Рефераты. Коммерческая деятельность на рынке интеллектуальной собственности






Возникновение рынка комплексных услуг по страхованию интеллектуальной собственности может весьма позитивно сказаться на рынке юридических услуг в сфере охраны интеллектуальной собственности. С уверенностью можно предполагать, что строгие правила и методики для страховых компаний будут разрабатывать привлеченные специалисты по нематериальным активам, причем услуги по охране интеллектуальной собственности и ее страхованию, скорее всего будут продаваться одновременно, то есть юридические компании или патентные поверенные уже изначально будут исходить из разработанных требований страховых компаний.

Наверняка. последуют и другие последствия. Например, услуги по страхованию интеллектуальной собственности могут вытеснить услуги по регистрации и депозитированию.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно выделить две весьма веских причины внедрения страхования интеллектуальной собственности:

Формирование рынка таких услуг дает резкий всплеск регистрации патентов и товарных знаков. Организации смогут позволить себе выделять большие денежные средства на патентные исследования и работу патентных консультантов, соответственно, регистрируя больше патентов. Авторы также смогут позволить себе услуги профессиональных консультантов и будут прилагать все усилия для создания реальной конкуренции крупным организациям. В итоге это сделает более конкурентоспособным рынок профессиональных консультаций в сфере патентных услуг и привлечения инвестиций;

Страхование интеллектуальной собственности привлечет новых крупных игроков в сферу профессиональных патентных консультаций



2. Рынок интеллектуальной собственности


2.1 Понятие, сегментация и функции


По существу, рынок интеллектуальной собственности - это рынок результатов интеллектуальной деятельности или чаще всего рынок технологического сырья, а по форме эти сделки на этом рынке оформляются как передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и как передача объектов правовой охраны в виде служебной и коммерческой тайны (ноу-хау).

Однако нельзя забывать, что форма всегда имеет относительную самостоятельность по отношению к содержанию. Потому, когда права приобретаются, то анализируется потребительские качества непосредственно объектов правовой охраны: объем предлагаемых прав, их обремененность правами других лиц, сложность и ресурсоемкость обхода или независимого приобретения имеющихся прав, и пр... Этот анализ не только дополняет анализ свойств основного товара - результата интеллектуальной деятельности, но и существенно влияет на его стоимость.

Безусловно, главное потребительское качество интеллектуальной собственности - способность приносить дополнительную прибыль благодаря новым знаниям о том, как более эффективно удовлетворить запросы потребителя. Только новые технологические, художественно-конструкторские решения, новое программное обеспечение позволяют выпустить успешный товар. Дело это очень рискованное. Статистика утверждает, что в среднем не более 10-15% результатов прикладных исследований воплощаются в товар, приносящий коммерческий успех.[11]

Конкурентоспособность каждого объекта интеллектуальной собственности обычно определяется по следующим основным группам признаков продукции, выпускаемой на ее основе.

Степень правовой защиты на конкретном рынке: наличие защиты основных или второстепенных узлов, наличие товарного знака;

Технический уровень: выше или соответствует современному техническому уровню;

Место на рынке: новый тип продукции, который будет удовлетворять потребность, не удовлетворяемую в настоящее время, либо продукция имеет некоторые новые характеристики, значимые для большого круга потребителей, либо продукция аналогична той, которая уже имеется на рынке;

Характеристика рынка: рынок охватывает всю страну и имеет большое разнообразие потребителей, либо рынок с большим разнообразием потребителей, но только в некоторых районах страны, либо специальный рынок с небольшим числом потребителей;

Цена по сравнению с ценой на сходную продукцию;

Ожидаемая острота конкуренции: выход на рынок конкурентов с аналогичным товаром затруднен из-за значительных затрат на исследование и разработку, либо может появиться ограниченное число конкурентов с аналогичным товаром, либо практически любая фирма может за короткий срок создать аналогичную продукцию и выйти с ней на рынок;

Вероятность расширения рынка.

Спрос на объекты интеллектуальной собственности определяется реальностью ее коммерческого использования для получения дополнительной прибыли либо при использовании охраняемых результатов интеллектуальной деятельности при выпуске и реализации продукции, либо при продаже прав на использование объектов интеллектуальной собственности полностью или частично на основе лицензионного договора.

Как правило, наибольший интерес на рынке вызывают результаты интеллектуальной деятельности в виде технологий, включающих изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, программы для ЭВМ, ноу-хау, то есть различные объекты правовой охраны, существенно повышающие коммерческую ценность товара. Технологии, с вою очередь стараются продавать в совокупности с консультационными и инжиниринговыми услугами, оборудованием, системой сбыта и сервисного обслуживания продукции, выпускаемой по продаваемой технологии.[12]

Рынок интеллектуальной собственности характеризуется:

Высокой степенью монополизации: это рынок продавца, а не покупателя;

Высокой нормой прибыли из-за возможной разницы между себестоимостью результатов интеллектуальной деятельности и ценой лицензии, которая определяется долей будущего дохода покупателя прав на использование этих результатов;

Многолетними и глубокими связями между продавцом и покупателем, которые становятся партнерами по бизнесу.

Для продавца технологии сделка является инструментом проникновения и закрепления на новом рынке. Лицензионному договору сопутствуют поставки сырья, оборудования и т.п., а также консультационные и инжиниринговые услуги. Для покупателя приобретаемая технология служит инструментом повышения конкурентоспособности на своем рынке, катализатором развития собственной технологии.

Преимущества использования объектов интеллектуальной собственности в собственной финансово-хозяйственной деятельности связаны с уменьшением налогооблагаемой базы на величину амортизации нематериальных активов, с экономией отчислений на зарплату при оплате труда через оформление передачи имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, с формированием значительного по размерам уставного капитала без отвлечения денежных стран.

Преимущества использования интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов для более эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности уже освоено многими организациями. Компании существенно сокращают свои налоговые выплаты, оформляя служебные задания как создание интеллектуальной собственности, относя к этому оригинальную информацию. Оценивают и ставят на учет товарные знаки, а потом передают как нематериальный актив при создании новых предприятий. Технологию, по которой выпускается пользующаяся спросом продукция, оформляют как нематериальный актив, амортизация которого снижает налогооблагаемую базу.

Перечень подобных конкретных действий для использования возможностей законодательства по интеллектуальной собственности для уменьшения издержек производства можно продолжить. Это формирует соответствующий рынок услуг. Среди них одна из наиболее востребованных услуг - это оценка стоимости интеллектуальной собственности.


2.2 Методологические подходы к оценке стоимости интеллектуальной собственности


При включении в хозяйственный оборот любого имущества возникает необходимость в оценке его стоимости. Объекты интеллектуальной собственности входят в состав имущественного комплекса предприятий и организаций, поэтому их оценка требуется если:[13]

предстоит выделение из крупного предприятия небольшой жизнеспособной фирмы

планируется поглощение одного предприятия другим

ожидается реорганизация фирмы (например, переход от АОЗТ к АООТ)

предстоит ликвидация предприятия

поступило предупреждение об отчуждении актива государством

Если юридический статус оцениваемого имущества компании не изменяется, то целями оценки интеллектуальной собственности становятся следующие:

включение объектов интеллектуальной собственности в уставный капитал

обоснование расчета цены за право использования объектов интеллектуальной собственности в связи с ожидаемым заключением лицензионного договора;

определение размера вознаграждения автора результатов интеллектуальной деятельности;

получение банковского кредита под залог исключительных прав владельца интеллектуальной собственности;

составление бизнес-плана с целью привлечения инвестиций;

определение размера налога на имущество при его дарении или наследовании;

страхование интеллектуальной собственности;

обоснование расчета компенсации за ущерб, нанесенный нарушителем исключительных прав.

Это далеко не полный перечень всех возможных ситуаций, встречающихся в хозяйственной практике, но их разнообразие в самом общем виде можно сгруппировать в два основных вида:

оценка стоимости в обмене или рыночная стоимость;

оценка стоимости в использовании.

Постановлением Правительства РФ[14] обязательным к применению субъектами оценочной деятельности определены следующие виды стоимости объекта оценки:

Рыночная стоимость объекта оценки - наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства;

Виды стоимости объекта оценки, отличные от рыночной стоимости;

Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком - стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможны или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободного обращающихся на рынке товаров;

Стоимость замещения объекта оценки - сумма затрат на создание объекта, аналогично объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки;

Стоимость воспроизводства объекта оценки - сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта оценки, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий с учетом износа объекта оценки;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.