные образования уже освоили формы заимствования средств, самостоятельно выпускают облигации, привлекают кредиты банков. Пока еще большая часть их активности приходится на рынок краткосрочных заимствований, посредством которых финансирование ннфраструктурных проектов невозможно.

По мере снижения рыночной процентной ставки по кредитам банков, снижения ставки рефинансирования ЦБ, доходности по ГКО и другим высокодоходным инструментам федерального уровня, муниципалитетам целесообразно обращаться к поискам среднесрочных и долгосрочных кредитов в рамках программы финансирования развитие жилищной инфраструктуры.

Переход на внебюджетные источники финансирования развития жилищной инфраструктуры, в частности займы (кредиты), оказывает дополнительное позитивное воздействие на другие аспекты реформы ЖКХ и развитие городских и региональных финансовых рынков:

– муниципальные предприятия к муниципалитеты в отчетах о своей деятельности, предоставляемых инвесторам, в особенности иностранным, начинают опираться на международные стандарты бухгалтерского учета и раскрытия информации, что значительно расширяет для них рынок инвесторов (кредиторов) и улучшает условия заимствования;

– муниципалитеты совместно с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства проводят рационализацию платежей (ставок, тарифов) за коммунальные услуги, которая предполагает, ликвидацию практики перекрестного субсидирования.

5. Повышение инвестиционной привлекательности города через развитие новых форм обеспечения (залога) муниципальных займов. Большое влияние на условия кредита и возможность создать конкурентную среду кредиторов и инвесторов оказывает обеспечение возврата муниципального займа (кредита) надежным залогом. Имущественный залог в данном случае не имеет смысла, так как объекты жилищной инфраструктуры мало ликвидны. Вместо имущества, как залогом, так и источником погашения могут служить коммунальные платежи (выручка коммунальных предприятий). Имеет смысл передавать в залог часть потока платежей населения, так как они обладают наибольшей ликвидностью. Население расплачивается реальными деньгами, и процент неплатежей за коммунальные услуги у населения значительно ниже, чем у предприятий.

Кредит целесообразно обеспечить гарантиями города (области) в размере суммы запланированных дотаций. Эти гарантии могут быть оформлены как поручительством, в котором город гарантирует кредита из бюджета, так и переданными в залог своими векселями.

Сроки и этапы реализации реформирования

Концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства будет выполняться поэтапно в течение 2002–2010 гг.

На первом этапе (2002–2003 гг.) будут реализованы первоочередные мероприятия, рассчитанные на немедленное получение положительного эффекта. К числу важнейших относятся мероприятия:

– по проведению инвентаризации, реструктуризации и ликвидации задолженности бюджета и бюджетных организаций и других потребителей, в том числе населения, перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса;

– прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

– постепенная ликвидация дотационности предприятий жилищно-коммунального хозяйства;

– переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном комплексе;

– совершенствование механизмов социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;

– формирование необходимой нормативно-правовой базы для осуществления намеченных задач.

На втором этапе (2004–2005 гг.) будет реализован основной блок и мероприятий по реформированию жилищно-коммунального комплекса, в том числе:

– переход на 100%-ю оплату населением жилищно-коммунальных услуг;

– развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве;

– переход к профессиональному управлению жилищным фондом;

– создание системы регулирования естественных локальных монополий;

– разработка нормативно-правовой базы, стимулирующей привлечение частных инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс.

На третьем этапе (2006–2010 гг.) будет осуществлен:

– переход от дотирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства к прямому субсидированию малообеспеченных семей;

– переход к системе персонифицированных социальных счетов граждан;

– реализация стратегических мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса и повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения.
На этом этапе будут реализованы стратегические мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого развития жилищно-коммунального комплекса на основе привлечения частных инвестиций; апробированы рыночные механизмы привлечение инвестиций в форме банковских кредитов и облигационных займов, а также реализован комплекс мер по снижению рисков кредитования этой сферы путем предоставления государственных и муниципальных гарантий.

Возможность привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов определяется в значительной степени тем огромным потенциалом ресурсосбережения, которым обладает жилищно-коммунальный комплекс. Однако данные мероприятия могут быть в полной мере задействованы лишь при формировании внешних условий (обеспечении финансовой стабильности предприятий ЖКХ, формировании эффективного тарифного регулирования, условий для развития рыночных механизмов привлечения инвестиционных средств, установлении четких договорных отношений и т.д.).

Без этого невозможно будет кардинально решить проблему инвестиционного финансирования жилищно-коммунального комплекса и обеспечить его устойчивое и эффективное развитие, направленное на качество предоставления услуг.

Важнейшей предпосылкой успешной реализации реформы является формирование благоприятных условий для привлечения в отрасль российских и иностранных инвестиций. Устойчивый приток инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс за счет привлечения ресурсов коммерческих банков или иных источников заемных средств можно достичь путем снижения рисков инвестирования и разработки механизмов, позволяющих обеспечить кредиты наиболее ликвидными активами жилищно-коммунальных предприятий – платежами потребителей услуг.

В настоящее время предложений заемного финансирования проектов развития коммунальной инфраструктуры поступает мало из-за высоких рисков инвестирования, низкой прозрачности в сфере корпоративного и финансового управления коммунальных предприятий, отсутствия у предприятий потенциальных заемщиков опыта по подготовке кредитных заявок, бизнес-планов и проектов, а у потенциальных кредиторов навыков оценки кредитоспособности заемщиков и обоснованности кредитных проектов. Особенностью таких проектов в муниципальном городском хозяйстве является тот факт, что собственник имущества муниципальных предприятий имеет все необходимые полномочия для проведения преобразований, результатом которых будет снижение риска инвестирования и повышение их кредитоспособности (тарифное регулирование, договорные отношения и т.д.). Регулирующие органы имеют все механизмы, с помощью которых можно добиваться большей прозрачности в корпоративном и финансовом управлении предприятиями: независимые аудиторы, установление нормативных требований и т.п.

Наконец, государство и органы местного самоуправления, заинтересованные в привлечении долгосрочных заемных ресурсов для финансирования крупных инвестиционных проектов по модернизации жилищно-коммунального хозяйства, которые не могут быть профинансированы за счет текущих доходов или бюджета, могут первоначально взять на себя кредитные риски путем предоставления бюджетных гарантий, а также утвердив стандарты и процедуры по обеспечению привлечения заемного финансирования.

Государственная поддержка инвестиций в модернизацию жилищно-коммунального комплекса.

Первое направление связано со срочным привлечением федеральных бюджетных ресурсов международных кредитных организаций под гарантии субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для финансирования наиболее подготовленных и эффективных инвестиционных проектов в коммунальном секторе на конкурсной основе. Предполагается софинансирование данных проектов со стороны региональных и местных бюджетов, а также коммунальных предприятий.

Второе направление включает создание финансовых механизмов минимизации рисков привлечения частных заемных и прямых инвестиций в жилищно-коммунальный сектор, в том числе путем предоставления государственных или муниципальных гарантий кредиторам, создания системы рефинансирования кредитов за счет привлечения средств вторичных инвесторов под гарантии государства или муниципалитета.

Передача муниципальной собственности в делегированное управление должна осуществляться только на конкурсной основе и лишь тем фирмам-операторам, опыту которых можно доверять. Фирма-оператор, занимаясь на основе договора о делегированном управлении (концессии) с органами местного самоуправления комплексным обслуживанием населения, будет заинтересована в обеспечении бесперебойной работы и модернизации коммунальных систем. При этом оплата коммунальных услуг населением является самим источником возврата вложенных средств. Таким образом, приведение в действие механизма делегированного управления муниципальной собственностью способно привести к повышению качества и надежности коммунального обслуживания потребителей. Резко уменьшится объем средств, выделяемых на ликвидацию постоянных аварий на муниципальных инженерных сетях. Энергосбережение и действенный контроль объема потребления ресурсов также приведут к общему уменьшению затрат, так как замена устаревших инженерных сетей на более эффективные неминуемо приведет к снижению, причем значительному, себестоимости производства коммунальных услуг. Повысится качество системы управления коммунальными предприятиями, произойдет модернизация и реконструкция их основных фондов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.