|
Экспертные оценки проблем позволяют судить о том, что наиболее важными и неотложными проблемами являются несвоевременная поставка сырья и энергоресурсов, а также устаревшее оборудования и его простои.
3.3. Метод графа проблем.
Метод графа проблем применим для определения приоритетных проблем в технологии принятия управленческих решений. Использование метода начинается с построения матрицы проблем, при помощи которой, используя экспертные оценки, расставленные по пятибалльной шкале, определяются причинно-следственные связи между проблемами.
Таблица 4 Матрица проблем.
Проблема
1
2
3
4
5
Сумма причин
1) Контроль поставки сырья и энергоресурсов
-
1
3
10
0
14
2) Нарушение трудовой дисциплины
0
-
2
5
0
7
3) Устаревшее оборудование
0
2
-
10
0
12
4) Простои оборудования
0
0
0
-
5
6
5) Эффективность управленческого решения по повышению квалификации ППП
0
10
3
6
-
19
Сумма следствий
0
13
8
31
5
-
На вопрос, какую из представленных проблем в матрице нужно решать в первую очередь, помогает ответить граф проблем (рис. 1)
Рис.1. Граф проблем.
Граф проблем показывает, что в первую очередь необходимо оценить эффективность управленческого решения по повышению квалификации персонала и проконтролировать бесперебойную поставку сырья и энергоресурсов. Это окажет положительное воздействие на решение проблем простоя оборудования и нарушения трудовой дисциплины, которые отпадут вместе с решением этих главных проблем. А также благотворное влияние на третью по важности проблему устаревшее оборудование, хотя и не решит ее полностью.
При решении проблемы устаревшего оборудования возможны два варианта или альтернативы:
– модернизация технологического оборудования;
– приобретение нового оборудования;
Таблица 5 Выбор вариантов решений.
№пп
Критерии оценки
Модернизация
Приобретение
1
Меньшая сумма капитальных вложений
7
3
2
Влияние на эффективность производственного процесса
5
8
3
Экономия ресурсов
5
7
4
Повышение себестоимости продукции
8
2
5
Влияние на финансовое состояние предприятия
5
1
6
Качество продукции
6
8
Итого:
36
29
Т.о. более приемлемой альтернативой является модернизация технологического оборудования, а не приобретение нового.
4. Принятие решения.
Итак, попытаемся представить себя в роли руководителя. У нашего предприятия возникла сеть проблем, вызывает тревогу выполнение производственной программы.
Решение проблем – это процесс, т.к. речь идет о нескончаемой последовательности взаимосвязанных шагов. Руководитель заботится не столько о решении как таковом, сколько обо всем связанным и проистекающим из него. Для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов. Процесс решения проблемы состоит из нескольких этапов (рис.2).
Рис.2. Этапы решения проблемы.
ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМЫ. Первый шаг на пути решения проблемы—определение или диагноз, полный и правильный. Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Другими словами, вы узнаете о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться. Поступая так, вы сглаживаете отклонения от нормы. Однако слишком часто руководители рассматривают в качестве проблем только ситуации, в которых что-то должно произойти, но не произошло. Как проблему можно рассматривать также потенциальную возможность. В этом случае вы осознаете проблему, когда поймете — кое-что можно сделать либо для улучшения хода дела, либо для извлечения выгоды из представляющейся возможности.
Полностью определить проблему зачастую трудно, поскольку все части организации взаимосвязаны. Работа управляющего маркетингом, например, влияет на работу управляющего по сбыту, мастеров на производстве, отдела исследований и разработок и любого другого человека в компании. В крупной организации могут быть сотни таких взаимозависимостей. Поэтому, как принято говорить, правильно определить проблему — значит наполовину решить ее.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.