Рефераты. Методы управления проектами






Методы управления проектами

1. Мир управления проектами


Проект (англ – project) – это что-либо, что однажды задумывается или планируется, например, предприятие (толковый словарь Webster).

Проект – некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения.

Проекты – это то что изменяет наш мир: строительство здания, программы научно-исследовательских работ, реконструкция предприятия, создание новой организации, разработка новой технологии и техники, сооружение корабля, создание кинофильма, развитие региона и т.п.

Проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты.

Под проектом понимается система сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для их реализации физических объектов, технологических приемов, технической и организационной документации, материальных, трудовых и иных ресурсов, а так же управленческих решений и мероприятий по их выполнению.

Проект является целенаправленной, ориентированной во времени последовательностью, как правило однократных, комплексных и нерегулярно повторяющихся действий (мероприятий или работ) со следующими специфическими признаками:

-       однократность и комплексность структуры проекта;

-       сложность структуры проекта;

-       специфичность содержательных и финансовых результатов;

-       заданность сроков начала и окончания и тем самым, заданность временной цели;

-       нерегулярность осуществления.

Проект это одноразовая совокупность действий и задач, обладающая следующими отличительными признаками:

1.                 Четкие цели которые должны быть достигнуты, с одновременным выполнением ряда технических, экономических и других требований;

2.                 Внутренние и внешние взаимосвязи задач, работ, операций и ресурсов, которые требуют четкой координации в процессе реализации проекта;

3.                 Определенные сроки начала и окончания проекта;

4.                 Ограниченные ресурсы;

5.                 Определенная степень уникальности цели проекта, условий осуществления;

6.                 Неизбежность различных конфликтов.

Проект, это товар, реализуемый по условиям и потребностям заказчика, будущего владельца. В рыночной экономике, заказчик (владелец) – отдельное, заинтересованное в реализации проекта физическое или юридическое лицо, вкладывающее в проект свои или заемные средства и принимающее решения по вопросам сроков, стоимости, контроля, качества и т.д.

Методы управления проектами позволяют:

·                    определить цели проекта и провести его обоснование, его жизнеспособность.;

·                    выявить структуру проекта (подцели, задачи, работы которые предстоит выполнить);

·                    определить необходимые объемы и источники финансирования;

·                    подобрать исполнителей – в частности, через процедуры торгов и конкурсов;

·                    подготовить и заключить контракты;

·                    определить сроки реализации проекта, составить график его выполнения, рассчитать необходимые ресурсы;

·                    рассчитать смету и бюджет проекта;

·                    планировать и учитывать риски;

обеспечить контроль за ходом реализации проекта и др. Управление проектом – искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.

Варианты схем управления проектами.

«Основная» система». Руководитель (менеджер) проекта представитель («агент») заказчика, финансовой ответственности за принимаемые решения не несет. Им может быть любая фирма – участник проекта. В этом случае менеджер проекта отвечает за координацию и управление ходом разработки и реализации проекта, в контрактных отношениях с другими участниками проекта (кроме заказчика) не состоит. Преимущество – объективность менеджера, недостаток – риск за судьбу проекта лежит на заказчике.

Система «расширенного управления». Руководитель (менеджер) проекта – принимает ответственность за проект в пределах фиксированной (сметной) цены. Менеджер обеспечивает управление и координацию процессов проекта по соглашениям между ним и участниками проекта в пределах фиксированной цены. Им может быть подрядная или консалтинговая фирма (иногда – инжиниринговая). Консалтинговая фирма управляет проектом, координирует поставки и работы по инжинирингу. Риск возлагается на подрядчика.

Система «ускоренного строительства» (система «под ключ») Руководитель (менеджер) проекта – проектно-строительная фирма, с которой заказчик заключает контракт «под ключ» с объявленной стоимостью проекта.

Можно выделить несколько основных факторов (классификационных признаков), которые определяют каждый конкретный проект:

¨                  масштаб (размер) проекта;

¨                  сложность проекта;

¨                  сроки реализации;

¨                  ограниченность ресурсов;

место и условия реализации проекта.

Инвестиционный проект. Понятие «инвестиционный проект» употребляется в двух смыслах:

как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;

как система организационно правовых расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких либо действий или описывающих такие действия.

Формы инвестиций:

денежные средства и их эквиваленты (ценные вклады, оборотные средства, паи и доли в уставных капиталах предприятия, ценные бумаги, кредиты, займы, залоги);

земля;

здания, сооружения, оборудование и любое другое имущество, используемое в производстве и обладающее ликвидностью;

имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом, секреты производства, лицензии на передачу прав промышленной собственности.

Малые проекты. Малые проекты допускают ряд упрощений в процедуре проектирования и реализации, формирования команды проекта и т.д.

Мегапроект. Это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем.

Качество-бездефектные проекты в качестве доминирующего фактора используют повышенное качество (атомные электростанции)

Мультипроекты – это комплекс взаимосвязанных проектов.

Монопроекты – имеют четко очерченные ресурсные, временные и др. рамки, реализуемые единой проектной командой, и представляют собой отдельные инвестиционные, специальные и др. проекты.

Международные проекты.

Период времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации называется жизненным циклом проекта (проектным циклом).

Любой проект проходит через какие-то фазы. Состояния, через которые проходит проект, принято называть фазами, этапами или стадиями.

В любом проекте можно выделить два крупных блока работ:

1. Основная деятельность по проекту сводится к следующему: прединвестиционные исследования;

-                      планирование проекта;

-                      разработка проектно-сметной документации;

-                      проведение торгов и заключение контрактов;

-                      строительно-монтажные работы; выполнение пуско-наладочных работ;

-                      сдача проекта;

-                      эксплуатация проекта, выпуск продукции;

-                      ремонт оборудования и развитие производства;

-                      демонтаж оборудования (закрытие проекта)

2. Обеспечение проекта:

-                      организационное;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.