Рефераты. Лизинг в России опыт и её пути развития






Вторая особенность многообразие направлений в лизинге. Лизинговые компании создавались различными структурами, имели разные предпосылки образования, поэтому и практика работы, психология у них разная. Можно выделить пять типов компаний, которые в лизинговом бизнесе активно действуют в России в соответствии с их ориентацией:

1) на банки;

2) на иностранных учредителей;

3) на поставщиков оборудования;

4) на государство;

5) на отечественные промышленные группы.

Грани между этими типами быстро размываются. Компании выходят за пределы «родительских» структур, все чаще позиционируют себя как универсальные. Так, если изначально многие лизинговые компании создавались при банках, то сейчас они создают при себе финансовые институты, чтобы предоставлять более полный спектр услуг клиентам, например «РТК-Лизинг» приобрела Русский индустриальный банк.

Сегодня лизинг признан на государственном уровне [1,2] основным инструментом для развития таких отраслей, как производство телекоммуникационного оборудования, автотранспорта, сельскохозяйственной продукции, авиатехники.

Основным фактором, определившим стабильное и быстрое развитие лизингового рынка в России, стал после кризисный экономический рост, произошедший преимущественно за счет замещения импортной продукции на потребительском рынке товарами российского производства. Это в свою очередь обусловило потребность отечественных предприятий в обновлении основных фондов. Кроме того, наблюдаемая в последнее время стабилизация макроэкономики позволила предприятиям планировать свою деятельность на более длительные сроки.

Значительным стимулом для развития отрасли в 2002 году стало внесение конструктивных изменений в Федеральный закон от 29.10.98 № 164-ФЗ «О лизинге», поправок в Налоговый кодекс РФ (глава 25 «Налог на прибыль организаций»). К наиболее существенным из законодательных инициатив следует отнести отмену лицензирования лизинговых компаний и сохранение положения об отнесении лизинговых платежей [3] на себестоимость продукции (что позволяет снизить налогооблагаемую базу), а также права использовать ускоренную амортизацию оборудования с коэффициентом до трех (что снижает налог на имущество и налоги субъектов Российской Федерации).

В то же время сохраняется ряд значительных препятствий для развития лизингового рынка в России. Прежде всего, это ограниченный доступ лизинговых компаний к «длинным и дешевым» кредитным ресурсам. Наиболее существенными факторами, сдерживающими развитие лизинга в России, являются дороговизна и краткосрочность финансовых ресурсов на фоне постепенного снижения стоимости и увеличения сроков лизинговой сделки. Кроме того, на отечественном страховом рынке практически отсутствует такой инструмент, как страхование финансовых рисков. Это значительно затрудняет глобальное внедрение лизинга на российских малых предприятиях, деятельность которых, как правило, не обладает достаточной степенью прозрачности.

Отечественные лизинговые компании испытывают значительные трудности с возвратом оборудования при нарушении лизингополучателем условий договора лизинга, что связано с неэффективностью отечественной юридической системы и судебной практики. Однако, даже изъяв объект лизинга, лизинговая компания не всегда может покрыть убытки путем его реализации, ведь вторичный рынок оборудования развит в России крайне слабо.

Перечисленные проблемы сказываются в первую очередь на клиентах лизинговых компаний. Это связано с тем, что спрос на данный вид услуг значительно превышает предложение. Сумма лизинговых платежей, полученных в 2008 году пятьюдесятью крупнейшими российскими лизинговыми компаниями, увеличилась по сравнению с аналогичным показателем 2007 года на 63,5%. Значительно выросла за год и сумма средств, направленных этими компаниями на финансирование по лизинговым договорам: в 2008 году она увеличилась на 73% по сравнению с 2007 годом.

Эти данные не только иллюстрируют быстрый рост объемов деятельности лизинговых компаний, но и позволяют прогнозировать повышение спроса на их услуги в России.

Вопреки сложившемуся убеждению лизинг далеко не всегда является лучшей альтернативой другим доступным в России инструментам финансирования. В ряде случаев кредит может оказаться гораздо выгоднее лизинга, если предприятие убыточно (одно из преимуществ лизинговой схемы заключается в экономии на налоге на прибыль).

Рассмотрим специфические особенности российского лизинга, которые нужно учитывать при принятии решения о выборе наиболее адекватной формы финансирования.

В современных условиях лизинговые компании могут привлекать большие объемы долгосрочного финансирования благодаря эффективному риск-менеджменту (управлению рисками). Ведь ликвидность объекта лизинга (который остается в собственности лизингодателя на протяжении всего срока лизинговой сделки) не является для лизинговой компании достаточной гарантией надежности сделки. Из-за вышеназванных трудностей при изъятии объекта лизинга и его реализации на вторичном рынке (или вторичной передаче в лизинг) лизинговой компании необходимо использовать дополнительные способы снижения рисков.

Однако требования к дополнительному обеспечению лизинговой сделки, как правило, более гибкие, чем к обеспечению кредита. Это могут быть аванс (обычно в размере 15-30% от стоимости сделки), залог, задаток, различные гарантии и даже поручительства физических лиц.

Безусловно, для компании, которая желает получить ликвидное оборудование или готова предоставить ликвидное обеспечение, лизинг в большинстве случаев является наиболее эффективным способом финансирования. Но это не означает, что в других случаях такой способ неэффективен или недоступен. В России лизинг похож, скорее, на инструмент проектного финансирования (то есть выделения средств под конкретный проект), чем на кредит или аренду (что принципиально отличает его от лизинга на Западе).

Для большинства российских лизинговых компаний (особенно работающих со сделками на сумму более 500 тыс. долл. США) качество проекта и соответственно бизнес-плана имеет не меньшее значение, чем наличие обеспечения. Даже предоставив достаточное обеспечение, лизингополучатель должен быть готов к тщательному анализу лизинговой компанией его бизнеса и конкретного проекта, для которого используется объект лизинга. Основной проблемой для них являются длительные задержки лизинговых платежей, возникающие, к примеру, в связи со сменой собственников на предприятии-лизингополучателе. Поэтому лизинговые компании очень строго подходят к анализу качества менеджмента компании.

В то же время лизинговая компания больше банка заинтересована в эффективной реализации всего проекта клиента и поэтому более гибко относится к клиенту, сделка с которым уже заключена. Благодаря этому с помощью лизинга удается решать не только вопросы обновления фондов, но в некоторых случаях и стратегические задачи предприятий.

Одним из значительных преимуществ лизинговой сделки является возможность разделения рисков между несколькими сторонами: инвестором (например, банком), поставщиком (например, гарантия обратного выкупа или принятие рисков при транспортировке), лизингополучателем (авансовый платеж) и лизинговой компанией (собственные средства).

Основными источниками финансирования лизинговых компаний являются российские банки, коммерческие кредиты поставщиков и средства учредителей. По сравнению с 2007 годом в 2008 году наблюдалось увеличение суммарной доли собственных и самостоятельно привлеченных средств, при снижении объема средств, полученных от учредителей (рис.2.5). Это свидетельствует о росте доверия сторонних инвесторов к российским лизинговым компаниям и об увеличении накапливаемых объемов собственного капитала.

Основной проблемой для большинства лизинговых компаний является недостаток финансирования. Поэтому если лизингополучатель окажет помощь в привлечении финансирования, то это может стать решающим аргументом для заключения лизингового договора, а также для установления более выгодных для заказчика условий контракта. Основным источником финансирования, который заказчик способен привлечь самостоятельно, является коммерческий кредит поставщика.

Нужно иметь в виду, что лизинговая сделка может послужить и долгосрочным целям развития предприятия. Например, при решении вопроса о кредитовании компании многие банки «проверяют» ее путем лизингового финансирования. По мнению многих руководителей российских лизинговых компаний, лизинговая сделка является отличным способом сформировать хорошую кредитную историю предприятия.

Наиболее доступным сегодня можно назвать лизинговое финансирование сроком 1-3 года. На такой срок обычно заключаются договоры по относительно недорогим (до 1 млн. долл. США) и ликвидным объектам лизинга. Лизинговые сделки с более дорогими и менее ликвидными объектами заключаются на 3 – 5, а иногда и более лет (например, типичный срок договора лизинга самолетов составляет 10-15 лет).

Долгосрочное сотрудничество лизинговой компании с поставщиками оборудования дает ей ряд преимуществ, которые впоследствии становятся преимуществами и для конечного лизингополучателя. К ним относятся предоставление поставщиком коммерческих кредитов, гарантий обратного выкупа оборудования в случае нарушения лизингополучателем условий договора, скидки на продукцию и обеспечение сервисного обслуживания поставленного оборудования и т. д. В большинстве случаев поставщики также несут ответственность за риски, связанные с транспортировкой объекта лизинга. Кроме того, при реализации проектов, связанных с поставками оборудования из-за рубежа, многие российские лизинговые компании получают доступ к более дешевым ресурсам западных банков, в том числе за счет программ торгового финансирования и товарных кредитов, предоставляемых иностранными поставщиками оборудования.

При выборе лизинговой компании предприятию следует помнить, что лизингодатель зачастую является лишь посредником между поставщиком, инвестором и лизингополучателем. Поэтому для заказчика практически единственный риск, связанный с лизингом, - риск менеджмента лизинговой компании (некорректные условия договора, ошибки в учете, мошенничество). В связи с этим перед заключением договора заказчику целесообразно собрать информацию о лизинговой компании, выяснить, какие сделки уже были проведены.

Проанализировав рейтинг 50 крупнейших лизинговых компаний [29] сопутствующих ему данных, можно сделать выводы об основных тенденциях лизингового бизнеса в России на современном этапе.

1. Лизинговый бизнес может быть эффективным и значительным по объему практически в любом сегменте рынка. На это указывает то, что в рейтинге представлены все сегменты российского лизингового рынка: происхождение, виды лизинговых активов, типы клиентов. Первые 20 позиций занимают компании – лизингодатели дорогостоящего телекоммуникационного оборудования, самолетов и лизинговые компании для малого бизнеса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.