Рефераты. Методы стратегического финансового контроллинга
Традиционно этот инструмент используется при оптимизации
портфеля ценных бумаг инвестора. Финансист под сроком «портфолио» понимает оптимальный с точки зрения
комбинации риска и прибыльности набор инвестиций (концепция оптимизации
портфеля инвестиций Марковица, модель оценки капитальных активов). В основе
портфельного анализа положены два оценочных критерия: теперешняя стоимость
ожидаемых доходов от владения ценными бумагами (проценты, дивиденды) и уровень рискованности вложений.
По аналогии с ценными бумагами можно проводить анализ
портфеля продукции (услуг), производством которых занимается предприятие.
Понятно, что портфельный анализ целесообразно использовать на тех предприятиях,
которые занимаются производством многих видов продукции. В ходе анализа
отдельные продуктовые группы выделяются в соответствующие стратегические
«бизнес-единицы», каждая из которых оценивается с точки зрения прибыльности та рискованности производства.
В ходе анализа используются две широко известные в теории и
практике портфельные матрицы:
* портфель «рост рынка — частица рынка» (матрица Бостонской консультативной группы);
* портфель «привлекательность рынка — конкурентные преимущества»
(матрица Мак-Кинси).
На основе результатов портфельного
анализа принимаются решения относительно дополнительных инвестиций в отдельные
производственные программы, реинвестиций или дезинвестиций, а также определяется стратегия управления рисками в разрезе каждой из
стратегических бизнес-единиц.
3.10. АВС-анализ
Данный метод стратегического контроллинга используется при селективном отборе
самых ценных для предприятия поставщиков и клиентов, важнейших видов сырья и
материалов, самых весомых элементов затрат, самой рентабельной продукции, самых
эффективных направлений капиталовложений. ABC-анализ
заключается в выявлении и оценке незначительного числа
количественных величин, которые являются самыми ценными и имеют наибольший
удельный вес в общей совокупности стоимостных показателей. Согласно с этим
методом исследуемая совокупность, например запасы сырья и материалов, делится
на три части:
* группа А — запасы, которые являются самыми ценными с
точки зрения и стоимости, однако могут использоваться предприятием в
незначительном количестве в натуральном выражении;
* группа В — средние по величине запасы как в
количественном, так и в денежном выражении;
* группа С — запасы с наибольшим объемом в
натуральном выражении, однако незначительные с точки зрения их стоимости.
Основное внимание в процессе управления товарно-материальными
запасами уделяется запасам, отнесенным к группе А, меньшей мерой — группы В и
С. Концентрация внимания на приоритетных направлениях управления запасами и дебиторской
задолженностью, снижения себестоимости продукции, самых реальных путях
увеличения объемов реализации позволяет повысить эффективность управления
финансами предприятия в целом. Так, концентрация усилий на поиске резервов
снижения затрат, которые занимают наибольший удельный вес в структуре
себестоимости продукции, принесет более ощутимые результаты, чем в случае
поиска резервов снижения тех затрат, которые занимают небольшой объем. В
структуре себестоимости продукции большинства отечественных предприятий более
значительный удельный вес занимают расходы на сырье и материалы. Это означает,
что субъектам ведения хозяйства целесообразно проводить ABC-анализ данного
элемента затрат.
Анализ можно осуществлять в разрезе отдельных поставщиков или
отдельных видов сырья и материалов. В последнем случае в ходе анализа
отбираются виды сырья (материалов, комплектующих), на которые в стоимостном
выражении приходится наибольший удельный вес в структуре себестоимости за
данным элементом затрат. С целью проведения эффективного ABC-анализа сырья и
материалов в зарубежной практике рекомендуется применять такую классификацию
отдельных их видов:
1) А-сырье — виды сырья (материалов), на которые приходится
свыше 50 % затрат в общей структуре;
2) В-сырье— виды сырья (материалов), удельный вес которых в
общей структуре закупок превышает 25 %;
3) С-сырье — другие, незначительные виды сырья
(материалов).
Понятно, что наибольшие резервы снижения затрат за элементом
«сырье и материалы» могут быть выявлены при анализе А-сырья. Для установления
данных резервов подбирается соответствующий каталог мероприятий:
* более детальная оценка потерь сырья (материалов) на
каждой стадии производства;
* минимизация потери качества сырья (материалов);
* обсчет норм расходов за методом нуль-базис
бюджетирования;
* подбор более экономических технологий;
* оптимизация запасов;
* переговоры с поставщиками на предмет снижения закупочных
цен;
* поиск альтернативных поставщиков;
* более жесткий контроль за сохранением сырья (материалов).
С целью оптимизации запасов на практике достаточно часто АВС-анализ комбинируют
с другим методом контроллинга— XYZ-анализом , который
характеризует равномерность запуска отдельных видов сырья (материалов) в
производство. Данный метод широко используется в процессе нормирования
оборотных средств для создания производственных запасов. В ходе XYZ-анализа
самые потребляемые виды сырья (материалов) группируются в зависимости от уровня
их потребления в три класса:
1) Х-сырье— виды сырья (материалов), которые равномерно
потребляются в производстве без существенных колебаний;
2) Y-сырье — виды сырья (материалов), уровень потребления
которых существенно колеблется, например в зависимости от производственного
цикла или сезонности производства;
3) Z-сырье — сырье и материалы, которые потребляются
нерегулярно и характеризуются высоким уровнем колебания в их потребности.
В зависимости от класса, к которому отнесенное сырье, зависит
точность прогнозирования ее потребности для производства, а следовательно,
величина запасов. Понятно, что потребность в Х-сырье характеризуется наивысшим
уровнем точности прогнозирования и нормирования; Y-сырье — средним уровнем
точности. Потребность в Z-сырье очень тяжело спрогнозировать. Исходя из этого
можно прийти к выводам относительно рекомендуемой величины запасов (объема
оборотных средств, которые замораживаются в них): в первом случае объемы
запасов являются минимальными; во втором — в определенные периоды запасы должны
быть высокими; в третьем — постоянные запасы создавать вообще нецелесообразно.
ABC-анализ можно использовать для
поиска резервов снижения себестоимости в разрезе отдельных центров затрат,
инвестиционных проектов или видов продукции. Кроме этого, данный метод
пригодный для оптимизации портфеля продукции, производством и реализацией
которой занимается предприятие, максимизации объемов реализации продукции и тому подобное.
3.11. Анализ сильных и слабых мест на предприятии
Одним из методов стратегического контроллинга есть так называемый анализ сильных (Strength)
и слабых (Failure} мест, и имеющихся шансов (Opportunity) и
рисков (Threat). В экономической литературе этот вид анализа отражается
также как SWOT-анализ (SWOT-analysis). Данный вид анализа может
осуществляться относительно всего предприятия, его структурных подразделений, а
также в разрезе отдельных видов продукции. На основе результатов анализа
эндогенной среды разрабатываются рекомендации относительно:
1) устранения имеющихся слабых мест;
2) эффективного использования существующего потенциала
(сильных сторон).
На рис. 3.6. в виде матрицы приведены типичные примеры
сильных и слабых сторон отечественных предприятий, а также шансов и рисков,
которые могут возникнуть под действием внешних обстоятельств.
Сильные стороны:
* квалифицированный инженерно-технический персонал;
* низкие расходы на заработную плату;
* наличие собственных производственных сооружений;
* приход молодых и энергичных сотрудников финансовых служб.
Слабые стороны :
* инертность и злоупотребление руководства
предприятия;
* кражи на производстве;
* устаревший ассортимент продукции;
* высокая энергоемкость продукции;
* неэффективная деятельность службы сбыта.
Дополнительные шансы:
* рынок сформирован в основном за счет импорта;
* государством проводятся протекционистские
мероприятия, направленные на защиту отечественного товаропроизводителя;
* иностранные инвесторы проявляют значительный
интерес к отрасли, к которой принадлежит предприятие.
Риски:
* криминогенные риски;
* инфляционный риск (обесценивание реальной
стоимости капитала);
* риск неплатежеспособности или банкротства
контрагентов;
* риск изменения налогового законодательства и
наложения финансовых санкций.