Рефераты. Исследование и совершенствование системы управления конфликтами в организации (на примере ОАО "МСС-Поволжье")






а) сангвиник – это обладатель сильного типа нервной системы (т.е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью), уравновешенного, подвижного (возбуждение легко сменяется торможением и наоборот);

б) холерик – это обладатель неуравновешенного типа нервной системы (с преобладанием возбуждения над торможением);

в) флегматик – с сильным, уравновешенным, но инертным, неподвижным типом нервной системы;

г) меланхолик – со слабым неуравновешенным типом нервной системы.

Поведение человека также зависит от характера. В характере выражаются не случайные, а наиболее типичные, существенные особенности человека.

К. Леонгард выделил 4 типа характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый.

Демонстративный тип, который получил свое название из-за способности людей такого типа очень сильно (с точки зрения окружающих) выражать свои эмоции, более сильно, чем они их переживают в данный момент. У демонстративной личности развита способность вытеснять из сознания некоторые травмирующие представления: она может лгать, не осознавая, что лжет, при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи притворяющегося человека. Она не притворяется, а действительно верит в то, в чем пытается убедить окружающих. Демонстративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, она очень артистична. Излюбленные образы – невинная жертва, человек, которого не оценили, злоупотребили его доверием и пр.; либо благодетель человечества, уникальный специалист, нежное, тонкое существо, нуждающееся в постоянной опеке.

Противоположностью является педантичный характер. Если демонстративная личность принимает решения стремительно, импульсивно, процесс обдумывания сведен к минимуму, то педантичная личность долго колеблется и тщательно обдумывает свои действия. Негативными чертами могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки. Но педантичный характер может выразиться в таких прекрасных качествах, как пунктуальность, аккуратность, ответственность, рассудительность, предусмотрительность, забота о здоровье, избежание эксцессов.

Следующий тип – застревающий. Для людей такого типа характерна очень долгая задержка сильных чувств (аффектов): ярости, гнева, страха. Этот аффект может не затухать и вспыхивать с первоначальной яростью спустя недели, месяцы, даже годы. Свои успехи такие личности переживают так же достаточно долго и ярко. Люди этого типа отличаются обидчивостью и злопамятностью.

У возбудимых личностей так же, как у демонстративных и застревающих, часто констатируется весьма неровное течение жизни, но не потому, что они избегают трудностей, а потому, что часто высказывают недовольство, проявляют раздражительность и склонность к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Неумение управлять собой ведет к конфликтам.

Поведение участников конфликта складывается по-разному. В конфликтологии существует пять стилей конфликтного поведения: уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс.

Уклонение – характеризуется желанием уйти от конфликта, нежеланием прилагать какие-либо усилия для достижения своих целей. Применяется в тех случаях, когда:

1)                предмет спора не имеет существенного значения для участника конфликта;

2)                участник понимает, что может достичь своей цели неконфликтным путем;

3)                оба участника равны между собой по силе и не хотят портить свои взаимоотношения;

4)                один из участников понимает, что он не прав или имеет соперника сильнее себя;

5)                требуется отсрочить острое столкновение, чтобы лучше проанализировать ситуацию и тщательнее подготовиться к дальнейшей борьбе;

6)                нужно избежать контакта с трудным по психическому состоянию человеком, который преднамеренно ищет повод для конфликта.

Приспособление – стиль поведения в конфликте, при котором сторона частично или полностью отказывается от удовлетворения своих интересов. Этот стиль поведения предполагает в большей мере учитывать интересы оппонентов и не избегать совместных действий. Применяется в тех случаях, когда:

1)                участник не считает возникшую ситуацию для себя существенной и потому уступает другой стороне, если обладает более высоким рангом, или приспосабливается к ней, если обладает более низким рангом;

2)                участники намеренно уступают друг другу, осознавая, что приобретают больше, чем теряют;

3)                создается тупиковая ситуация, которая требует ослабления ради сохранения добрых взаимоотношений;

4)                одна из сторон хочет оказать поддержку другой на добровольной основе;

5)                у участников нет цели нанести непоправимый ущерб друг другу;

6)                оба участника конфликта охвачены чувством обиды и раздражения, а их интересы не поддаются сглаживанию.

Конфронтация – стиль поведения, характеризующийся высокой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов, возможно даже в ущерб другой стороне. При этом проявляется желание любым путем одержать победу в конфликте. Этот стиль выбирают в ситуациях, когда:

1)                предмет конфликта имеет большое значение для участника;

2)                участник уверен в своей победе и располагает всеми необходимыми средствами для достижения собственной цели;

3)                участник конфликта уверен, что его вариант решения проблемы наиболее подходящий в данной ситуации, и вместе с тем, имея более высокий ранг, настаивает на его принятии;

4)                у участника конфликта нет другого выбора, и он практически ни чем не рискует в данный момент.

Сотрудничество – дает возможность сто процентного удовлетворения интересов партнеров, обеспечивает плодотворные взаимовыгодные отношения в будущем. Этот стиль предполагает поиск такого решения, которое удовлетворило бы обе конфликтующие стороны. Применение этого стиля возможно, когда:

1)                проблема важна для обеих сторон, каждая из которых не намерена уклоняться от ее совместного решения;

2)                участники конфликта равны между собой;

3)                каждая сторона стремится обсудить спорный вопрос, чтобы найти решение, устраивающее обе стороны;

4)                между оппонентами существует доверие и они принимают во внимание стремления и предпочтения друг друга.

Компромисс – этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, т.к. это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Этот стиль применяется, когда:

1)                участники конфликта хорошо осведомлены о его причинах и развитии, чтобы судить о реально складывающихся обстоятельствах;

2)                участники сознают необходимость смириться с данным положением дел и довольствоваться временным, но подходящим вариантом решения;

3)                участники конфликта, обладающие разным рангом, хотят сохранить взаимоотношения, стремятся договориться между собой, чтобы избежать ненужных потерь;

4)                участники меняют свои цели из-за изменений, происшедших в процессе конфликта;

5)                другие стили поведения в данном конфликте не эффективны.

Заметим, что торопиться с принятием компромиссных решений, прерывать поиск подходящих вариантов решения не следует. Иначе это может прервать обстоятельное обсуждение сложной проблемы. Каждый раз нужно проверять, эффективен ли в данном случае компромисс по сравнению с сотрудничеством, уклонением или приспособлением.

Стиль поведения в конфликте совпадает по значению со способом его разрешения, т.е. путь к урегулированию конфликтов лежит через те же пять способов, а именно: уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество, компромисс.

Определение стратегии разрешения конкретного конфликта связано с выбором способа действий, равнозначного стилю конфликтного поведения. При этом приходится принимать в расчет ряд существенных обстоятельств, которые так или иначе сводятся к использованию мер стимулирования, включая убеждение и принуждение[27].

Основными задачами урегулирования любого конфликта являются: придание ему функционально положительного характера; сведение к минимуму ущерба от негативных последствий. Этого можно добиться, только если участники конфликта проявят общую заинтересованность к улаживанию конфликта, приложат совместные усилия к поиску оптимального решения.

Разрешение конфликта может быть полным или частичным. При полном разрешении конфликтная ситуация полностью меняется. Бывшие противники идут на примирение, начинают сотрудничать друг с другом. При частичном разрешении сама причина конфликта не исчезает. Изменения происходят только внешне, а внутри сохраняется желание продолжать борьбу. Предпринимаются попытки указать враждующим сторонам на средства, действия, ведущие к взаимопониманию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.