Рефераты. Критерии анализа и контроль качества при освоении новой продукции






Тем не менее, основным инструментом оценки затрат на качество новой продукции, особенно затрат несоответствия, остаётся построение причинно-следственной диаграммы. Каждая категория затрат классифицируется по составляющим её элементам и рассматривается как следствие воздействия некоторого фактора (скрытой причины), имеющего более глубокий, фундаментальный характер. Далее каждый элемент разбивается на отдельные компоненты, и каждая причина оказывается следствием действия фактора следующего уровня и т.д. Анализ затрат по видам деятельности (АВС-анализ) значительно упрощает такую работу, так как основанная на нём система бухгалтерского учёта представляет собой детальные затраты, уходящие на поддержание каждой «ветки» (элемента деятельности).

Многие организации предпочитают более неформальные (недокументированные) периодические оценки затрат, связанных с качеством, на основе годовых или полугодовых отчётов по качеству. В основе такого подхода может лежать оценка стоимости одной типовой ошибки или целого ряда ошибок или дефектов. Другой способ измерения затрат заключается в том, что служащим вменяется в обязанность вести документированный учёт своего рабочего времени. Оценку затрат на обеспечение качества отдельного этапа освоения новой продукции можно выполнить путём последовательного анализа каждого из составляющих элементов этапа, учитывая стоимость каждого элемента в категориях предупреждения, оценки качества и несоответствий. Некоторые из выявленных в результате такого анализа элементов могут вообще не создавать прибавленной стоимости и представлять собой чистые издержки. Исключение или комбинирование отдельных элементов, как правило, даёт возможность значительно сократить затраты на обеспечение качества. Существует масса примеров, когда группа специалистов, занятая проблемами управления или улучшением качества, смогла правильно оценить исходный уровень потерь от брака, определить необходимые размеры превентивных вложений в качество и с высокой точностью предсказать ожидаемую выгоду от снижения потерь, полученную в результате принятых мер. Иногда очень полезными оказываются и другие неформальные методы учёта затрат на качество. Например, учёт влияния степени удовлетворённости потребителя на уровень потенциальных потерь, несмотря на явно оценочный характер, позволяет более тесно проанализировать меры по улучшению качества с потребительскими ожиданиями.

Также важнейшим показателем, характеризующим работу предприятия в области качества, является уровень и динамика затрат на качество [16]. Анализ этих затрат позволяет выявить тенденции их снижения, определить влияние факторов на сумму затрат, выявить «узкие места» производства, установить резервы и дать оценку работы предприятия в сфере качества. Анализ затрат на качество новой продукции рекомендуем проводить в следующих направлениях:

-      анализ динамики затрат по элементам затрат с целью установить, по каким элементам достигнута экономия по сравнению с прошлым периодом;

-      факторный анализ изменения затрат по статьям калькуляции, при этом особое внимание уделяется статьям, по которым произошёл наибольший перерасход;

-      анализ динамики затрат, которые можно прямо отнести на себестоимость того или иного вида продукции;

-      анализ распределения затрат, которые нельзя прямо отнести на себестоимость того или иного вида продукции;

-      анализ затрат на единицу продукции;

-      анализ затрат на один рубль товарной продукции.

При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели. Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованные изделия и сумму расходов на исправление исправимого брака.

Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц – виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов.

Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным отношением абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: проведение анализа различных показателей качества новой продукции является необходимым условием эффективного аналитического обеспечения руководства предприятием. Предложены методические подходы и последовательность проведения такого анализа. В рамках проведения данного анализа предложено анализировать новую продукцию с учётом её качества путём определения класса новой продукции. При проведении такого анализа важным является изучение не только финансовых, но и нефинансовых показателей.

2. Внутренний контроль качества новой продукции и затрат на его обеспечение


Организация внутреннего контроля качества новой продукции является эффективным инструментом управления системой качества новой продукции на предприятии. Организация системы внутреннего контроля является обязательным элементом системы качества, соответствующей требованиям ИСО 9001:2000. Данная система контроля, помимо осуществления текущего контроля, должна базироваться на проведении периодических проверок системы качества. Однако в настоящее время проверка качества новой продукции производится выборочно по двум направлениям: контроль показателей качества новой продукции (при сертификации или подтверждении сертификата качества) и осуществления контроля затрат на новую продукцию в обобщённом виде, то есть без разбивки по этапам освоения или выделения затрат на качество. Соответственно данная методика имеет ряд недостатков, так как не обеспечивает реализацию главной цели, стоящей перед ней, – проверка правильности и достоверности данных учёта качества новой продукции. Устранение данных недостатков особенно актуально в связи с повышением роли эффективности использования капитала, вложенного собственниками в освоение новой продукции и обеспечение её качества.

В настоящее время в целом система внутреннего контроля выполняет не только функции проверки данных бухгалтерского учёта, но и ориентирована на охват практически всей деятельности предприятия. Поэтому мы рекомендуем создание в рамках системы внутреннего контроля подсистемы внутреннего контроля качества новой продукции и затрат на его обеспечение, представляющую собой наблюдение за показателями качества и затратами на их обеспечение с целью проверки соответствия их состояния желаемому уровню. Формирование подсистемы внутреннего контроля качества новой продукции и затрат на его обеспечение не только отвечает требованиям современного уровня развития экономики предприятий, но и служит действенным инструментом обеспечения эффективности принятых управленческих решений, а также правильности, достоверности и своевременности отражения соответствующей учётной информации.

Целями осуществления внутреннего контроля качества новой продукции и затрат на его обеспечение являются:

-      обеспечение соблюдения нормативно-правовых актов РФ в сфере обеспечения качества выпускаемой новой продукции, а также соблюдения требований заказчика к качеству новой продукции (договорных обязательств в части технических характеристик и качественных показателей) и внутренних регламентов по качеству выпускаемой новой продукции;

-      обеспечение полноты и достоверности бухгалтерской и управленческой отчётности, формируемой в рамках данного учётного сегмента;

-      обеспечение эффективной реализации стратегических и тактических целей организации в области качества производимой и продаваемой новой продукции;

-      обеспечение сохранности и эффективного использования имущества предприятия, задействованного при освоении новой продукции;

-      обеспечение выявления, анализа и выдача рекомендаций по устранению финансовых и операционных рисков, которые могут оказать отрицательное воздействие на процесс освоения новой продукции;

-      оценка структуры затрат на освоение новой продукции с учётом её качества;

-      выявление резервов производства новой продукции и наиболее перспективных направлений дальнейшей работы предприятия в этом направлении;

-      обеспечение методического и организационного консультирования работников предприятия в сфере освоения новой продукции и обеспечения её качества, а также повышения степени взаимодействия персонала предприятия для повышения эффективности работы предприятия в целом.

Формирование отдела (группы) внутреннего контроля качества новой продукции и затрат на его обеспечение может происходить по следующим стадиям:

-      определение целей и конкретных задач функционирования отдела (группы);

-      определение функций выполняемых работников и на этой основе формирование структуры отдела (группы) и определение необходимого уровня профессиональной компетенции;

-      выделение прав и обязанностей сотрудников отдела и составление должностных инструкций;

-      определение статуса отдела (группы) и утверждение приказа о его формировании;

-      формирование технологии взаимодействия работников отдела (группы) с другими структурными подразделениями предприятия;

-      разработка внутренних рабочих документов отдела (группы) (составление календарного плана проверок, общего плана и программы проведения проверок и т.д.).

Проведение первого этапа (блока) заключается в ознакомлении и оценки деятельности системы внутреннего контроля. Второй и третий этапы заключаются в проверке достоверности учётных сведений о значениях показателей качества новой продукции и затрат на его обеспечение. Четвёртый этап базируется на проведении маркетингового анализа положения организации на рынке новой продукции.

Наиболее трудоёмким и важным является третий этап – проверка затрат на качество новой продукции. Поэтому осуществлению текущего контроля на данном участке необходимо уделять особое внимание.

Суммарные затраты на обеспечение качества, выраженные в абсолютных значениях, как правило, приходится с чем-то сравнивать, чтобы получить относительную величину. Это позволяет при анализе проследить тенденции их изменения с учётом вариаций в объёме выпуска продукции, её номенклатуры, издержек производства и т.д. Для сравнения обычно используют следующие показатели:

1. Трудозатраты (общие, прямые, нормативные). Предпочтительнее использовать нормативные трудозатраты, поскольку они отражают запланированный объём работы без учёта отклонений. На показатели, соотнесённые с трудозатратами, сильное влияние оказывают изменение объёмов производства и степень механизации операций и, в меньшей степени, стоимость материалов, номенклатура производства, длительность производственного цикла.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.