Рефераты. Методика составления бизнес-плана для нового предприятия






4. Содержание метода оптимизации плановых решений состоит в разработке нескольких вариантов финансового плана с последующим выбором наиболее оптимального с точки зрения руководства. При этом могут применятся различные критерии выбора - например, минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, минимум вложения капитала, минимум текущих затрат, минимум времени на оборот капитала, максимум дохода на рубль вложенного капитала, максимум прибыли на рубль вложенного капитала, минимум финансового или валютного риска.

Приведенные доходы и затраты представляют собой сумму текущих доходов, затрат и капиталовложений, приведенных к одинаковой размерности в соответствии со ставкой дисконтирования:

Чистая текущая стоимость (Net Present Value) = Σ ДПt/(l+i)t, где

Т - плановый период, t - один из равных отрезков планового периода Т;

ДПt - суммарный денежный поток за период t;

t - ставка дисконтирования.

Данный метод широко используется при разработке инвестиционных проектов для оценки их финансовых результатов, а также в ходе планирования и оценки прибылей и убытков уже существующих компаний.

5. Метод «издержки - объем - прибыль», или метод анализа безубыточности. Анализ «издержки - объем - прибыль» является достаточно универсальным и распространенным методом финансового планирования. Он основывается на известном теоретическом подразделении издержек предприятия на постоянные, которые принимаются за константу, и переменные, которые находятся в прямой зависимости от объемов произведенной и реализованной продукции.

Суть метода - в поиске точки нулевой валовой прибыли, или плановой точки безубыточности, которая означает, что валовый доход от продаж фирмы равен ее валовым издержкам. То есть точка безубыточности - это минимальный объем продаж, начиная с которого фирма не несет убытков. В точке безубыточности издержки фирмы равны ее доходам:

Q*P = F + V*Q,

где Q - объем продаж в количественном выражении (шт.);

Р - продажная цена единицы товара, руб./шт.;

F - суммарная величина постоянных (фиксированных) издержек, руб.;

V - величина переменных издержек на единицу продукции, руб./шт.

Тогда Q = F / (Р - V), где Q - точка безубыточности.

Данный метод допускает более широкую трактовку, в которой отсутствует привязка к цене товара, а фигурирует только величина выручки от реализации (руб.). Такой подход ориентирован на предприятия с широкой номенклатурой продукции или практикующим различные варианты цены на один и тот же товар, а также торговые и посреднические компании. В этом случае формула будет выглядеть следующим образом:


Q = F + n*Q, а Q = F/(1-п),


где Q - безубыточная выручка от реализации, руб.;

F - суммарная величина постоянных (фиксированных) издержек, руб.;

n - нормативное соотношение переменных издержек с выручкой от реализации.

Данный метод не участвует в непосредственном создании основных финансовых планов компании (другими словами, в их последовательной калькуляции), но является действенным инструментом оценки их эффективности и сбалансированности финансовых показателей с затратами на производство и объемом реализации и может быть применен в качестве критерия выбора оптимального из нескольких вариантов инвестиционных проектов или финансовой стратегии компании в части управления структурой ее затрат.

6. Предельный анализ. Цель данного метода - определение величины максимально возможной прибыли предприятия, теоретически соответствующей объему производства, при котором предельный доход (прирост валового дохода от реализации на единицу продукта) равен предельным издержкам (приросту затрат на единицу продукта), то есть при дальнейшем росте объема производства издержки, связанные с производством каждой последующей единицы продукции, будут превышать рост суммарной прибыли.

Объем производства продукции, ее цена и издержки (затраты на производство продукции) находятся в определенной функциональной зависимости друг от друга. Поэтому получение максимальной прибыли возможно при определенных соотношениях этих величин.

Содержание данного метода следующее: введем следующие условные обозначения:

Q - количественное выражение объема продаж (шт.)

р - цена единицы товара (руб.);

С - суммарные издержки производства и обращения;

Рr - валовая прибыль от реализации;

Стремление получить максимум прибыли может быть представлено в виде следующей функции: Рr = (р * Q) – С ->max.

Применение предельного дохода (расчет производной) к этой функции дает соотношение:


dPr/dQ = d(Pr - Q)/dQ = dC/dQ = 0; d(p*Q)/dQ = dPr/dQ,


где dC/dQ - предельные издержки, a d(p*Q)/dQ - предельный доход.

Отсюда следует: что прибыль будет максимальной при равенстве предельных издержек и предельного дохода. Это соотношение позволяет найти оптимальный размер объема производства при известных (или заданных) функциях спроса Р = f (Q) и издержек С = g(Q).

Функцию спроса представим в виде Р = а0 + a1*Q, а функцию издержек (на основании подразделения на постоянные и переменные) - в виде С = b0 + bl*Q.

Тогда Рr = (а0 + al*Q)*Q – b0 – b1 *Q, а dPr/dQ = 0 = а0 + 2*а1 *Q – b1.

Следовательно, Qопт= (b1 – a1)/2*a1.

Данный метод, как и метод анализа безубыточности, используется при оценке эффективности целевого плана продаж. Сопряженное использование двух этих методов позволяет компании математически рассчитать нижнюю и верхнюю границы планового объема продаж, между которыми компания будет приносить прибыль.

7. Метод производственной функции. Его задача - прогноз показателя объема производимой продукции исходя из плановых значений факторов ее производства, то есть затрат труда и капитала, а также обратный анализ, то есть прогноз потребности в факторах, необходимых для достижения заданного целевого объема производства. Эта производственная функция была открыта в двадцатых годах экономистом Дугласом при содействии математика Кобба. Она выглядит следующим образом:


Y = А0 * Х1A1 * Х2(1-A1),


где Y - объем производимой продукции;

X1 - затраты труда;

Х2 - затраты капитала;

А0, А1- коэффициенты (0 < А1 < 1).

Путем логарифмирования эта формула трансформируется в следующую:


1nY = 1nA0 + AI*lnX1 + (l-Al)*lnX2


Далее, используя статистические данные об объемах производства и затратах за несколько (не менее 2-х) прошлых периодов, рассчитываются значения А0 и А1, характерные для конкретного предприятия.

Таким образом, базовые методы финансового планирования представляют собой инструмент планирования отдельных финансовых показателей, а также универсальный вспомогательный аппарат для создания комплексных финансовых планов компании. Они основаны на общих принципах организации финансов и планирования деятельности хозяйственных структур, что делает их применение эффективным для предприятий всех отраслей и организационно-правовых форм.

Комплексные методы финансового планирования.

1. Метод бюджетирования (бюджетный метод). Его сущность заключается в последовательном формировании детальных смет доходов и расходов компании, а также денежных потоков, связанных с реализацией поставленного плана продаж и производства. При этом на первый план выходят неформальные (логические) методы расчета тех показателей, которые по своей сути не имеют прямой взаимосвязи с объемом реализации. Бюджетный метод основан на тщательном изучении и осмыслении текущей финансовой ситуации хозяйствующего субъекта и его недавнего прошлого, с последующей экспертной оценкой плановых изменений (используются нормативный и расчетно-аналитический базовые методы).

Бюджетирование, как правило, применяется при краткосрочном и оперативном планировании (до 1 года). Лежащий в его основе дедуктивный подход неприменим при стратегическом планировании.

Сметы продаж и производства формируются по отдельным структурным подразделениям предприятия и видам продукции с помесячной разбивкой. На их основании, а также на основании оценки текущих материальных ресурсов и основных фондов, формируются постатейные помесячные сметы текущих расходов (затраты на заработную плату руководства и персонала, накладные и коммерческие расходы, затраты на ремонт и техническое обслуживание производственных фондов и т.д.) структурных подразделений и в целом по предприятию, сметы прямых материальных затрат, а также сметы капитальных вложений. В этих сметах должно быть отображено любое планируемое движение финансов компании; все плановые доходы и расходы должны быть привязаны к месту и времени их возникновения.

На следующем этапе бюджетирования составляется плановая смета прибылей и убытков. В отличие от плана продаж, полученный по итогам составления этой сметы плановый финансовый результат компании может не совпасть с целевым, стратегическим значением прибыли и не связан с планом продаж каким-либо нормативом. В этом состоит одно из достоинств метода бюджетирования: он дает возможность оценить, насколько эффективным будет план продаж при сохранении существующей структуры издержек. В отличие от рассматриваемого ниже метода процента от продаж, оперирующего исключительно общими финансовыми показателями, бюджетирование дает ответ на вопрос: достаточно ли у компании не только финансовых, но и трудовых и технических ресурсов для достижения выполнения целевого плана реализации.


 











Рис. 1.2. Этапы процесса бюджетирования.


В случае, если итоговые показатели финансового плана предприятия, полученные по результатам бюджетирования, ниже стратегических, производится корректировка плановых бюджетов затрат в сторону их сокращения: изыскиваются способы экономии прямых затрат на производство, снижаются плановые объемы второстепенных и не связанных с процессом производства и реализации расходов, сокращаются объемы производственных запасов и т.д.

Метод бюджетирования является объективным и современным методом краткосрочного финансового планирования, позволяющим достичь высокой степени взаимосвязанности и детализации всех плановых финансовых показателей. Недостатком данного метода является его трудоемкость, необходимость наличия в штате компании квалифицированного планово-финансового отдела, а также значительного объема систематизированной финансовой информации за предплановый период функционирования компании

2. Метод процента от продаж. Сущность данного метода - расчет значения разделов планового баланса и статей отчета о прибылях и убытках исходя из запланированной величины продаж (см. рис. 1.3.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.