Рефераты. Лизинг в России опыт и её пути развития






Сумма НДС, которую организация фактически уплатила поставщику лизингового имущества, принимается к вычету после отражения ее в составе доходных вложений в материальные ценности (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 ПК РФ).

Лизингодатель, выступая балансодержателем имущества, имеет право принять к вычету из бюджета сумму НДС по лизинговым платежам при наличии счета-фактуры в момент фактической оплаты.

У лизингополучателя сумма НДС по имуществу, полученному по договору лизинга, отражается по дебету сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в том случае, если данное имущество учитывается на балансе лизингополучателя. В соответствии со ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ организация имеет право принять к вычету сумму НДС после постановки на учет имущества в качестве основных средств и в той мере, в какой погашается задолженность перед лизингодателем. При этом недвижимое имущество ставится на учет как основное средство после получения документов, свидетельствующих о государственной регистрации такого имущества [5].

Таким образом, никаких специальных налоговых льгот по НДС ни для лизингодателя, ни для лизингополучателя в действующем законодательстве (гл. 21 ПК РФ) не предусмотрено.

В соответствии со ст. 264 ПК РФ (гл. 25) в отношении лизингополучателя действует положение, позволяющее ему относить лизинговые платежи за принятое в лизинг имущество к прочим расходам, связанным с производством и реализацией продукции. Если при этом указанное имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то данные платежи признаются его расходом (за вычетом сумм начисленной амортизации). Таким образом, у лизингополучателя налоговая база по данному налогу уменьшается на величину лизинговых платежей.

Для лизингодателя в законодательстве о налоге на прибыль никаких особенностей не предусмотрено, т.е. он платит данный налог на общих основаниях.

Имущество, переданное в лизинг, ставится на баланс по согласованию между сторонами договора лизинга (в порядке, установленном приказом Министерства финансов РФ № 15 от 17.02.1997 г. «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга»).

Если на основе договора лизингополучатель учитывает полученное имущество на своем балансе, то он и является плательщиком данного налога. Если при этом лизингополучатель использует указанное имущество на цели или в сферах деятельности, освобождаемых, от уплаты налога на имущество, либо имеет право уменьшить на величину балансовой оценки стоимость своего имущества, учитываемую, для целей налогообложения в соответствии с Законом.

Если имущество учитывается на балансе лизингодателя, то он является плательщиком налога и не вправе использовать льготы по налогу на имущество предприятий, установленные в Законе (ст.4 и 5).

Таким образом, для эффективного проведения лизинговых сделок в России пока не сформировалась благоприятная государственная налоговая политика.

В финансовых расчетах для оценки экономической эффективности конкретной лизинговой операции применяются несколько вариантов. При подготовке экономического обоснования рекомендуется расчет ставки финансирования (для сравнения финансовой эффективности лизинга с закупкой этого же оборудования в кредит) по формуле (2.12).



где ic – ставки финансирования лизинга

PMT – лизинговые платежи

PRN – ежегодная амортизация оборудования

PV – первоначальная стоимость сдаваемого в лизинг оборудования

Pост – на момент окончания срока лизинга, по которой оборудование будет выкуплено лизингодателем в свою собственность

Важным условием для лизингодателя является, как уже отмечалось выше, наличие налоговых преимуществ. Эти преимущества основаны на том, что платежи по лизингу не облагаются налогом на прибыль (они относятся на себестоимость продукции)

В связи с тем, что лизинговые платежи не привязаны к нормам амортизации, они могут быть составлены с учетом пожелания лизингополучателя с целью более быстрого перенесения стоимости оборудования на себестоимость выпускаемой продукции.

При решении проблемы по выбору типа инвестирования – кредит или лизинг, лизинг оборудования имеет смысл, если в рамках рассматриваемых проектов выполняется условие (2.13).


NPVa > NPVk, (2.13)


где NPVa – чистая текущая стоимость платежей в случае лизинга имущества (после налогообложения)

NPVk – чистая текущая стоимость доходов в случае покупки оборудования за счет кредита

Это условие может быть реализовано при следующем соотношении (2.14).


PMTa / Rma < PMTk / Rmk (2.14)


где PMTa / Rma – отношение суммы платежей при лизинге ипотечной постоянной аренды(F6)

PMTk / Rmk – отношение суммы платежей при обслуживании кредита к ипотечной постоянной кредита (F6).

Выбор методики расчета лизинговых платежей имеет высокую актуальность в том случае, когда происходит сравнение кредита и лизинга как альтернативных вариантов финансово-инвестиционной деятельности.

Размеры лизинговых платежей должны учитывать фактические темпы инфляции. Это требование к методике расчета предлагается выполнить следующим способом.

Анализ достоинств и недостатков методик расчетов платежей в условиях инфляции показал, что исходная стоимость лизинга в них корректируется на ставку рефинансирования Центробанка РФ. Я думаю, указанная ставка при относительно частом ее изменении и тенденции к понижению не может служить в качестве объективного показателя ожидаемой инфляции. Кроме того, лизингополучателя интересует не сама по себе инфляция в стране, а рост цен на конкретное оборудование, взятое в лизинг. На разное оборудование рост цен может быть различным. Динамика мировых цен на импортное оборудование не зависит от инфляции в России. Следовательно, логичнее базовую стоимость лизинга корректировать не на ставку рефинансирования или какой-либо другой показатель, отражающий ожидаемую на период действия лизингового договора инфляцию в стране, а на индекс роста цен по конкретному оборудованию, взятому в лизинг.

Другое предложение связано с изменением порядка корректирования базовой стоимости лизинга. В рассмотренных методиках такая корректировка предполагается на ожидаемые темпы инфляции сразу на весь период, предусмотренный в договоре лизинга. Между тем невозможно точно предсказать не только темпы инфляции на весь такой период, но даже изменение цен на взятое в лизинг конкретное оборудование. В этой связи представляется, более оправданным, не корректировать базовую величину стоимости лизинга сразу на весь указанный период, а индексировать показатель рассматриваемой стоимости за каждый год по фактическому изменению цен на оборудование, взятое в лизинг.

Выбор наиболее приемлемой методики платежей по операциям лизинга в инвестиционной деятельности предприятий должен учитывать характер ее применения лизингополучателем исходя из цели максимизации ресурсов для инвестиционной деятельности предприятия, что достигается не только снижением стоимости покупки, но и эффективным использованием лизингового оборудования. Это требование к методике может быть реализовано, видимо, только одним способом: если лизинговые операции имеют налоговые и иные льготы и при этом действует механизм предоставления и отмены таких льгот, основанный на учете уровня эффективности использования лизингового оборудования. Такой механизм в управлении экономикой страны отсутствует.

Изложенное, лишний раз подтверждает актуальность неоднократно высказывавшихся специалистами предложений о необходимости создания условий, которые бы стимулировали отечественных производителей к развитию лизинговых отношений, инвестированию производственной сферы, обновлению основных фондов, повышению своей конкурентоспособности. Для этого в первую очередь следует добиваться более широкого распространения лизинговых сделок рассчитанных на достаточно длительные сроки (не менее трех лет). Необходимо снизить налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализации договоров лизинга со сроком действия 3 года и более. Следует также стимулировать банки в выдаче кредитов лизинговым компаниям, которые заключают соответствующие договоры на длительные сроки. Кроме того, необходимо снижать таможенные пошлины и налоги по ввозимым на территорию Российской Федерации товарам.


2.3 Особенности развития российского лизингового рынка


Такой финансовый инструмент, как лизинг, все активнее входит в сферу российской экономики. Он позволяет приобретать без значительных первоначальных единовременных финансовых затрат дорогостоящее имущество и, уже используя его, постепенно производить окончательные расчеты. В настоящее время существует огромная потребность в инвестициях в основные средства промышленности и социальной сферы. Устаревший парк требует незамедлительного обновления: уровень износа машин и оборудования составляет 63,4%, а транспортных средств – 57,5%. При ограниченных финансовых ресурсах предприятия вынуждены вместо обновления парка отвлекать средства на ремонт. Поэтому лизинг является одним из наиболее привлекательных и перспективных способов приобретения основных средств.

Наибольшим успехом на рынке лизинговых услуг пользуются автотранспортные средства, строительная и дорожная техника, телекоммуникационное оборудование, сельхозтехника. Значительную долю составляет оборудование для горнодобывающей, нефтяной и газовой промышленности. Особенно интенсивное развитие получил лизинг автотранспорта.

По оценке группы по развитию лизинга МФК, объем лизинговых операций в 2007 г. составил 1,7 млрд. дол., т.е. около 50 млрд. рублей (рисунок 2.1). Общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2007 г. составил 1599,5 млрд. рублей; доля лизинга в общих инвестициях в России приближается к 3%. Если опираться на данные Госкомстата России, которые многие эксперты считают заниженными, то этот показатель составляет около 1% (рис. 2.2).

Группа по развитию лизинга МФК считает, что в связи с повышением внутреннего спроса на лизинговые услуги и благоприятными изменениями в законодательной налоговой базе доля лизинга в общем объеме инвестиций может возрасти до 4%. Значительно увеличилось и число лизинговых компаний. Если до 17 августа 1998 г. был зарегистрирован 21%, то после кризиса – 79% общего числа компаний.


Рисунок 2.2 – Темпы роста рынка лизинговых услуг


В 2008 г. объем профинансированных средств по договорам лизинга лизинговыми компаниями России составил более 1700 млн. дол. Это 148% аналогичного показателя прошлого года. Общий же объем рынка (с учетом авансов лизингополучателей, доходов лизинговых компаний) агентство «Эксперт РА» оценивает в 2,5 млрд. дол.

История развития российского лизинга имеет национальные особенности. Первая особенность — отличие лизинга в России и в странах Запада. Если там лизинг обычно сочетает черты аренды и кредита, то у нас он чаще похож на специфический инструмент проектного финансирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.