Рефераты. Методология статистического анализа функционирования финансово-промышленных групп






p> Применив метод цепных подстановок, рассчитаем влияния изменения различных факторов на изменение показателя взаимодействия и заполним таблицу 2.10:

влияние изменения фактора 1 –

(173 000 000 - 161 000 000) * 1,20Е-10 * 47,06 = 0,0679;

влияние изменения фактора 2 –

161 000 000 * (1,20Е-10 - 1,33Е-10) * 47,06 = -0,0996;

влияние изменения фактора 3 –

161 000 000 * 1,33Е-10 * (47,06 - 41,51) = 0,1191;

сумма влияний –

0,0679 + (-0,0996) + 0,1191 = 0,0874;

изменение результирующей функции –

0,9786 - 0,8911 = 0,0874.

Таблица 2.10

|Влияющий фактор |Влияние |
|Фактор 1 – ЧПЦ / 1 у.е. |0,0679 |
|Фактор 2 – 1 у. е. / ВАЦ |-0,0996 |
|Фактор 3 – 1 / ЭСР |0,1191 |
|Сумма влияний |0,0874 |
|Изменение показателя взаимодействия |0,0874 |

По данным таблицы 2.10 можно сделать вывод, что на увеличение показателя взаимодействия повлияло в большей степени уменьшение среднего значения эффективности, а также увеличение совокупной чистой прибыли, отрицательное влияние оказало увеличение совокупных валовых активов цепочки и, как следствие, уменьшение фактора 2.

Таким образом первый и второй этапы применяется для анализа деятельности ТЦ в целом и выявления причин изменения показателя взаимодействия.

Далее следует третий этап – выявление узкого места технологической цепочки.

Третий этап контроля: выявление узкого места в цепочке

Во время функционирования технологической цепочки может происходить снижение эффективности ее функционирования.

Снижение эффективности может быть вызвано как деятельностью одного или нескольких предприятий-участников цепочки, так и внешними по отношению к ТЦ воздействиями [39, 136].

Выявить причину снижения интегральной эффективности функционирования технологической цепочки можно на втором этапе анализа. Но помимо интегральной эффективности необходимо выявлять узкие места технологической цепочки. Узкое место [125] технологической цепочки возникает по двум причинам:

1. Конкретное предприятие - участник получило либо несопоставимо высокие либо несопоставимо низкие доходы и таким образом снизило интегральную эффективность ТЦ.

2. Конкретное предприятие - участник представило неверные данные, в результате при проектировании были определены неверные контрольные цифры, как следствие появилась нестыковка по объемам продукции (полуфабриката в рамках ТЦ).

Для проверки правомерности этих предположений необходимо применить следующий алгоритм.

1. Провести процедуру выявления узкого места ТЦ.

2. Если узкое место не выявлено, делается вывод, что снижение эффективности функционирования ТЦ произошло под воздействием причин, не зависящих от действий самой ТЦ.

Для описания процедуры выявления узкого места ТЦ необходимо ввести несколько понятий и определений.

Под узким местом цепочки будем в дальнейшем понимать предприятие или несколько предприятий-участников технологической цепочки, деятельность которых понижает эффективность деятельности технологической цепочки [103,
113, 116, 138].

Для проверки достоверности первого предположения введем так называемый показатель взаимодействия предприятий с поправкой на предприятие j, формула которого выглядит следующим образом [42, 95, 101]:

[pic], где

ПВj – показатель взаимодействия с поправкой на предприятие j;

ЭjЦ – эффективность цепочки с поправкой на предприятие j:
| ЧПjЦ |
|ЭjЦ = ––––– , |
|ВАjЦ |

где

ЧПjЦ = ([pic]ЧПi ) - ЧПj;

ВАjЦ = ([pic]ВАi ) - ВАj;

ЭjСР – средняя эффективность предприятий цепочки с поправкой на предприятие j, вычисленная по следующим формулам: для j = 1:

[pic] ; для j = 2, 3, ..., n-1:

[pic] ; для j = n:

[pic] ;

Экономический смысл ПВj следующий:

Допустим, что в технологической цепочке одно из предприятий
(предприятие j) заменено единичным, которое при расчетах всех интегральных показателей не оказывает влияния на общий показатель взаимодействия, то есть данные по этому предприятию в формулы не входят. Далее следует логичное предположение, что, если интегральные показатели, рассчитанные без учета j-го предприятия выше, чем рассчитанные с учетом данных этого предприятия, то j-ое предприятие своей деятельностью снижает интегральные показатели [44, 114, 137, 141].

Таким образом рассчитанные для всех предприятий ПВj дают нам возможность оценить какое из предприятий своей деятельностью снижает интегральный ПВ в большей степени. Следовательно, это предприятие и является узким местом технологической цепочки.

Процедура выявления узкого места следующая:

1. Всем предприятиям цепочки присваивается порядковый номер в соответствии с определением ТЦ;

2. Для каждого предприятия вычисляется показатель взаимодействия с поправкой на это предприятие;

3. Показатели взаимодействия, вычисленные в п. 2 сравниваются между собой;

4. Из всех показателей взаимодействия выбирается наибольший и фиксируется номер предприятия, поправка на который произведена при вычислении данного показателя взаимодействия;

5. Предприятие, стоящее под зафиксированным номером является узким местом цепочки.

Пример 2.7. Пусть имеются 5 предприятий, по которым на начальный и конечный периоды имеется следующая информация (таблицы 2.11, 2.12):

Таблица 2.11

Начальный период
|Предприятия |1 |2 |3 |4 |5 |
|ЧПi, млн. руб. |40 |35 |20 |25 |41 |
|ВАi, млн. руб. |1 500 |1 200 |1 800 |2 000 |1 000 |
|Эi |0,0267 |0,0292 |0,0111 |0,0125 |0,0410 |

Таблица 2.12

Конечный период
|Предприятия |1 |2 |3 |4 |5 |
|ЧПi, млн. руб. |35 |38 |28 |32 |40 |
|ВАi, млн. руб. |1 600 |1 450 |2 000 |1 670 |1 600 |
|Эi |0,0219 |0,0262 |0,0140 |0,0192 |0,0250 |

Вычислим для каждого периода показатели взаимодействия с поправкой на каждое предприятие j, затем зафиксируем значения j и определим узкие места для каждого периода. Для этого заполним таблицы 2.13 и 2.14:

Таблица 2.13

Начальный период
|Предприятия |1 |2 |3 |4 |5 |
|ПВ с поправкой |0,8602 |0,8764 |0,9050 |0,9163 |0,9295 |
|Выявление узкого места | | | | |Узкое место|

Таблица 2.14

Конечный период
|Предприятия |1 |2 |3 |4 |5 |
|ПВ с поправкой |0,9736 |0,9821 |0,9949 |0,9739 |0,9744 |
|Выявление узкого места | | |Узкое место| | |

Значения таблиц для наглядности проиллюстрированы рисунками (2.6),
(2.7), на которых результаты вычислений представлены в виде гистограмм.

[pic]

Рис. 2.6. Значения показателей взаимодействия с поправкой в начальном периоде

[pic]

Рис. 2.7. Значения показателей взаимодействия с поправкой в конечном периоде

В примере выявлены узкие места: в начальном периоде – предприятие 5; в конечном периоде – предприятие 3.

Для проверки правомерности второй причины необходимо проверить так называемую фактическую сопряженность предприятий в рамках технологической цепочки.

Для оценки соответствия пропускной способности предприятий - участников со своими смежниками в рамках ТЦ рассчитывается коэффициент сопряженности мощностей (Ксоп) [131, 132, 133, 135]:

[pic], где

Мi – мощность i-того предприятия по производству полуфабриката для предприятия (i+1) в рамках технологической цепочки;

Мi+1 – мощность (i+1)-вого предприятия по переработке полуфабриката, полученного от предприятия i в рамках технологической цепочки;

РУ(i[pic]i+1) – удельный расход продукции i-того предприятия для производства единицы продукции (i+1)-вого предприятия в рамках технологической цепочки; i = 1, ..., n-1; n – количество предприятий в ТЦ.

Если Ксоп < 1, то имеются “узкие” места.

Таким образом, в каждом отчетном периоде в цепочке можно выявить узкое место – предприятие, деятельность которого снижает интегральную эффективность функционирования цепочки.

Руководству предприятия совместно с руководством технологической цепочки необходимо выявить причины и источники недоработок (низкая производительность какого-либо цеха, отсутствие каналов сбыта и др.) и сформировать управляющее воздействие. Для выявления причин и источников недоработок проводится контроль деятельности конкретного предприятия
(узкого места технологической цепочки), который рассмотрен ниже.

Контроль деятельности предприятия — узкого места технологической цепочки

Анализ предприятия, действующего в рамках ТЦ или самостоятельно проводится как один из неотъемлемых этапов контроля [21, 134, 142, 158].

Анализ финансовой отчетности

Порядок анализа финансовой отчетности подробно рассмотрен в пп. 2.2.1 и 2.2.2 этой главы.

Анализ прибыльности

Для анализа прибыльности деятельности предприятий заполняется таблица
“Показатели прибыльности”, которая представляет собой набор финансовых коэффициентов [158].

Анализ включает вычисление следующих финансовых коэффициентов:

Прибыльность переменных затрат показывает насколько изменится валовая прибыль при изменении переменных затрат на 1 у.е.

[pic] , где

Пперз — прибыльность переменных затрат;

Впр — валовая прибыль;

ПерЗ — переменные затраты.

Прибыльность постоянных затрат иллюстрирует степень отдаления предприятия от точки безубыточности

[pic] , где

Ппостз — прибыльность постоянных затраты;

Посд — прибыль от основной деятельности;

ПостЗ — постоянные затраты.

Прибыльность всех затрат показывает сколько прибыли от основной деятельности приходится на 1 у.е. текущих затрат

[pic] , где

Ппз — прибыльность всех затрат;

Посд — прибыль от основной деятельности;

Пз — сумма переменных и постоянных затрат.

Прибыльность продаж показывает долю прибыли от основной деятельности в выручке от реализации

[pic] , где

Ппр — прибыльность продаж;

ВР — выручка от реализации (без НДС).

Показатели прибыльности инвестиционной деятельности оценивают эффективность использования свободных денежных средств в долгосрочных и краткосрочных финансовых вложениях (депозиты, акции и иные ценные бумаги), а также эффективность хранения в валюте.

Показатели прибыльности торговых операций рассчитываются только в случае наличия такой деятельности:

Показатели прибыльности всей деятельности рассчитываются аналогично показателям прибыльности основной деятельности, но при этом анализируется деятельность предприятия в целом.

Балансовая прибыльность затрат показывает, какую балансовую прибыль получило предприятие, произведя затраты

[pic] где

Пзб — балансовая прибыльность затрат;

БП — балансовая прибыль.

Чистая прибыльность затрат показывает, какую чистую прибыль получило предприятие, произведя затраты
| ЧП |
|Пзч = —— , |
|Пз |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.