Рефераты. Формирование системы менеджмента качества и ее внедрение в высшее учебное заведение






В определенном смысле потребителями можно считать и студентов как непосредственные объекты получения образовательных услуг. Исходя из этого, некоторые вузы для оценки качества образования проводят анкетирование студентов. Приведенные особенности деятельности вуза значительно усложняют прямое применение принципов TQM, что вызывает необходимость разработки дополнительных мероприятий для формирования и внедрения СМК в вузах. Таким мероприятием может стать разработка стандарта, подобного ISO/TS 16949: 2002 "СМК. Особые требования по применению ISO 9001: 2000 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запчасти". Такой стандарт должен дать четкие рекомендации по применению принципов TQM в сфере образования с учетом всех особенностей данной деятельности.

Проблемами, сдерживающими внедрение системы менеджмента качества в вузах, являются:

отсутствие методологии ее создания, адаптированной к государственным образовательным стандартам;

дефицит специалистов-разработчиков;

негативная память об административном внедрении в вузах КС УКП;

недостаток финансовых средств и знаний в области менеджмента качества, прежде всего, у высшего руководства вузов и недооценка практической пользы от внедрения СМК в вузе.

Также поддается объяснению низкая активность вузов по внедрению СМК. Это связано в основном с недостаточно стабильным финансовым положением вузов, малочисленностью кадров в области менеджмента качества, консерватизмом и инерционностью руководства и персонала вуза, преобладанием функционального менеджмента, а не менеджмента процессов и управления систематическими изменениями.

Подводя итог, еще раз обобщим указанные особенности формирования СМК вуза:

нематериальный характер результатов образования;

непрерывность образовательных процессов и потребление их результатов;

длительность и трудоемкость учебного процесса, его комплексность;

большое число лиц, заинтересованных в деятельности вуза;

трудность прямого применения принципов TQM при формировании СМК вуза.

Проанализируем те цели, достижению которых будет способствовать разрабатываемая СМК вуза:

повышение степени удовлетворения потребителей образовательной услуги;

повышение степени конкурентоспособности ДонНТУ в нестабильной внешней среде;

быстрое реагирование системы управления на внешние воздействия;

рациональное использование всех видов ресурсов;

эффективность контроля и координации всех процессов вуза;

формирование информационной базы по вопросам управления качеством высшего образования.


1.3 Формирование системы качества высшего учебного заведения


В последние годы проблеме качества образования во всем мире уделяется все большее внимание. Руководители государств, органов управления образованием и руководство высших учебных заведений (далее - вузов) высказывают озабоченность по вопросу достижения высокого уровня образования выпускниками вузов.

В Коммюнике Конференции Министров, ответственных за высшее образование, 2003 года большое внимание уделено вопросам обеспечения качества образования, как основы развития в целом общеевропейской системы образования. На Конференции заявлено, что основная ответственность за обеспечение качества лежит на каждом из вузов, но к 2005 году должны быть определены основные составляющие национальных систем по обеспечению качества. Достигнута договоренность о создании набора согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов для обеспечения качества и его оценки.

В целом ситуация с обеспечением качества подготовки специалистов в России нельзя назвать благополучной из-за воздействия ряда факторов, связанных с том числе с сокращением финансирования вузов. Негативные процессы в высшей школе, которые имели место в 90-х гг., не могли не сказаться отрицательно на самой сущности вуза как центра науки, образования, культуры, центра духовности и нравственности.

Начиная с середины 90-х гг. вузы стали активно искать пути изменения ситуации к лучшему. Их реакцией на резкое изменение внешней среды и внутренних условий был поиск путей адаптации к новым условиям, в том числе на основе совершенствования системы управления качеством.

В настоящее время в вузах России используются три основные модели управления качеством подготовки специалистов, основанные на следующих методах и подходах:

оценочный метод управления качеством деятельности вуза;

концепция, основанная на принципах Всеобщего управления качеством (TQM);

подход, основанный на требованиях международных стандартов качества ISO 9000: 2000.

Модель управления, основанная на оценочном методе (SWOT - анализ), предполагает систематическое проведение самооценки для выявления сильных и слабых сторон деятельности вуза, а также положительных и отрицательных факторов его развития. На этой основе вырабатываются и предлагаются меры для разрешения проблемных ситуаций и улучшения деятельности вуза. В течение ряда лет данная модель управления используется в Новосибирском государственном техническом университете, Ивановской государственной текстильной академии, Петрозаводском государственном университете и ряде других вузов.

Модель управления, основанная на принципах TQM (Всеобщее управление качеством), также использует метод оценок, однако основана на более глубоком анализе деятельности вуза, как производителя продукции и услуг. Концепция TQM предполагает наличие у вуза четко и ясно сформулированной миссии, стратегических целей, которые выработаны в результате всесторонних исследований потребностей внешней среды в основных продуктах деятельности вуза. Всеобщее управление качеством предполагает процессный подход к деятельности вузов, использует ряд специфических, достаточно сложных, но весьма эффективных методов и инструментов управления качеством. Лидером в разработке и использовании данной модели управления является Ивановский государственный энергетический университет.

Модель управления, основанная на требованиях международных стандартов качества ISO 9000: 2000, предполагает установление заинтересованных сторон, выявление их требований к качеству продукции, создание системы непрерывного совершенствования деятельности. Данная модель базируется на основополагающих принципах менеджмента качества, в том числе процессном подходе. В отличие от модели TQM в данной модели основным инструментарием менеджмента становится документированная система управления, ориентированная на качество.

Целенаправленная работа по созданию и внедрению систем управления качеством на основе требований стандартов качества ISO 9000: 2000 ведется в настоящее время во многих вузах России. Наилучшие результаты получены в Московском государственном институте стали и сплавов (технологический университет), Санкт - Петербургском государственном электротехническом университете, Московском государственном технологическом университете "Станкин", а Томский политехнический университет, Сибирский государственный технологический университет, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики и Красноярский государственный технический университет получили сертификаты соответствия своих внутривузовских систем управления качеством требованиям стандартов качества.

Таким образом, современные методы и стандарты управления качеством применяют те вузы, которые развивают свою предпринимательскую инновационную деятельность и стремятся завоевать на рынках образовательных услуг и наукоемкой продукции прочные позиции, ориентируются на "потребителей", к которым относятся государство, общество, студенты и работодатели.

Для активизации деятельности предприятий и организаций в области качества, повышения конкурентоспособности их продукции в 1996 году в России учрежден Конкурс Правительства Российской Федерации в области качества.

За период с 1996 по 2003 гг. в Национальном Конкурсе приняли участие три вуза: Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет), Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Владимирский государственный университет. В 2000 году Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет) стал первым вузом - Лауреатом Конкурса Премии Правительства Российской Федерации в области качества.

В целях стимулирования вузов к поиску современных методов управления, определения ориентиров в области развития систем обеспечения качества подготовки специалистов Минобразование России в 2000 году объявило конкурс "Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов" (далее - Конкурс Минобразования России), участие в котором заставило многие вузы задуматься о создании и совершенствовании собственных систем менеджмента качества.

Методической основой для проведения Конкурса Минобразования России явилась модель Премии Правительства Российской Федерации в области качества. Базовым вузом по проведению Конкурса Минобразования России назначен Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет).

В конкурсах Минобразования России с 2000 по 2004 гг. приняли участие 139 вузов Российской Федерации, из которых 12 вузов объявлены Лауреатами Конкурса Минобразования России. Анализ результатов Конкурса показывает, что понимание проблематики по совершенствованию систем управления университетами на принципах менеджмента качества в вузах - победителях находится на высоком уровне.

В последние годы при комплексной оценки деятельности вузов стали учитываться достижения в создании внутривузовских систем управления качеством образования, использовании принципов современных систем менеджмента качества и результаты Конкурса Минобразования России.

Актуальность проблем создания и внедрения систем менеджмента качества в образовательных учреждениях нашла отражение в проектах, выполненных в рамках программ Минобразования России "Качество и безопасность технологий, продукции, образовательных услуг и объектов", "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования", "Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники", "Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации системы образования" (раздел № 6 "Научно-методическое обеспечение развития независимой системы оценки качества образования").

Проекты в области менеджмента качества образования поддерживались из международных источников. Программой Темпус-Тасис Европейского союза в период с 2001 по 2003 гг. профинансирован проект "Качество в образовании в новом тысячелетии". Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) в рамках Инновационного проекта развития образования (компонент "высшее образование") и Соглашения о займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития поддержано несколько работ.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.