Рефераты. Контроль качества и экспертиза ювелирных товаров. Торговая сеть "Адамас"






Полученные в процессе вырубки или вытяжки на прессах и вращательных станках готовые заготовки отдельных деталей (касты и планки для колец, детали брошей, ножки к корпусам рюмок, детали подстаканников, сахарниц и др.) собирают вручную путем пайки. Все детали очищают от грязи, жиров и окислов.

Пайку производят специальными припоями, которые состоят из сплавов металлов, соответствующих пробе изготовляемых изделий, но менее термостойкими. Припой по цвету не должен отличаться от цвета изделия.

Наиболее трудоемким является процесс ручной пайки цепочек, звенья которых должны быть прочно соединены между собой, тщательно пропаяны без зазоров и следов припоя. За последнее время процесс изготовления цепочек на некоторых предприятиях автоматизирован. Пайка звеньев цепочек осуществляется на паяльных автоматах с применением порошкообразного припоя сложного состава.

Для совершенствования процесса сборки в настоящее время применяется более прогрессивный процесс плазменной сварки.

После сборки и пайки изделия подвергают дальнейшей обработке — опиловке, очистке, шлифовке, полировке, при необходимости отжигу и др.

Искусство филигранных изделий обусловливается своеобразной техникой их создания. Филигрань, или скань, представляет собой скрученную из двух или трех проволочек «веревочку», иногда сплющенную в виде ленточки. Процесс изготовления филигранных (сканных) изделий несложен. По контуру заранее созданного на бумаге рисунка (обычно орнамент) укладывают скань в виде всевозможных завитков, спиралек и т.д. Детали набираемого рисунка предварительно подклеивают. Подготовленный на бумаге набор накладывают на металлическую пластинку или шаблон, посыпают мелко измельченным припоем, смешанным с бурой. Под действием огня припой расплавляется, детали спаиваются, и получается ажурный узор. Объемные предметы создают путем набора филиграни на железные формы. Сканный узор обычно дополняют мелкими литыми шариками, называемыми зернью. Филигранные изделия из сплава серебра или посеребренные отбеливают, если требуется, золотят, оксидируют или полируют.


1.6.2 Отделка и художественная обработка

К отделочным операциям относят операции, связанные с обработкой поверхности изделий: галтовку, пескоструйную обработку, крацовку, шлифовку и полировку.

Галтовка — это очистка поверхности изделий путем вращения их в барабанах, загруженных стальными шариками, кожаными обрезками, песком и другими абразивными материалами.

Крацовку производят круглыми щетками из тонкой латунной или стальной проволоки на вращательном станке, чтобы придать изделию необходимую матированную поверхность.

Шлифовку изделий применяют для создания ровной поверхности с помощью. Вращающихся шлифовальных войлочных, фетровых или бязевых кругов и порошков — пемзы, наждака.

Полировка придает золотым и серебряным изделиям глянец и зеркальный блеск. Вручную изделия полируют гладилами из стали и гематита (минерал окись железа). Изделия, имеющие форму тел вращения, полируют на полировальных станках с помощью кругов из хлопчатобумажной ткани с применением порошков — крокуса, трепела. Широко применяют электролитическое полирование и отделку поверхности золотых и серебряных изделий алмазными резцами.

Оксидирование — это покрытие в декоративных целях поверхности серебряных и посеребренных изделий или отдельных ее участков темным налетом, иногда с постепенным переходом к светлому тону. Оно производится путем погружения изделий в горячий раствор серной «печени» (одна часть серы и две части поташа). Нарядно выглядят оксидированные изделия с рельефным рисунком, по контуру которого зачищена оксидировка до светлого тона.

Анодирование — это получение искусственной пленки и окрашивание изделий из алюминия под цвет золота и в другие цвета. Оно производится в серной кислоте с последующим опусканием изделия из алюминия в краситель, который заполняет поры оксидной пленки, образовавшейся в результате воздействия на алюминий серной кислоты. Для окрашивания изделия применяют органические красители. Оксидная пленка анодированного изделия обладает коррозийной устойчивостью и высокой твердостью. Изделия из анодированного алюминия нарядны и недороги.

Гравировку производят вручную, механизированным способом и путем вытравливания поверхности. При гравировке вручную по контуру рисунка, нанесенного на поверхность изделия, с помощью стальных резцов (штихелей) выбирают металл (углубления различного профиля) и создают, таким образом, гравированный рисунок.

Гравировку на металле вытравливанием производят кислотой. Поверхность изделия покрывают грунтом из воска, канифоли и асфальта, затем на загрунтованную поверхность наносят (до обнажения металла) рисунок, который обрабатывают кислотой. В результате действия кислоты на металл там, где снят грунт, образуется вытравленный рисунок. [8, с. 187]

 

1.6.3 Обработка камней

Для придания драгоценным камням формы, красоты и обеспечения игры цветов минералы необходимо обрабатывать. Обработка драгоценных камней иначе называется гранильным искусством.

Основными этапами данного вида работы являются огранка и полировка минералов. А сам процесс обработки ювелирных камней включает в себя изготовление кабошонов, непосредственно огранку и резьбу по камню (гравирование).

Одним из древнейших и самых простых способов обработки минералов является кабошон, заключающийся в придании верхней части камня округленной формы.

В процессе огранки на обрабатываемый материал наносится некоторое количество плоских гладких граней, что требует от мастера необычайного умения и математической точности. Данный вид обработки ювелирных камней наиболее популярен среди прозрачных минералов, таких как алмаз и изумруд, имеющих яркий блеск. В результате огранки достигается максимальная игра цвета. Для камней полупрозрачной и непрозрачной структуры чаще всего применяется кабошон.

Но не для всех камней подходит огранка одного типа. Так, для камней, отличающихся ярким цветом, таких как сапфир и изумруд применяется ступенчатая огранка, то есть придание камням прямоугольной формы. Огранка же алмазов требует более сложного подхода, поскольку этот минерал имеет необычайно твердую структуру. Процесс обработки этого камня немыслим без специального технического оборудования и использования гранильных станков. [6, с. 59]

Огранка – это гармоничное сочетание различных форм и размеров граней, наносимых на поверхность камня по заранее разработанному рисунку. Кроме того, что такая обработка камней придает им внешнюю красоту и изящество, огранка значительно усиливает явления преломления и дисперсии света, вызывающие игру и блеск ограненных камней. Верно выбранная огранка и идеальная полировка обеспечит великолепный блеск и игру света в камне. Огранка превращает природный камень (прекрасный и в первозданном виде) в изысканно и многогранно сверкающий шедевр в драгоценном украшении. Самые известные типы огранки алмазов–бриллиантовая и роза (мелкие камни). Бриллиантовой формой гранят крупные камни, их после огранки называют бриллиантами. Сверху алмаз, ограненный под бриллиант, в виде круга с гладкой поверхностью, в котором, как в калейдоскопе, искрятся боковые грани, нисходящие геометрическим узором по конусным сторонам камня (по форме сбоку напоминает юлу), напоминает восьмиконечную звезду в круге (см. рис. 6).

Полубриллиантовая огранка.

Гранению подвергаются и другие ювелирные камни. Наиболее часто применяются следующие типы огранки: простая, ступенчатая, клиньям, кабашон (полусфера), комбинированная (см. рис. 7).

Гранению подвергаются также горный хрусталь (тип огранки – кабашон), ювелирное стекло, фианиты (искусственные кристаллы). Поделочные камни полируют. Применяются и такие виды обработки, как литье, штамповка, шлифовка, опилка.

Существуют и другие способы обработки, обновления камней (например, жемчуг “омолаживается” слабыми кислотами).


Рис. 6. Бриллиантовая огранка:

1 – вид сбоку; 2 – вид сверху

Рис. 7. Типы огранки:

1 – простая; 2 – ступенчатая; 3 – клиньями; 4 – кабашон; 5 – комбинированная. [20, с. 42]


1.6.4 Закрепление камней в изделии

Прежде всего, мастеру необходимо подобрать нужные камни соответственно индивидуальному заказу на изготовление ювелирного изделия: драгоценные, полудрагоценные, поделочные или их имитаторы – искусственные двойники (заменители), имитирующие природные драгоценности. Цвет, структура, твердость, излом, теплопроводность, химические свойства данного камня определяют тип его огранки, способ закрепления и вид оправы, а также выбор сплава, соответствующего свойствам камня и даже самой конфигурации изделия в целом.

Мастер должен обладать навыками и такой ювелирной профессии, как закрепщик, которая существует на специализированных предприятиях. В индивидуальном производстве он еще и монтировщик, поскольку выполняет и другие монтажные приемы и операции.

Закрепки для камней и их назначение

Закрепление камня на украшении – завершающий этап изготовления ювелирных изделий с камнями. Камни, вставляемые в кольца, серьги и другие украшения, должны быть прочно, надежно и в то же время красиво, изящно закреплены – от этого зависит товарное качество изделия.

Кроме сверлильных, режущих, измерительных инструментов, имеющихся в ювелирной мастерской, для закрепления каменей ювелиру нужно иметь специальные инструменты: для обкатки и обжатия металла – давчик, обжимки для закрепления круглых камней, пуансоны со сферической полостью (корневертки), для корнеровой закрепки, дрюке-

Операция закрепления камней выполняется на выдвижном выступе верстака (финагели).

Важно для данного камня подобрать соответствующий вид оправы и тип закрепки.

Основные виды закрепок: ободковая, крапановая, глухая, корнеровая; для закрепления мелких камней применяются закрепки для оправ: каре, фаденовая, тиктовая, кармезиновая. Для вставок из янтаря, жемчуга, имитации камней из пластмассы и ювелирного стекла применяется клеевая закрепка (механическая для таких камней неэффективна из-за присущих им качеств и форм).

Ободковая закрепка применяется для закрепления прозрачных камней; изготавливается из ленточки сплава и по периметру повторяет форму камня, который лежит в ней на опорном пояске, расположенном на внутренней стороне оправы;

укрепление камня осуществляется обжатием металла вокруг камня, который таким образом просвечивается и сверху и снизу, красоту и освещенность усилит вырезанный в полоске зепления узор. Фиксация камня ободком надежна.

Крапановая закрепка предназначена для закрепки драгоценных, полудрагоценных и цветных камней-имитаторов. разновидность ободковых оправ, в которой над кромкой ободка возвышаются вертикальные лапки (крапаны), они удерживают камень и позволяют показать всю его красоту. Количество, высота и форма крапанов определяются свойствами и геометрическими параметрами камня. После тщательного прижатия крапанов к поверхности камня их опиливают, придавая держащим лапкам задуманную форму:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.