Рефераты. Формирование системы менеджмента качества и ее внедрение в высшее учебное заведение






По инициативе вузов и при поддержке Минобразования России проводились конференции и семинары по проблемам совершенствования качества образования и современным методам управления вузами, на которых в том числе обсуждались и результаты, полученные при выполнении научных исследований. Такие мероприятия проведены в г. Москве на базе Российского государственного технологического университета имени К.Э. Циолковского, Московского государственного института электроники и математики (технического университета), Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета), в г. Санкт-Петербурге на базе Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, в г. Красноярске на базе Государственного университета цветных металлов и золота, Сибирского государственного технологического университета, а также на базе Томского политехнического университета, Новосибирского государственного технического университета, Уфимского государственного авиационно-технологического университета, Кубанского государственного технологического университета и ряде других вузов.

Для координации работ в области управления качеством высшего профессионального образования, интенсификации разработок и развития в вузах систем качества, широкой пропаганды идей культуры качества приказом Минобразования России от 19.01.2004 № 158 создан Совет по координации управления качеством высшего профессионального образования.

Опыт работы вузов, и в первую очередь Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета), в направлении внедрения и использования современных методов управления с целью повышения качества образования показывает, что задача эффективного внедрения принципов менеджмента качества требует совершенствования организационной и функциональной структуры вуза, разработки плана его стратегического развития на краткосрочную и среднесрочную перспективы, развития инновационной инфраструктуры, продуманной кадровой политики в сфере науки и образования, формирования сети стратегических партнеров, обеспечивающих обратную связь "ВУЗ - потребитель".

Анализ опыта вузов позволяет выделить следующие позитивные тенденции:

нарастающее распространение в вузах страны работ по созданию, внедрению и сертификации систем управления качеством в соответствии с требованиями и рекомендациями российского стандарта по менеджменту качества (ГОСТ Р ИСО 9001: 2001) и принципами Всеобщего менеджмента качества (TQM);

проведение вузами самооценки с целью выявления основных областей улучшения в учебной, научной, административной, финансово-экономической и хозяйственной деятельности;

создание в ряде вузов систем стратегического партнерства, обеспечивающих обратные связи вузов с потребителями их выпускников;

участие вузов в конкурсе на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества, Лауреатом которой в 2000 году стал Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет);

увеличение числа вузов, принимающих участие в ежегодном конкурсе "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов", организованном Минобразованием России в 2000 году.

Во многих вузах созданы специальные структурные подразделения по управлению качеством подготовки специалистов. В отдельных вузах введены должности проректоров по качеству.

На базе центров по сертификации продукции и систем управления начата работа по обучению и повышению квалификации администрации и преподавателей вузов. Наиболее активно в этом направлении работают сертификационные центры в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете, Московском государственном институте стали и сплавов (технологическом университете), Томском политехническом университете и Сибирском государственном технологическом университете. Однако, объемы повышения квалификации для всей системы высшего профессионального образования недостаточны.

Разработка и внедрение систем управления качеством ведется более эффективно в тех вузах, где открыта подготовка по специальностям 072000 "Стандартизация и сертификация" и 340100 "Управление качеством". В таких вузах для разработки системы управления качеством образования широко привлекаются студенты, обучающиеся по указанным специальностям и аспиранты, а структурные подразделения по управлению качеством укомплектовываются собственными выпускниками.

Однако, исходя из представленного опыта разработки и внедрения внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях, можно выделить ряд проблем, которые затрудняют создание и эффективное использование таких систем:

отсутствие однозначно определенной нормативно-правовой базы для четкой и последовательной организации работ по созданию систем управления качеством образования в вузе;

отсутствие необходимых методических пособий и рекомендаций по внедрению принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях;

утрачивание связи с предприятиями промышленности и как результат ведение образовательной деятельности в отрыве от потребностей сегодняшнего дня;

отсутствие квалифицированных менеджеров на среднем уровне управления вузом;

неприятие профессорско-преподавательским составом новых принципов управления;

недостаточное содействие вузам во внедрении принципов менеджмента качества со стороны органов управления;

недостаточные объемы финансовых средств для эффективного проведения изменений и совершенствования своей деятельности.

В связи с этим для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

разработать общий алгоритм проектирования и внедрения системы менеджмента качества вуза;

провести исследования основных рабочих процессов вуза, их основных закономерностей и взаимосвязей, определяющих качество образовательной деятельности в высшей школе;

определить показатели, характеризующие качество образовательного процесса и его результатов, и методы их измерения; провести анализ и адаптацию требований и рекомендаций стандарта ГОСТ Р ИСО 9001: 2001 применительно к специфике управления качеством в вузе;

разработать базовую структуру системы менеджмента качества вуза в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001: 2001, включая организационную структуру и структуру документации системы менеджмента качества вуза;

разработать требования к построению и содержанию Руководства по качеству вуза, документированных процедур основных рабочих процессов и другой документации системы менеджмента качества вуза;

разработать модель и методику самооценки деятельности вузов с позиций менеджмента качества и провести ее апробацию.

Выполнение всего вышеперечисленного комплекса работ требует масштабных исследований, учитывающих международный и российский опыт создания системы менеджмента качества в вузах.

Вывод по 1 главе.

Таким образом, вопросы качества беспокоили русских ученых еще в начале 20 века.

Журнал "Стандарты и качество" перепечатал в 1996 году статью выдающегося русского ученого и футуролога И.А. Ильина "Спасение в качестве", опубликованную впервые в журнале "Российский колокол" в 1928 году.

Отечественный опыт комплексного управления качеством является хорошим фундаментом освоения стандартов ИСО 9000, которые представляют более высокий уровень развития науки управления качеством. Основными отличиями систем качества (по ИСО 9000) от КС УКП являются следующие: ориентация на удовлетворение требований потребителя; возложение ответственности за качество продукции на конкретных исполнителей; проверка потребителем производства поставщика; выбор поставщика комплектующих изделий и материалов; сквозной контроль качества продукции, начиная от материалов и кончая утилизацией продукции; маркетинг; организация учета и анализа затрат на качество; прослеживаемость материалов и комплектующих изделий по всему циклу производства; решение вопросов утилизации продукции после эксплуатации. В.А. Лапидус в работе высказывает мнение: "Российская промышленность и сфера услуг действительно только в начале пути к овладению TQM, и стартовая скорость тоже не внушает большого оптимизма".

Факторы, влияющие на качество продукции, укрупненно могут быть представлены тремя блоками: качество производимой продукции зависит от внутренних (внутрифирменных) обстоятельств, человеческого фактора и внешних условий.

В зарубежных странах идея управления качеством образования не является приобретением последних лет. В США, Великобритании, Японии уже достаточно долгое время существую подразделения научно-исследовательских центров, занимающиеся проблемами развития высшего образования и разработкой методов наиболее эффективного управления процессами вуза.

Возможны два основных пути формирования СМК в вузах.

Первый - разработка уникальной модели системы управления качеством, разработанной на примере конкретного учебного заведения, отчасти универсальной и применимой для других организаций.

Второй - использование универсальных принципов создания современных систем менеджмента качества, используемых в различных сферах человеческой деятельности. Т.е. прямое применение принципов всеобщего менеджмента качества (TQM), нашедших отражение в требованиях международных стандартов ISO серии 9000: 2000 и критериях национальных премий в области качества.

Областью применения СМК вуза является образовательный процесс, основной продукцией которого являются образовательные услуги. Учебно-методическая продукция на базе научно-технической продукции и образовательных услуг является вспомогательной, обеспечивающей требуемый уровень качества результатам образовательного процесса.

В повышении качества образования заинтересованы государство, общество, работодатели, студенты и их родители. В настоящее время большинство вузов при организации своей деятельности ориентированы в основном на выполнение требований государства, отраженных в государственных общеобязательных стандартах образования, и показателях государственной аттестации и аккредитации вузов. То и другое можно рассматривать как регламентирующие нормативные требования к образовательной услуге, необходимость выполнения которых является условием существования вузов с бюджетным финансированием.

Поэтому очевидно, что, сотрудничая с потенциальными работодателями, вузы должны определять, какие характеристики выпускников для них наиболее значимы. Вместе с тем сейчас не все работодатели в состоянии объективно и квалифицированно формулировать собственные требования к выпускникам. Поэтому маркетинг на рынке потенциальных работодателей должен быть активным, т.е. не только изучающим, но и формирующим спрос на будущих выпускников. В результате будет получен ряд пожеланий (требований) предприятий.

Проблемами, сдерживающими внедрение системы менеджмента качества в вузах, являются:

отсутствие методологии ее создания, адаптированной к государственным образовательным стандартам;

дефицит специалистов-разработчиков;

недостаток финансовых средств и знаний в области менеджмента качества, прежде всего, у высшего руководства вузов и недооценка практической пользы от внедрения СМК в вузе.

Подводя итог, еще раз обобщим указанные особенности формирования СМК вуза:

нематериальный характер результатов образования;

непрерывность образовательных процессов и потребление их результатов;

длительность и трудоемкость учебного процесса, его комплексность;

большое число лиц, заинтересованных в деятельности вуза;

трудность прямого применения принципов TQM при формировании СМК вуза.

Цели, достижению которых будет способствовать разрабатываемая СМК вуза:

повышение степени удовлетворения потребителей образовательной услуги;

повышение степени конкурентоспособности ДонНТУ в нестабильной внешней среде;

быстрое реагирование системы управления на внешние воздействия;

рациональное использование всех видов ресурсов;

эффективность контроля и координации всех процессов вуза;

формирование информационной базы по вопросам управления качеством высшего образования.

Анализ опыта вузов позволяет выделить следующие позитивные тенденции:

нарастающее распространение в вузах страны работ по созданию, внедрению и сертификации систем управления качеством в соответствии с требованиями и рекомендациями российского стандарта по менеджменту качества (ГОСТ Р ИСО 9001: 2001) и принципами Всеобщего менеджмента качества (TQM);

проведение вузами самооценки с целью выявления основных областей улучшения в учебной, научной, административной, финансово-экономической и хозяйственной деятельности;

создание в ряде вузов систем стратегического партнерства, обеспечивающих обратные связи вузов с потребителями их выпускников;

участие вузов в конкурсе на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества, Лауреатом которой в 2000 году стал Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет);

увеличение числа вузов, принимающих участие в ежегодном конкурсе "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов", организованном Минобразованием России в 2000 году.

исходя из представленного опыта разработки и внедрения внутривузовской системы управления качеством образования в высших учебных заведениях, можно выделить ряд проблем, которые затрудняют создание и эффективное использование таких систем:

отсутствие однозначно определенной нормативно-правовой базы для четкой и последовательной организации работ по созданию систем управления качеством образования в вузе;

отсутствие необходимых методических пособий и рекомендаций по внедрению принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях;

утрачивание связи с предприятиями промышленности и как результат ведение образовательной деятельности в отрыве от потребностей сегодняшнего дня;

отсутствие квалифицированных менеджеров на среднем уровне управления вузом;

неприятие профессорско-преподавательским составом новых принципов управления;

недостаточное содействие вузам во внедрении принципов менеджмента качества со стороны органов управления;

недостаточные объемы финансовых средств для эффективного проведения изменений и совершенствования своей деятельности.

Выполнение всего вышеперечисленного комплекса работ требует масштабных исследований, учитывающих международный и российский опыт создания системы менеджмента качества в вузах.


Список библиографических источников


1.                Гребнев Л.С. Проблемы реформирования высшего профессионального образования и обеспечения его качества // Тез. докл. совещ. проректоров по учебной работе высших учебных заведений Российской Федерации 24-30 января 2002г. - М., 2002. - С.5.

2.                Левшина В.В. Развитие методологии создания системы менеджмента качества вуза. Университетское управление. 2003. № 2 (25). с.60-63. http://ecsocman.edu.ru/univman/

3.                Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность России: как ее повысить // Стандарты и качество/1-2004

4.                Момот А.И. Менеджмент качества: Учебное пособие для вузов. Донецк: ДонНТУ, 2000. - 120с., ил

5.                Падиарова И.П. Доклад директора ЦСМС при КарГТУ "Отраслевая специфика разработки и внедрения систем менеджмента качества вузов". http://www.iso9000.ru

6.                Белкин В.Г., Гаффорова Е.Б., Балабан В.А., Теоретические основы и практические шаги формирования системы менеджмента качества в вузе. http://www.quality21.ru

7.                Левшина В.В., Зиненко В.К. Бука Э.С., Харин В.Ф. Формирование системы менеджмента качества вуза. http://www.quality21.ru.

8.                Ильенкова С.Д. Производственный менеджмент - "Наука", М., 2001, 430 с.

9.                Ильенкова С.Д. Управление качеством: Учебное пособие - М.: Высшая школа, 2003. - 237 с.



Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.