Рефераты. Конкурентная среда предприятия и факторы производственного воздействия на нее






Существует и неявный сговор. Одним из таких сговоров является ценовое лидерство, когда крупная компания меняет цену, а остальные следуют ее примеру.

6) Барьеры для проникновения предприятий на рынок. В следствие высоких входных барьеров поддерживается уровень рыночной концентрации и сохранение олигополий.

Третий вид несовершенной конкуренции - рынок монополистической конкуренции.

Концепцию монополистической конкуренции разработал Э. Чемберлин. Он первым заметил, что дифференциация товара способствует появлению нескольких обособленных рынков взамен одного. На этих рынках существует широкое многообразие цен, издержек, объема выпуска продуктов различных групп [16, с. 116].

Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры, при котором имеется множество производителей, которые выпускают дифференцированный товар. Продукция таких компаний схожа между собой, но не является полностью взаимозаменяемой, т.е. мелкая компания производит некий продукт, который немного отличается от продукта конкурента.

Основными чертами монополистической конкуренции можно считать следующие:

- монополистически конкурирующая компания сама устанавливает цену на товар;

- доступ компаний на рынок свободен и привлекателен для фирм с конкурирующими марками товаров;

- отсутствует зависимость фирм друг от друга, сговор в такой ситуации невозможен;

- соперничество может иметь как ценовой характер, так и неценовой;

Этот тип рынка дает возможность производителям самореализоваться. В результате потребители приобретают большую свободу при выборе товаров. Однако монополистическая конкуренция может привести к появлению новых монополий или олигополий, которые будут развиваться до тех пор, пока не произойдет вмешательство государства или мелкие компании добьются успеха, что в принципе бывает редко.

На современном рынке большую роль играют монополистические объединения, которые, имея преимущества в производстве товаров, стараются установить на них более высокую цену и таким образом помешать установлению равновесной цены. Однако, как бы они не хотели осуществить свои планы, силой обстоятельств они вынуждены считаться со средней ценой, как утверждал А.Смитт (1723-1790) естественной ценой. Именно по- этому он активно выступал против вмешательства государства в рыночную экономику. А.Смитт был сторонником ввоза импортных товаров, когда они оказывались более дешевыми, нежели отечественные [9, с. 62].

Лауреат Нобелевской премии по экономике Фридрих фон Хайек (1899-!988) писал о том, что когда спрос на продукцию превышает предложение, то образуется дефицит и цена непременно возрастает. И наоборот, когда образуется излишек товара, а спрос снижается - цена падает. Следовательно, рынок – это самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система.

Однако, не стоит считать рынок абсолютно самоорганизующейся системой. После Великой депрессии (1929-1933) экономисты признали необходимость вмешательства государства в функционирование рынка в период спадов и кризисов. Сама природа социально-экономических систем порождает такую необходимость, потому что люди могут корректировать недостатки самоорганизации внешней организацией, т.е. сознательно управлять и регулировать систему. Однако эти факторы не должны быть противопоставлены друг другу, а, наоборот должны находиться в соответствии с требованиями и внутренними возможностями самоорганизации системы.

Рассматривая достоинства рыночной конкуренции, нужно упомянуть и о недостатках. Конкуренция может приводить к диспропорциям между спросом и предложением, нерациональному использованию ограниченных ресурсов общества. Конкурирующие компании тщательно охраняют свои разработки в области технологий, так как это помогает выиграть в конкурентной борьбе, однако это может привести к замедлению технического прогресса. Конкурентный рынок не в состоянии решить проблему социального неравенства и равного распределения дохода, он создан для рационального управления экономикой путем использования ресурсов.

Рыночными отношения можно считать лишь тогда, когда цены устанавливаются с учетом спроса и предложения, потому что именно цены есть основной регулятор рынка, так они отражают соотношение между спросом и предложением [21, с. 104]. Учитывая спрос, рынок может увеличить выпуск необходимых потребителям товаров. Для этого производители начинают разрабатывать новые технологии производства, осваивать достижения научно-технического прогресса, улучшать качество производимого продукта. В конкурентной борьбе за рынок побеждает тот, кто сможет добиться высокого качества товара при наименьших издержках. Именно конкуренция делает производителей более предприимчивыми и изобретательными, они должны вовремя ликвидировать возникший дефицит и организовать либо расширить выпуск необходимых товаров.

Важнейшая функция рынка состоит в своевременном удовлетворении потребности потребителей. Эта функция осуществляется посредством соотношения спроса и предложения.

1.3 Производственные факторы, влияющие на конкурентную среду

Производством является процесс использования природных ресурсов, оборудования, рабочей силы для изготовления материальных благ и оказания услуг. Производство невозможно без ресурсов (факторов) производства.

Фактор производства - это какой-то наиболее важный элемент, благодаря которому появляется возможность воздействовать на результат производства.

По теории К.Маркса факторы производства делятся на две группы:

личный и вещественный факторы производства [1, с. 20].

Личный фактор - рабочая сила, которая включает физическую и интеллектуальную способность человека к труду. Человек – главный фактор производства. Экономическая теория, изучая человеческое общества, приходит к выводу, что человек является как производителем, так и потребителем экономических благ. Он создает, управляет техникой, создает технологии производства, что в свою очередь требует специальной подготовки. Требования, которые возникают к работникам при использовании сложных средств производства, связаны с подготовкой высококвалифицированных специалистов.

Характерная особенность личного фактора состоит в том, что человек выступает не только как элемент производства, но и как производительная сила общества. Работник объединяет в себе две функции: носителя рабочей силы и субъекта производственных отношений. Изменение производства влечет и изменение экономического поведения человека, и он сам провоцирует эти процессы своим воздействием на производственные процессы.

Научно-технический прогресс возможен лишь благодаря участию в нем человека. Если рассматривать человека с точки зрения производства, то человек является не только субъектом, но и конечной целью этого производства.

Вещественный фактор заключает в себе все средства пользователя. Все эти факторы сложно взаимодействуют между собой, эффективность такого взаимодействия определяется технологией и организацией производства.

Технология объединяет главные факторы производства. Она предполагает использование методов обработки , изменения свойств, формы, состояния предметов труда.

Благодаря организации производства все факторы функционируют согласованно.

В маржиналистской теории рассматриваются четыре группы факторов производства: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность [8, с. 28].

Земля – это естественный фактор. К нему же относятся ископаемые, природа, пахотные земли, леса и т.д. В общем, все, что можно использовать в производственном процессе.

Капитал - это некая совокупность благ, которые используют при производстве, а именно оборудование, машины, транспорт, связь и д.т. Их техническое состояние постоянно улучшается и своевременное обновление в состоянии значительно улучшить результат производственного процесса и его эффективность. Капитал может трактоваться по - разному, но взгляды схожи в том, что капитал есть способность приносить доход.

Капитал реализуется в зданиях, оборудовании, сооружениях. Такой капитал считается основным, так как функционирует несколько лет. Оборотным же капиталом принято считать капитал, вложенный в сырье, материалы, энергию и расходуется в результате одного производственного цикла. Капитал может выражаться и в виде товарных запасов – это те товары, которые хранятся на складах и предназначаются для последующей реализации.

Таким образом, капитал представлен двумя формами: натурально-вещественной и денежной.

Труд - это целенаправленная деятельность человека. Благодаря труду человек преобразует природу, делает ее пригодной для удовлетворения своих потребностей. Любой труд должен, в конечном счете, привести к результату.

Труд может быть представлен как интеллектуальной, так физической деятельностью. Совокупность способностей человека, обусловленная наличием образования, профессионального обучения, навыками составляет человеческий капитал. Чем выше квалификация труда человека, тем выше его капитал, тем выше оплата этого труда. Инвестиции в человеческий капитал наиболее эффективны и окупаются быстрее, чем все остальные.

Время, в течение которого человек выполняет какую-либо работу, называется рабочим временем. Их периодичность может меняться, но она не может превышать сутки, так как человек должен восстановить силы.

Качественными показателями труда является производительность и интенсивность. Производительность труда зависит от человека, от технического состояния оборудования, от организации труда, и показывает, сколько продукции производиться в единицу времени.

Предпринимательская деятельность - самый специфический из всех факторов производства. Здесь предполагается обладание инициативой, смекалкой, способностью к риску. Предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики.

Способность к предпринимательской деятельности является особым видом человеческого капитала. Он должен координировать и комбинировать оставшиеся факторы с целью повышения производительности и качества товаров и услуг. Специфика данного человеческого фактора заключается в желании и умении внедрять новые виды продукции, технологий, форм организации бизнеса с учетом риска понести убытки. Предпринимательская деятельность сравнима с высококвалифицированным трудом.

Различия в классификации факторов производства заключаются в следующем.

1) Представители марксисткой теории считают, что факторы производства определяют социальную направленность процесса . Уже в его основе сформирована классовый состав общества . Маржиналисты рассматривают фактор только с технико-экономической точки зрения .

2) Маржиналисты считают, что капитал является средством и предметом труда, а природные условия – это отдельный фонд. Марксисты же объединяют и то, и другое в единый вещественный фактор.

3) Маржиналисты учитывают предпринимательскую деятельность как фактор производства, а марксисты - нет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.