Рефераты. Инновационная деятельность






2. Не проводить НИОКР, не искать новый продукт, а направить усилия на доработку конструкции изделия, либо попробовать внедрить технологические инновации (например, по повышению ресурсосбережения). Данные мероприятия позволят повысить потребительские свойства товара и снизить затраты на его производство, следовательно снизить цену, следовательно повысить конкурентоспособность вашего продукта.

11. Эволюция развития организационных систем и систем знаний

Специалисты по иннов. менедж-ту обращают внимание на то, что перспективное развитие промышленности связано с развитием человеческого ресурса, с усилением его возможности посредством формирования системы знаний, а также связано с созданием благоприятной обстановки для этого процесса. Принято считать, что развитие организационных систем проходит несколько стадий или эр, что сопровождается переходом системы знания из одного состояния в другое. В связи с этим выделяют:

1. сельскохозяйственная

2. индустриальная

3. информационная

4. эра науки и познания

Новые знания в виде изобретений, связанные с информац. технологиями, обусловили переход в информационную эру. На этом этапе доступ к информации стал основным источником эк. Роста, а также источником процесса принятия управленческих решений.

Последующее развитие телекоммуникаций сделало возможным не только доступ к физически удаленно информации, но и позволило осуществить обмен идеями, знаниями между людьми, находящихся в разных уголках земного шара. Именно благодаря этому, новые идеи стадии стали источником развития знания по средствам новых исследований и разработок.

12. Роль системы знаний в инновационной деятельности организации

Цель инновац. деятел-ти на п/п заключается в создании долговременных конкурентных преимуществ, поэтому инновац.деят-ть не должна рассматривать как отдельные продукт или технологические инновации. Т.к. инновац. деят-ть подразумевает способность фирмы и ее персонала к непрерывному научному процессу и постоянному развитию системы знания орган-ции. В процессе инновац. деят-ти система знаний должна быть рациональна построена и эффективно управляться. Специалисты обычно выделяют ряд требований к тому, что должна обеспечивать система знаний организованная должным образом и каковы ее назначения.

Т.о. можно выделить след. функции системы знаний:

1. система знаний должна обеспечить квалифицированный уровень коллектива.

2. должна обобщать имеющийся опыт выполненных проектов, видов деятельности и функций. Должна тщательно отбирать все полезное из прошлого опыта своей деят-ти, деят-ти внешних субъектов, должна отображать историю своей фирмы и отрасли.

3. формировать Интел-ую базу сотрудника. Интел-ная база подразумевает формирование Интел-ой собственности, интеллек. Капитала, что способствует повыш-ю стаб-сти фирмы.

4. на основе внутренних и внешних текущих наблюдений постоянно распознавать тенденции, явления или события во всех областях своей деятельности. Это означает, что эффективная система знаний находится в состоянии постоянной бдительности и коллектив обладающий такой системой знаний обеспечивает реакцию фирмы на внешнее воздействие не пост-фактов, а на основе своевременного планового-прогнозного предупреждения.

5. развивать способность организации прогнозировать к внедрению будущего.

6. воспринимать и применять современную профессиональную языковую культуру, развивать язык, осваивать новые термины и категории, что способствует формированию эффективной системы коммуникаций и культуры.


13. База знаний и интеллектуальная собственность. Понятие объекта интеллектуальной собственности ноу-хау, коммерческой тайны, средства индивидуализации, портфеля прав

База знаний предприятия – сложное многоярусное разномасштабное образование включающее базы знаний всех своих сотрудников и групп, базы знаний организационных единиц и их комплексов.

Выделяют база знаний групп взаимосвязанных п/п, базы знаний отрасли, база знаний альянсов, консорциумов и других интегрированных комплексов.

Как правило, база знаний состоит из 3-ех элементов

1. знания – совокупность теоретических знаний по областям деятельности, методических знаний, методологического знания, технологического знания, экономические и организационные знания.

2. умение – умение генерировать идеи и создавать концепции проектов, умение интегрировать и аккумулировать знания.

3. навыки – навыки по выполнению специалистами и коллективами своих функций, задач, навыки по организации и управлению.

Основа базы знаний – творческий и интеллектуальный труд, результатами которого является интеллектуальная собственность и интеллектуальный капитал.

Интеллект. собственность – знания, которые являются чьей либо собственностью, защищены патентом. Интел-ая собств-сть имеет количественный стоимостной потенциал, который зависит от ее потенциального использования и который остается нереализованным до тех пор, пока интнл-ая собств-сть не исп-ся каким-либо образом.

Объект интеллектуальной собственности - результат интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации производителей, товаров и услуг (тов0ые знаки, промыш-ые образцы, изобретения). Главным критерием отнесения каких-либо прав к объектам Интел-ой собств-ти – это наличие правовой охраны.

Интеллектуальный капитал - знания, обладающие потенциальной ценностью (способности сотрудников, прикладной опыт). Интеллектуальный капитал не имеет реальной ценности пока не защищен и не используется. Интел. капитал делится на:

1. человеческий капитал – индивидуальные знания, умения и навыки сотрудников

2. структурный капитал – та часть интеллектуального капитала, которая остается после ухода, увольнения сотрудника.

Ноу-Хау- техническая, коммерческая информация, которая защищается компанией от незаконного использования 3-ми лицами при условии, что та информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу ее неизвестности 3-им лицам. К этой информации нет свободного доступа и обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Выделяют 3и вида ноу-хау:

1. неотделимые от конкретного индивидуума (талант)

2. неотделимое от конкретного п/п (географ-кое положение)

3. отделимое от конкретного индивидуума или от п/п. (чертежи)

Коммерческая тайна - понятие несколько выше, чем секреты производства,т.к. коммерческую тайну могут составлять: списки клиентов, первичные б/у документы

14. Понятие жизненного цикла. Жизненный цикл знания

ЖЦ знания имеет след. стадии

1. постановка цели развития знаний. Определяет предназначение знания для данного и последующего проектов, происходит идентификация предстоящих видов деятельности.

2. анализ потенциально существующей базы данных. Проводится систематизация знаний по задачам и исполнителям, оценивается достаточность знаний для предстоящих проектов, исслед-ся источники знания на предприятии и опред-ся необходимые дополнит-ые знания.

3. аккумуляция знаний. Собираются существующие, ранее созданные знания в единую базу знаний. Осуществляется сбор, кодирование и накопление знаний.

4. развитие знаний. Расширение имеющейся базы знаний за счет получения новой.

5. защита и хранение. Новые знания защищаются патентами, договорами.

6. передача знаний. Трансферт знаний из базы или от источников к новым исполнителям. Осущ-ся диффузия знаний по исполнителям (обуч-е и переобуч-е пер-ла).

7. использование знаний. Анализируется возможность использования знаний как для текущего проекта, так и для новых видов деят-ти.

8. оценка накопленных знаний и эффективность их использования. Происходит оценка доступности, качества доступности знаний, затраты по приобретению знаний. Ан-ся объем и Ур-нь исп-ния знаний. Разраб-ся рекомендации по развитию базы знаний и сис-мы упр-ния знаниями.


15. Понятие и виды инновационных стратегий. Инновационный аспект базовых стратегий

Инновац. Стратегия - одно из средств достижения цели организации, отличается от других средств своей новизной прежде всего для данной организации и возможно для рынка потребителя. Стратегии вообще и инновац-ые в частности направлены на развитие организации по средствам использования ее потенциала и рассматривается как реакция на изменения внешней среды. Поэтому многообразие инновац. стратегий обуславливается составом компонентов ее внутр-ей среды.

Относ-но внут-ей среды инновац. стратегии делятся на:

1. продуктовые (портфельные) – направлены на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг.

2. функциональные (сервисные, производственные стратегии)

3. ресурсные ( трудовые, материальные, финансовые)

4. организационно-управленческие (стратегии в области технологии, систем управления, структуры.)

Стратегический менеджмент и теория проектного управления разработали ряд универсальных стратегий получивших широкую известность. Данные стратегии направлены на развитие конкурентных преимуществ в фирме в силу чего их называют «стратегии роста».

Базовые стратегии делятся на след.группы.:

1. стратегия интенсивного развития

2. стратегия интеграционного развития

3. стратегия диверсификации

4. стратегия сокращенного развития.

Данные базовые стратегии отражают общепринятые направления развития конкурентных преимуществ фирмы, в связи с чем их используют в качестве типовых при подборе альтернативных стратегий. В каждой из этих групп имеются непосредственно инновац. стратегии.

Особенность инновац. стратегий является то, что они создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К этим условиям относятся:

1. повышение неопределенности результатов по срокам, затратам, качеству, что заставляет организацию развивать текущую специфическую функцию как управление инновац. рисками.

2. повышение инвестиц. рисков за счет новизны решаемых задач. Т.о. требуется более сложная работа по привлечению инвестиций, т.к. приходится искать более рисковых инвесторов.

3. усиление потока изменения в орг-ции, св-ных с инновац-ой реструктуризацией. Это вызвано тем, что изменение состояния хотя бы одного элемента ведет к изменению состояния других.

4. усиление противоречий в руководстве организации. При создании таких усилий требуется: обеспечить сочетание интересов и согласования решений стратегического, производственного, финансового менеджмента, а также маркетинговых решений

16. Определение типа конкурентного поведения. Классификация типов конкурентного поведения

Многообразие конкурентных стратегий и организационных форм хозяйствования создает множество стратегических позиций и вариантов для выбора конкурентной стратегии инновационного характера. Для того чтобы ориентироваться и соответствовать новой рыночной структуре организация должна адекватно оценивать свое положение на рынке. А для этого необходимо четко представлять на сколько внутрифирменный, организационный, кадровый ресурсы соответствуют текущим рыночным потребностям и что возможно предпринять для достижения такого соответствия в будущем причем с минимальными затратами. Поэтому для управляющего и его аналитической группы 1ой задачей является – идентификация организации и типа ее стратегического конкурентного поведения, чтобы использовать в процессе принятия решений богатый арсенал методологических наработок и практического опыта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.