В процессе изучения исследуемых предприятий установлено, что затраты на качество находят своё отражение в бухгалтерском учёте как операции от обычных видов деятельности, но данная информация имеет бессистемный разрозненный характер и без дополнительных трудозатрат не может использоваться. Для получения информации о количественном значении затрат на качество обособление этих затрат из общих затрат предприятия (в рамках выделенного учётного сегмента с внесением соответствующих изменений в рабочий план счетов) может быть использован один из двух вариантов:
1) выделение из общего комплекса имущества предприятия определённого объёма ресурсов, необходимых для осуществления деятельности по разработке и освоению новой продукции с учётом её качества. В данном случае отнесение затрат к данному участку учётной работы может идти напрямую;
2) обособление затрат при совместном использовании ресурсов при производстве новой и обычной продукции производится на основе коэффициента использования этих ресурсов (если речь идёт об оплате труда, то затраты распределяются пропорционально затраченному времени на выполнение соответствующих операций, если об эксплуатации оборудования – то пропорционально загрузке данного оборудования и т.д.; в случае если значение данного коэффициента определить не представляется возможным, то его значение определяется экспертным путём).
Учётно-аналитические отчёты для целей управленческого планирования должны содержать вариативные значения показателей качества и затрат при различных вариантах их соотношения. Необходимо отметить, что характерной особенностью процесса анализа является принципиальная неопределённость состояния объектов. Также целесообразно составление имитационных экономико-математических моделей с отражением динамики таких показателей, как коэффициент эластичности спроса на товар в зависимости от качества и разница между значениями индекса качества товара в анализируемом и базовом периоде.
Учётно-аналитическая система обеспечения управления качеством продукции, отвечающая требованиям сегодняшнего дня, должна стимулировать выработку внутрифирменных требований к уровню качества, которые должны предъявлять более жёсткие требования к производимой продукции, чем российские и международные стандарты в данной конкретной отрасли. При этом данная система должна постоянно совершенствоваться путём улучшения информационных потоков между менеджерами и рабочими.
Сфера улучшения деятельности предприятия и инноваций, с одной стороны, обеспечивает выживание предприятия в рыночной экономике, а с другой – в значительной степени подвержена различным видам риска и в связи с этим требует постоянного контроля и внимания со стороны управленцев. Таким образом, менеджеры предприятий в условиях ужесточения конкурентной борьбы ощущают достаточно значительную потребность в информации о рисках в сфере качества при совершенствовании качества продукции.
Для того чтобы учитывать воздействие рисков, связанных с качеством, на результативные показатели деятельности организации (как финансовые, так и нефинансовые) необходимо формирование, в рамках системы учётно-аналитического обеспечения, соответствующей информационной среды для принятия правильных и экономически обоснованных управленческих решений. Это позволит предупредить негативные последствия возникновения рисков и минимизировать их.
Формирование информационной базы инновационной деятельности в рамках данного сегмента учётно-аналитической системы менеджмента будет играть главную роль при отборе инструментов совершенствования производимой и новой продукции. Однако в качестве главного принципа формирования и развития этой информационной базы, по нашему мнению, должна выступать экономичность. То есть затраты на формирование учётной информации и полученных на её основе аналитических данных не должны превышать эффект от их использования при принятии управленческих решений. В большей степени это касается формирования и представления управленческой отчётности. Однако объём и структуру проводимых аналитических процедур, а, равно как и степень детализации предоставляемой управленцам информации, не следует определять как неизменяемые. Современная экономика характеризуется достаточно высоким уровнем динамики изменения рыночной конъюнктуры. Поэтому для принятия своевременных и наиболее эффективных управленческих решений, а также сглаживания возможных негативных последствий, необходимо предусмотреть возможность коррекции аналитических процедур и предоставления информации. Диапазон критериев, изменение которых может служить основанием для этого, можно определить следующим образом: степень стабильности политического и социально-экономического развития государства; цикл развития рыночной конъюнктуры; тенденция и скорость развития рынков; степень интенсивности конкурентной борьбы на данном рынке; завоёванная доля рынка; количество и развитие конкурентных фирм, а также количество и уровень качества предлагаемых ими товаров; общий уровень риска деятельности организации при улучшении имеющейся и производстве новой продукции с учётом уровня качества; вкусы и предпочтения потребителей; уровень развития науки, техники, технологии и т.д.
Система бухгалтерского учёта внутренних и внешних рисков, связанных с качеством продукции при совершенствовании имеющейся и производстве новой продукции, является фундаментальной основой для процесса оптимизации риска. При этом под оптимизацией риска следует понимать процесс, связанный с риском, направленный на минимизацию негативных и максимальное использование позитивных последствий и соответственно их вероятности. Определение вероятности и негативных последствий рисков возможно при проведении процедур анализа. На основе полученных аналитических данных составляются рекомендации по снижению уровня риска рассматриваемых процессов. Бухгалтерский учёт рисков системы качества при производстве новой и совершенствовании имеющейся продукции способствует эффективному управлению деятельностью всего предприятия.
Традиционно методы минимизации рисков разделяют на три группы:
1. Распределение рисков (так называемая диверсификация).
2. Страхование рисков.
3. Резервирование средств. Резервирование для отечественных предприятий в настоящее время представляется весьма эффективной альтернативой процесса страхования.
Процесс резервирования средств можно условно разделить на две группы:
– резервирование денежных средств. Потери, связанные с уплатой штрафов и пеней вследствие ненадлежащего качества новой продукции, уплачиваются с чистой прибыли организации и, как правило, имеют достаточно значительные размеры, что негативно сказывается на финансовом положении предприятия. Кроме того, в результате реализации нововведений на предприятии могут возникнуть и другие потери, компенсируемые за счёт чистой прибыли (например, при превышении установленных лимитов и норм затрат). Данные потери мы относим к неоправданным затратам. Поэтому необходимо создавать соответствующие резервы на основе экспертных оценок специалистов в области учёта. Мы рекомендуем осуществить это с помощью увеличения резервного капитала путём отчисления средств из нераспределённой прибыли и открытием в управленческом учёте к счёту 82.1 «Доля резервного капитала, приходящаяся на учётный сегмент» субсчёта 1 «Резерв на покрытие потерь от неоправданных затрат на качество выпускаемой продукции». Неоправданными потерями будут являться затраты на проекты, не принесшие ожидаемых результатов и не обеспечившие эффективность вложений по тем или иным причинам. Суммы неоправданных расходов могут быть особенно велики, если они связаны с начислением штрафов от покупателей за несоответствующее качество новой продукции. Поэтому сумма неоправданных затрат, компенсируемая в обычном случае за счёт чистой прибыли, может существенным образом негативно отразиться на финансовом положении организации. В связи с непредсказуемостью (слабой прогнозируемостью) таких затрат создание такого резерва весьма актуально.
– резервирование технических средств производства (или других видов имущества). Основой при обеспечении ритмичности, экономичности и высокой производительности может служить «подбор оптимального количества резервных машин и состава ремонтного звена» [20, с. 11].
Для целей снижения общей суммы затрат на качество при производстве новой и улучшаемой продукции важное значение приобретает анализ проекта планируемых изменений. Предлагается проводить подобный анализ в форме проведения «критериального анализа». Данная дифиниция в теории и практике не встречается и предлагается автором к введению в научную терминологию. Под критериальным анализом мы будем понимать всесторонний процесс разбора состава, свойств и отдельных сторон различных критериев (мер, измерителей) чего-нибудь. Соответственно критериальный анализ показателей производства новой продукции будет включать рассмотрение производственных и коммерческих показателей новой продукции, в том числе показатели качества и затрат на его обеспечение. Принципиальным отличием критериального анализа показателей от оценки показателей является то, что последний процесс охватывает только определение значений показателей и их трактовку, тогда как критериальный анализ должен охватывать всю совокупность признаков и характерных черт показателей. Рекомендуется проводить критериальный анализ производства новой продукции и её качества в следующей последовательности. Целесообразно проводить данный анализ по следующим этапам:
1. Анализ предварительных результатов (проводится до начала внедрения новой или улучшенной продукции в производство).
2. Текущий анализ (проводится во время изготовления новой продукции).
3. Последующий анализ (подведение итогов и планирование устранения выявленных ошибок или недоработок).
Первый этап анализа является наиболее важным. Это связано с тем, что на данном этапе необходимо выявить максимально возможное количество ошибок и недоработок в проекте предполагаемых изменений, так как их исправление не приведёт к значительному увеличению затрат, а возможно будет способствовать в будущем значительной экономии средств предприятия. Кроме того, если на данном этапе будут выявлены факторы (обстоятельства), не позволяющие производство данной продукции, то сумма непроизводительных затрат будет значительно ниже, чем в случае выявления этих факторов (обстоятельств) на последующих этапах. Но в любом случае для анализа эффективности осуществляемых изменений необходимо правильно определить сумму осуществленных расходов.
Второй этап анализа характеризуется уменьшением количества статей расходов, но при этом происходит значительное увеличение общей суммы затрат. На данном этапе необходимо повысить контроль над уровнем затрат. Также нужно уделить особое внимание сравнению плановой и фактической себестоимости и в случае обнаружения несоответствия – провести анализ отклонений затрат.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10