Рефераты. Формирование системы менеджмента качества и ее внедрение в высшее учебное заведение






Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже.

МС ИСО 9003 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях"; МС ИСО 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания", а также терминологический стандарт МС ИСО 8402.

В 1994 г. вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт МС ИСО 9004-1, - 2, - 3, - 4, большее внимание, уделив в нем вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.

Следует отметить, что наиболее полной является модель системы менеджмента качества, описанная в стандарте ИСО 9001: 1994.

Согласно стандарту, построенная модель системы качества должна включать в себя 20 специальным образом, выделенных документально оформленных элементов.

Состав и содержание элементов определяются разработчиками в зависимости от задач, решаемых системой качества, особенностей услуги, производственных процессов и уже сложившейся системой качества. Одной из наиболее важных положительных черт разработанных моделей систем качества является их универсальность. Согласно положениям стандартов ИСО система качества организации должна быть тщательно документирована. Чтобы продукция и (или) услуга соответствовала установленным требованиям, стандарт ИСО 9001 требует от предприятия разработать, документально оформить и поддерживать в рабочем состоянии систему качества.

В 2000 году вышла вторая редакция основных стандартов этой серии.

По мнению ведущих специалистов в области управления качеством (автор придерживается такой же точки зрения) международные стандарты ИСО 9000 выпуска 2000 года в отличие от версии 1994 года стали для ИСО 9000 вехой радикального обновления.

Широкое распространение в 90-е годы, как средство стимулирования работ по улучшению качества, получила оценка и самооценка предприятий на основе критериев различных премий по качеству. В настоящее время национальные конкурсы на соискание премий в области качества проводятся более чем в 30 странах мира. Наиболее всесторонне (из существующих в мире премий), подход TQM описывает Европейская премия по качеству, учрежденная в 1992 году.

Премия Правительства Российской Федерации в области качества существует с апреля 1996 года и начала присуждаться с 1997 года. В ее основе лежит Европейская премия по качеству. К. Мюллер в своей работе отмечает: "Но, несомненно, все большее значение в промышленности придают идеологии Total Quality Management (TQM), т.е. всеобщему руководству качеством". Там же: "... Все больший вес приобретает TQM - идеология, на которую ориентируются все передовые предприятия и организации".

Вопросы качества беспокоили русских ученых еще в начале 20 века. Журнал "Стандарты и качество" перепечатал в 1996 году статью выдающегося русского ученого и футуролога И.А. Ильина "Спасение в качестве", опубликованную впервые в журнале "Российский колокол" в 1928 году. В статье освещается историческая роль качества в судьбе России: "... И вы увидите, что русскому народу есть только один исход и одно спасение - возвращение к качеству и его культуре. Ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоблачены и количественные иллюзии на наших глазах изживаются до конца..."

Остановимся на системах качества, появившихся в этот период в России: система бездефектного изготовления продукции (БИП); система бездефектного труда (СБТ); система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий); система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурсов); система КС УКП - комплексная система управления качеством продукции. Более подробно об этом см. в работах.

Отечественный опыт комплексного управления качеством является хорошим фундаментом освоения стандартов ИСО 9000, которые представляют более высокий уровень развития науки управления качеством. Основными отличиями систем качества (по ИСО 9000) от КС УКП являются следующие: ориентация на удовлетворение требований потребителя; возложение ответственности за качество продукции на конкретных исполнителей; проверка потребителем производства поставщика; выбор поставщика комплектующих изделий и материалов; сквозной контроль качества продукции, начиная от материалов и кончая утилизацией продукции; маркетинг; организация учета и анализа затрат на качество; прослеживаемость материалов и комплектующих изделий по всему циклу производства; решение вопросов утилизации продукции после эксплуатации. В.А. Лапидус в работе высказывает мнение: "Российская промышленность и сфера услуг действительно только в начале пути к овладению TQM, и стартовая скорость тоже не внушает большого оптимизма". Там же: " Таким образом, о том, чтобы поднять концепцию всеобщего качества на уровень национальной волевой идеи, нам говорить пока рано".

Один из общепризнанных специалистов в области менеджмента качества А. Фейгенбаум высказал мнение, по В.Л. Качалову: "Я думаю, нам необходимо признать, что TQM ориентирована на повышение качества изделий, когда уже имеется некий достигнутый уровень, т.е. TQM определяет конкурентоспособность фирмы... ". Действительно, чтобы быть конкурентоспособными и вести успешную экономическую деятельность, предприятиям и поставщикам необходимо применять высокоэффективные и результативные системы управления своей деятельностью. Использование таких систем управления должно вести к постоянному улучшению качества продукта и (или) услуги, повышению удовлетворенности потребителей и других заинтересованных лиц предприятия.

Поэтому были разработаны международные стандарты на элементы системы управления организациями в области качества - стандарт ИСО серии 9000. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного осуществления технических, организационных, экономических и идеологических мероприятий на научной основе можно быстро и устойчиво совершенствовать качество продукции. Факторы, влияющие на качество продукции, укрупненно могут быть представлены тремя блоками: качество производимой продукции зависит от внутренних (внутрифирменных) обстоятельств, человеческого фактора и внешних условий.


1.2 Анализ существующих проблем и особенностей вуза как объекта разработки СМК


В зарубежных странах идея управления качеством образования не является приобретением последних лет. В США, Великобритании, Японии уже достаточно долгое время существую подразделения научно-исследовательских центров, занимающиеся проблемами развития высшего образования и разработкой методов наиболее эффективного управления процессами вуза.

Следует отметить, что в России на данный момент также большое количество вузов применяет принципы управления качеством в своей деятельности, что дает повод представителям украинских вузов при разработке и внедрении СМК высшего образования ориентироваться на разработки и достижения своих зарубежных коллег.

Возможны два основных пути формирования СМК в вузах.

Первый - разработка уникальной модели системы управления качеством, разработанной на примере конкретного учебного заведения, отчасти универсальной и применимой для других организаций.

Второй - использование универсальных принципов создания современных систем менеджмента качества, используемых в различных сферах человеческой деятельности. Т.е. прямое применение принципов всеобщего менеджмента качества (TQM), нашедших отражение в требованиях международных стандартов ISO серии 9000: 2000 и критериях национальных премий в области качества.

Но СМК вуза, сформированная по любому из указанных путей, должна обязательно учитывать специфику вуза как объекта создания СМК. Можно выделить следующие особенности: разветвленная организационная структура, три уровня управления (университет, факультет, кафедра); большое число поставщиков и внутренних потребителей, значительное количество внутривузовской документации.

Областью применения СМК вуза является образовательный процесс, основной продукцией которого являются образовательные услуги. Учебно-методическая продукция на базе научно-технической продукции и образовательных услуг является вспомогательной, обеспечивающей требуемый уровень качества результатам образовательного процесса.

Рассмотрим подробнее особенности вуза как объекта внедрения СМК, такие как уникальность деятельности и широкий круг лиц, заинтересованных в деятельности вуза.

Основной формой деятельности вуза является предоставление образовательных услуг. Образовательная услуга - комплекс целенаправленно создаваемых предлагаемых возможностей для приобретения знаний и умений с целью удовлетворения образовательных потребностей.

Подобная услуга уникальна по совокупности таких параметров как:

длительность и трудоемкость производства (4-5 лет, 6500-9000 учебных часов);

комплексность (50-60 различных учебных дисциплин);

сложность (значительная доля участия работников высокой квалификации: докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов);

ответственность (специалисты с высшим образованием являются основной элемент интеллектуального потенциала общества).

Указанные особенности должны учитываться при формировании СМК вуза, т.к. игнорирование этих параметров может привести к существованию СМК только в формальном задокументированном виде, а не в виде эффективного инструмента руководства.

Как известно, одним из основополагающих принципов ТQМ, нашедшим отражение в стандартах ISO серии 9000: 2000, является ориентация на удовлетворение требований и ожиданий потребителей и всех заинтересованных сторон. Именно в расчете на потребителя организация должна устанавливать цели своей деятельности и задачи по их достижению. Поэтому, приступая к созданию СМК вуза, необходимо в первую очередь определить, на выполнение, чьих запросов она будет ориентирована.

В повышении качества образования заинтересованы государство, общество, работодатели, студенты и их родители. В настоящее время большинство вузов при организации своей деятельности ориентированы в основном на выполнение требований государства, отраженных в государственных общеобязательных стандартах образования, и показателях государственной аттестации и аккредитации вузов. То и другое можно рассматривать как регламентирующие нормативные требования к образовательной услуге, необходимость выполнения которых является условием существования вузов с бюджетным финансированием.

В наибольшей мере потребителями выпускников вузов являются работодатели, поскольку именно в сфере реальной экономики в полной мере может проявиться результат образовательной услуги, выраженный в знаниях и умениях выпускника. Поэтому очевидно, что, сотрудничая с потенциальными работодателями, вузы должны определять, какие характеристики выпускников для них наиболее значимы. Вместе с тем сейчас не все работодатели в состоянии объективно и квалифицированно формулировать собственные требования к выпускникам. Поэтому маркетинг на рынке потенциальных работодателей должен быть активным, т.е. не только изучающим, но и формирующим спрос на будущих выпускников. В результате будет получен ряд пожеланий (требований) предприятий.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.