Рефераты. Кадровая политика Республики Беларусь






•      стратификационное поведение, т.е. стремление к изменению своего статуса (страты);

•      инновационное поведение (поиск путей улучшения содержания, организации и повышения эффективности труда);

•      адаптационно-приспособительное поведение характерно для новых условий работы, при вхождении в новый коллектив и т.д.;

•      характерологическое поведение, определяемое социально-психологическими особенностями работника, его характером (очевидно, что психологически неустойчивый тип не соответствует должности руководителя).

Этические формы трудового поведения определяют содержание профессиональной этики. Последняя, часто представляется в виде кодекса поведения (этического кодекса), предписывающего определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые считаются оптимальными, с точки зрения выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Этический кодекс может разрабатываться в отношении служащих организации в целом либо применительно к их определенной группе, выполняющей одинаковые или сходные профессиональные функции (профессиональный кодекс).

Этический кодекс обычно включает в себя три типа нравственных норм:

•     предписывающих (как требуется, с точки профессиональной морали, поступать в определенных ситуациях);

•     запретительных (что конкретно не разрешается в рамках служебного поведения);

•     рекомендательных (как следует себя вести в той или иной нравственной ситуации).

Этический кодекс и этические нормы профессиональной деятельности (или организации) выражают добровольное принятие профессиональной группой работников или работниками организации обязательств соблюдать строгую дисциплину в большей, чем это предусмотрено законом, степени. Их цель - сообщить обществу, что определенная группа членов общества стремится сохранить высокий этический и гражданский уровень, а также заявить, что в ответ на доверие общества эта группа обязуется осуществлять свою практическую деятельность так, чтобы она служила на благо общества.

Этический кодекс в общих терминах выражает стандарты профессионального поведения, которые должны быть присущи всем работникам данной профессии и родственных профессий. Он служит основанием дисциплинарных действий, когда поведение члена организации не удовлетворяет требуемым стандартам, заявленным в кодексе.

Однако в этическом кодексе нельзя предусмотреть все нравственные ситуации, возникающие в практической деятельности; правила кодекса не могут заменить личного морального выбора, позиции и убеждений человека.

Необходимость разработки профессиональных моральных кодексов связана с тем, что к некоторым видам профессиональной деятельности в обществе предъявляются повышенные требования. Эти требования вызваны особым положением некоторых профессий, что выражается в предоставлении им права на распоряжение значительными материальными ресурсами, на принятие ответственных решений. Существует профессиональная этика врача, педагога, журналиста, госслужащего и др. Действуют этические кодексы у военных, у судей (кодексы чести), в сфере торговли, международные этические кодексы для работников музеев, общества Красного креста и т.д. Постоянно появляются все новые "этики" — для сферы бизнеса, коммуникаций и др.

В силу углубляющейся профессионализации труда перед специалистами разных направлений все чаще возникают нравственные проблемы, которые невозможно решить, опираясь только на профессиональные знания. Поэтому профессиональная этика становится необходимой составляющей профессионального образования. Она не ставит своей целью выдвижение новых нравственных норм. Ее задачей является обобщение уже существующих и определение степени их важности, с точки зрения данной профессии.

Управление моралью в организации и обществе в целом осуществляется различными субъектами, в том числе государственными и негосударственными структурами. В ряде стран в структуре государственных органов и коммерческих организаций созданы специальные службы, на которые возложены функции контроля за соблюдением требований морали служащих. Однако в наших условиях такая практика вряд ли оправдана. Необходимо, чтобы носителями моральных ценностей выступали государственные и коммерческие структуры в целом. При этом государственная служба должна представлять социально-нравственный институт, способный утверждать требования должной морали среди служащих и граждан страны. Такая же функция должна быть возложена на коммерческие структуры, поскольку без высокого морального имиджа, как свидетельствует опыт ведущих фирм и корпораций мира, невозможно их успешное развитие и процветание.

В реализации принципов и приоритетов государственной кадровой политики ведущая роль принадлежит системе государственного управления, поэтому особое значение приобретает вопрос о нравственно-этических основах государственной службы. На формирование этических требований к государственным служащим значительное влияние оказывают сложившиеся в обществе социально-экономическая и политическая ситуации, а также те ценности, которые в настоящее время поддерживаются политической элитой. Более того, у служащих государственного аппарата отсутствуют мотивы, побуждающие их к радикальному пересмотру сложившихся ценностей, жизненных целей. Такая ситуация способствует меньшей идеологизированности этики госслужащих, однако, с другой стороны, неизбежно усиливает ее отчужденность от общества (бюрократизм).

Одним из существенных проявлений этического руководства является умение предотвращать конфликты, связанные с интересами взаимодействующих сторон. В государственной сфере выделяются следующие типы конфликтов:

•      складывающиеся на политической почве (государственный аппарат отступает от принципа политической нейтральности и участвует в предвыборной кампании, обслуживая того или иного кандидата);

•      возникающие на экономической почве - в процессе взаимодействия государственных структур с частными компаниями (использование служебного положения в личных, корыстных целях);

•      связанные с деятельностью должностных лиц (демонстрация власти по отношению к гражданам, волокита, секретность и т.д.).

В целях преодоления подобного рода конфликтов и минимизации последствий поступков, служащих в мировой практике используются различные этические стратегии: основанные на кодексе, нормативных актах и служебных инструкциях; опирающиеся на лидера или служащего (их личностные качества). Каждый вид стратегии олицетворяет определенный приоритет в регулировании морально-психологических отношений. Как показывает опыт, коммерческие фирмы в большей степени используют стратегии, основанные на кодексе; государственные органы предпочитают нормативное регулирование, в том числе ориентацию на этические нормы, разработанные вышестоящими органами.

Наряду с этическими кодексами средством обеспечения законности этичности деятельности работников служит присяга. Так, во многих странах, в том числе в Республике Беларусь, установлен порядок приведения к присяге Президента страны, руководителей субъектов федерации (в России), судей Конституционного суда, служащих ряда специализированных видов службы: военных, таможенников и др.

В ряде стран присяга распространяется на более широкий круг служащих. Например, в США присяга принимается при вступлении служащего в должность. Она может быть дана в устной или письменной форме, или подразумеваться самим фактом вступления в круг служебных обязанностей. Присяга, наряду с другими положениями, содержит нравственное обязательство служащего честно и добросовестно выполнять свой служебный долг, следовать моральным нормам, последовательно отстаивать государственный интерес (или интерес фирмы, если это касается коммерческой структуры).

Этические нормы трудового поведения работников часто устанавливаются в числе требовании к профессионально-деловым и нравственно-психологическим качествам руководителей и специалистов организаций и предприятий.


4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ, МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ В КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ


Теория и методология кадровой политики требует комплексного подхода на общегосударственном, региональном, отраслевом и фирменном уровнях, в определении основных этапов и конкретных методов разработки кадровой стратегии.

В качестве важнейших направлений совершенствования разработки кадровой политики можно выделить следующие:

1.                Расширение охвата планирования в области кадровой деятельности путем разработки системы социальных, демографических, экономических прогнозов, комплексной программы развития кадров, региональных и отраслевых целевых кадровых программ.

2.                Рациональная организация прогресса кадрового планирования, согласованность и увязка последовательно подготавливаемых плановых материалов, обеспечение единства планового процесса при разработке кадровой политики.

Важным методологическим вопросом при разработке прогнозов, программ, основных направлений, планов развития кадров является обеспечение выполнения следующих требований: совместимость структурных элементов (направлений, разделов, подразделов) этих документов; применение в них "сквозных" показателей, характеризующих эффективность кадровой политики на всех стадиях; преемственность в разработке мероприятий по реализации целей и задач кадровой политики, предусмотренных в последовательно разрабатываемых документах.

3.Развитие программно-целевого метода при разработке кадровой политики предполагает создание крупномасштабных целевых комплексных программ по важнейшим кадровым проблемам, а так же совершенствование методов их увязки с планами кадровой работы, формировании совокупности программ на разных уровнях управления кадрами.

Особенностью данного метода является то, что в реализации программы участвуют те структурные звенья управления, которые наиболее эффективно обеспечивают достижение цели программы, вне зависимости от их отраслевой принадлежности. Такой подход позволяет преодолеть ведомственную разобщенность, обусловленную отраслевой организацией управления.

4.                 Совершенствование системы плановых показателей подготовки, распределения и использования квалифицированных кадров предполагает обоснование такой системы показателей, которая бы аналитически отражала систему действующих социальных и экономических законов, учитывала во взаимосвязи особенности всех фаз воспроизводства рабочей силы и реализации кадровой политики, обеспечивала бы комплексность и взаимоувязку кадровых показателей по стране и отдельным регионам. Эта система показателей должна аналитически отражать систему социальных и экономических законов, таких как закон соответствия уровня развития  рабочей силы уровню развития средств производства, закон возмещения рабочей силы, социальные законы стратификации и мобильности и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.