6. Бычин В.Б., Малинин С.В. Нормирование труда: Учебник. / Под ред. Ю.Г. Одегова. – М.: Издательство "Экзамен", 2003. – 320 с.
7. Введение в специальность "Менеджмент организации": Учебное пособие для вузов / С.Д. Резник, И.А. Игошина, В.С. Резник. Под общ. ред. Э.М. Короткова и С.Д. Резника. – М.: "Логос", 2004. – 320 с.
8. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. – М.: ТД "Элит-2000", 2003. – 546 с.
9. Добротворский И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии. Учебное пособие. – М.: "Издательство ПРИОР", 2002. – 464 с.
10. Зайверт Л. Ваше время – в ваших руках: (Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время): Пер. с нем. / Авт. предисл. В.М. Шепель. – М.: Экономика, 1991. – 232 с.
11. Керженцев П.М. Принципы организации. М.: Экономика, 1968. – 336 с.
12. Левина О., Китасова А., Головин С., Зырянова М., Анненкова Т., Майорова Л. Управление временем – управление собой // Управление персоналом. – 2006. - № 17. – С.24-31
13. Основы менеджмента: Учеб. для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высш. школа, 2001. – 367 с.
14. Пашуто В.П. Организация и нормирование труда на предприятии: Учеб. пособие. – Мн.: Новое знание, 2001. – 304 с. – (Экономическое образование)
15. Персональный менеджмент: Учебник / С.Д. Резник и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА –М, 2002. – 622 с. – (Серия "Высшее образование")
16. Теория и практика управления персоналом: Учеб.-метод. Пособ. / Авт.-сост. Г.В. Щекин. – 2-е изд., стереотип. – К.: МАУП, 2003. – 280 с.: ил.
17. "Ведомости": на личные дела, перекуры и ICQ в российских компаниях теряется до 60% рабочего времени
18. Время – бесценный и невозобновляемый ресурс /http://www.src-master.ru/ seminar/detail.php?SID=927
19. Время - ресурс руководителя /http://www.nestor.minsk.by/sn/1999/08/sn90817
20. Понятие рабочего времени /http://www.refstar.ru/data/r/print.file/id.24404_1.html
21. Результаты исследования говорят, что сотрудники в среднем работают продуктивно только три дня в неделю /http://www.microsoft.com/Rus/News
Приложение А
Программа социологического исследования использования рабочего времени в организации
Обоснование проблемы исследования. Как известно, деятельность человека, сфера применения его труда весьма и весьма разнообразны. Работа по трудовому договору, творческая и предпринимательская деятельность, в конце концов, работа по дому, по уходу за детьми и на приусадебном хозяйстве весьма разнообразны, и отличны друг от друга. Но у всех перечисленных и ряде не упомянутых видов труда есть все же общая черта, которой выступает категория рабочего времени.
Организация рабочего времени играет огромную роль в эффективном управлении персоналом, так как руководители заинтересованы в том, чтобы их подчиненные работали усердно во благо получить больше прибыли для организации. Для этого они используют функции планирования, организации, контроля, мотивации, координации. При этом создается совершенно особый климат эффективности в компании, людям становится работать более комфортно, вся деятельность сотрудников более осознанной и предсказуемой, заметно вырастает мотивация персонала, значительно улучшается взаимодействие людей внутри команды и между различными подразделениями. Тем самым рационально используется время, рационально распределяются производственные и человеческие ресурсы, в итоге – рациональная и эффективная работа всей организации.
Основные последствия неэффективного использования рабочего времени заключаются в том, что страдает эффективность организации из-за неправильного распределения времени сотрудников, происходят постоянные торможения работы из-за нехватки времени, возрастают вероятности "потери" задач или их несвоевременного выполнения, снижается "управленческая мощность" подразделения, отдела, повышается стресс у персонала, который приводит к заболеваниям, а это, в свою очередь, больничные дни. Поэтому необходимо рационализировать рабочий день в компании, в отделе или у отдельных сотрудников.
Для того чтобы выяснить эффективность распоряжения рабочего времени в органах местного самоуправления, было решено провести социологическое исследование.
Целью исследования является анализ механизмов использования персоналом своего рабочего времени и организации труда.
Объектом исследования выступает персонал отделов аппарата Совета Нижнекамского муниципального района.
Предметом является виды деятельности, временные затраты, "поглотители" времени.
Гипотеза – главной из причин больших потерь рабочего времени является неумение персонала организовывать свой труд и неэффективное распоряжение рабочим временем.
Задачи исследования:
1. Выяснить, умеет ли персонал организации организовывать свой труд;
2. Определить, умеют ли сотрудники эффективно распоряжаться своим рабочим временем;
3. Выявить причины, влияющие на эффективное использование рабочего времени.
Логический анализ основных понятий:
Интерпретация основных понятий
Операционализация основных понятий
1. Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени [8, ст. 91].
1) время, затрачиваемое на производство материальных и духовных благ и выполнение определенного объема работ;
2) период времени, в течение которого наемный работник обязан выполнять требуемую нанимателем работу.
2. Использование – пользование чем-нибудь, употребление с пользой [21, c.223].
1) эффективный – дающий определенный эффект, действенный;
2) неэффективный – не дающий определенного эффекта, безрезультатный, нерациональный.
Методы исследования. Анализируемый эмпирический материал получен в ходе выборочного исследования, проведенного в отделах аппарата Совета, при помощи анкетирования и наблюдения, в форме тестов, разработанных Щекиным Г.В., Весниным В.Р., а также по методике Зайверта Л. Анкетирование проводилось в форме прямого опроса (раздаточное анкетирование).
Определение выборочной совокупности. В рамках исследования методом сплошного опроса опрашивалось 7 сотрудников в возрасте от 25 до 62 лет, занимающие должности: начальников отдела, руководителя подразделения и специалистов отдела. Наблюдение проводилось в отделе организации деятельности Совета района (2 человека), а анкетирование – в отделе организации деятельности городского Совета и района (4 человека), отделе по работе со СМИ и общественными формированиями (1 человек), отделе делопроизводства и работы с обращениями граждан (1 человек), принимал участие и руководитель аппарата Совета района.
Рабочий план исследования
Мероприятия
Срок исполнения
Исполнитель
1 Обсуждение и утверждение программы
6-13 марта
Исмагилова Г. М. Рафикова Р. С.
2 Обсуждение и утверждение методического инструментария
14-20 марта
Исмагилова Г. М. Рафикова Р.С.
3 Тиражирование методического инструментария для проведения исследования
21 - 27 марта
Исмагилова Г. М.
4 Проведение анкетирования
2-22 апреля
Исмагилова Г. М
5 Анализ результатов исследования и подготовки предварительного отчета
23-30 апреля
6 Разработка и утверждение окончательного отчета, выводов и рекомендаций по итогам исследования
1-10 мая
Логическая структура инструментария:
Операциональные понятия
Индикаторы
Тип шкалы измерения
Номер вопроса в анкете
Логическая структура инструментария для теста, разработанного Весниным:
1. Выяснить, умеет ли персонал организации организовывать свой труд
Наличие целей в жизни
Факт наличия
номинальная
1
Составление плана работы
Наличие еженедельника, спецблокнота
2
Невыполнение намеченного
Индивидуальная оценка
3
Правильное ведение записных книжек
Факт правильности заполнения
4
Расположение вещей
Принципы расположения вещей
5
Потеря времени
Где, сколько и причины потери
6
Действия на совещании
Виды действий
7
Выступление с докладом
Внимание на содержание и продолжительности
8
Выполнение задуманного
Факт выполнения
9
Поручения, задания, просьбы
Система фиксаций
10
Пунктуальность
Точность при приходе на собрания
11
Выполнение заданий, поручений, просьб
Своевременность
12
Обещание что-то сделать
Факт выполнения обещанного
13
Логическая структура инструментария для теста, разработанного Щекиным Г. В.:
2. Определить, умеют ли сотрудники эффективно распоряжаться своим рабочим временем
Планирование дел
Факт планирования
ранговая
Необходимое количество подчиненных
Распределение работы между подчиненными
Факт распределения
Ритмичность работы персонала
Уровень ритмичности
Компетентность и подготовленность подчиненных
Уровень компетентности и подготовленности
Наличие помощника, который может заменить руководителя
Наличие средств оргтехники
Факт достаточности
Подготовленность помощника к решению сложных проблем
Уровень подготовленности
Минимизация числа совещаний
Факт минимизации
Пользование услугами секретаря
Факт пользования
Назначение секретарем времени встреч и поездок
Факт назначения
Знание секретаря
Факт знания
Определение заданий для секретаря
Факт определения задания
Пользование диктофоном
14
Понятность задач для сотрудников
Уровень понятности
15
Возможность подчиненных обращаться с консультацией руководителю
Уровень возможности
16
Пунктуальность в служебных делах
Точность в делах
17
Начало работы с неотложных дел
Факт начала
18
Перерывы и время отдыха
19
Оперативность принятия решений
Факт оперативности
20
Пресечение факта безделья персонала
Факт пресечения
21
Оценка эффективности работы подчиненных
Объективность оценки
22
Оценка эффективности работы руководителя
Критерии оценки
23
Эффективность использования рабочего времени
Факт оценки
24
Планирование своего рабочего времени
Факт осуществления планирования
25
Демографические характеристики респондентов:
Пол
Наименование пола
Номинальная
Возраст
Число лет
Интервальная
Занимаемая должность в организации
Наименование должности
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12