Рефераты. Диагностирование финансового состояния предприятия






p> Форма оценки прогнозируемых событий качественная.

В настоящее время, по оценкам ученых, насчитывается свыше 250 различных методов прогнозирования, но на практике используются не все.

Одним из наиболее важных классификационных признаков методов прогнозирования является степень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические методы. Вторым классификационным признаком можно назвать – способ получения прогнозной информации, третьим – общий принцип действия методов прогнозирования.

Прежде чем перейти к ознакомлению с классификационными группами методов прогнозирования, на мой взгляд, необходимо дать определение понятию метода прогнозирования. Под ним следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних), эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их применений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.

Научно обоснованная классификация дает возможность увеличить число приемов (модификаций) на нижних уровнях классификации, куда могут быть внесены новые элементы.

[pic]

Рис. № 5. Схема классификации методов прогнозирования

По степени формализации метода прогнозирования, можно разделить на интуитивные (экспертные) и формализованные (фактографические).
Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. Эти методы основаны на предварительном сборе информации (анкетирование, интервьюирование, опрос) и ее обработке, а также на суждениях экспертов (эксперта).

При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки. В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод "интервью", при котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме "вопрос – ответ"; аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки; метод написания сценария, который основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях.

Метод коллективных экспертных оценок включают в себя: метод
"коллективной генерации идей (мозговая атака)", который основан на актуализации творческого потенциала специалистов при "мозговой атаке" проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее деструирование (разрушение, критику) этих идей с формулированием контридей, метод "Дельфи", который основан на обработке данных анонимного анкетирования с учетом использования результатов предыдущего тура опроса.

В группу формализованных (фактографических) методов входят две подгруппы: экстраполяции и моделирования.

Экстраполяция – изучение предшествующего развития объекта и перенесение закономерностей этого развития в прошлом и настоящем на будущее. К этой подгруппе относятся методы: наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних.

Моделирование – исследование поисковых и нормативных моделей прогнозируемого объекта в свете ожидаемых или намечаемых изменений в его состоянии. К подгруппе моделирования относятся методы: структурное моделирование, сетевое моделирование, матричное моделирование.

Метод "регрессионные модели" – это статистические модели уравнений.
Эти управления с целью нахождения значения некоторых переменных и оценки их влияния на искомую величину.

Метод "эконометрическое моделирование" – основан на более широком применении регрессионных уравнений. Этот метод сложен и дорогостоящ.

Метод "экономические индикаторы" – в основе этого метода лежит социально-экономическая статистика. Дорогостоящ.

Метод "временные ряды" – последовательность множества точек во времени, составляющих определенные промежутки. Совокупность ежедневных, еженедельных, ежемесячных параметров образует временной ряд. Разработка анализа временных рядов за прошлые периоды является хорошей заявкой на их усовершенствование в будущем.

Метод "нейронных сетей" – этот метод дает представление о реальном уровне спроса на продукцию, услуги на конкретный период в будущем. При составлении прогноза спроса учитывается влияние таких факторов как; место распределения продукции, услуг: климатические условия, потребительские способности покупателей.

Особое место в классификации методов экономического прогнозирования занимают комбинированные методы, которые объединяют различные другие методы. Например, коллективные экспертные оценки и методы моделирования или статистические и опрос экспертов. В качестве информации используется фактографическая и экспертная информация.

С точки зрения возможных результатов и путей прогнозного развития производства прогнозы можно классифицировать по трем этапам: исследовательскому, программному и организационному.

Задачей исследовательского прогноза является определение возможных вариантов будущего развития и выбор из множества возможных вариантов одного или нескольких положительных результатов.

Программный аспект прогноза заключается в определении возможных путей достижения желаемых и необходимых результатов.

Организационная сторона прогноза включает в себя комплекс организационно – технических мероприятий, обеспечивающих достижение определенного результата по тому или иному варианту. Здесь должна быть сформулирована обоснованная гипотеза развития комплекса организационных параметров науки, дана вероятностная оценка рекомендуемой схемы распределения ресурсов и перспективам роста научного потенциала на прогнозируемый период.

1.3. Выбор оптимального пути разработки анализа и прогноза финансового состояния предприятия.

Из проведенного сравнения методик анализа финансового состояния предприятия, оптимальной с точки зрения использования результатов его для прогнозирования финансового состояния предприятия, на мой взгляд, является методика, предложенная В.И. Подольским.

В методике рекомендовано использовать наиболее простой метод анализа – метод сравнения, когда финансовые показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период.
При сравнении показателей за разные периоды необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, информационных процессов в экономике, методов оценки, инфляции.

Следующий метод – метод группировок, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это дает возможность для проведения аналитических расчетов, выявления тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, выявление факторов, влияющих на изменение показателей.

Метод цепных подстановок заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все основные показатели остаются неизменными. Этот метод дает возможность определить влияние отдельных факторов на совокупный финансовый показатель.

В качестве инструментария для финансового анализа широко используются финансовые коэффициенты. Это относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношение одних абсолютных финансовых показателей к другим.

В финансовом анализе предприятия используются определенные алгоритмы и формулы. В целях наглядности и удобства работы предложено записать показатели бухгалтерского баланса в виде следующих условных обозначений.

Показатели бухгалтерского баланса.

|I. |Внеоборотные активы |– Ав |
|II |Оборотные активы |– Ао |
| |Запасы |– З |
| |Дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые |– Д |
| |вложения, денежные средства и прочие активы | |
| |Краткосрочные финансовые вложения и денежные средства |– В |
|III. |Убытки |– У |
|IV. |Капитал и резервы |– К |
|V. |Долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и займы) |– Пд |
|VI. |Краткосрочные пасивы |– Пк |
| |Краткосрочные кредиты и займы |– М |
| |Валюта баланса |– Б |
| |Расчетные финансовые показатели. | |
| |Величина собственных оборотных средств |– Ес |
| |Общая величина основных источников формирования и |– Ео |
| |запасов | |
| |Излишек или недостаток собственных оборотных средств |– ( Ес |
| |Излишек или недостаток общей величины основных |– ( Ео |
| |источников формирования запасов и затрат | |
| |Источники, ослабляющие финансовую напряженность |– Н |

В анализе финансового состояния предприятия выделено шесть этапов. На каждом этапе анализа ставиться своя задача оценки финансового состояния предприятия на данный момент времени. Рассмотрим каждый этап анализа финансового состояния предприятия.

Для общей характеристики финансовых показателей предприятия, определения их динамики и отклонений за отчетный период необходимо проводить общую оценку финансового состояния предприятия.

I этап – общая оценка финансового состояния предприятия и изменений его финансовых показателей за отчетный период.

В целях проведения такого анализа рекомендуется составление сравнительного аналитического баланса, в который включается основные агрегированные показатели бухгалтерского баланса.

Благодаря этому документу упрощается работа по проведению горизонтального и вертикального анализа основных финансовых показателей предприятия. Горизонтальный анализ дает характеристику изменений за отчетный период, а вертикальный – характеризует удельный вес показателей в общем итоге (валюте) баланса предприятия. Расчет изменения удельного весов величин статей баланса за отчетный период проводиться по формуле:

[pic] (1.1)

где ai – статья аналитического баланса

t1 – показатель статьи аналитического баланса на начало периода

t2 – показатель статьи аналитического баланса на конец периода

Расчет изменений статей баланса в % к величинам на начало года проводится по формулам:

[pic][pic] или [pic] (1.2)

расчет изменения статей баланса в % к изменению итога аналитического баланса проводится по формулам:

[pic] или [pic] (1.3)

Таблица 1.3.5. Сравнительно аналитический баланс

| |Абсолютные |Удельный вес |Изменения |
| |величины | | |
|Показате|На |На |На |На |В |В |% к |% к |
|ли |начало|конец |начало |конец |абсолютных|удельны|велич.|изменен|
|баланса |период|период|периода|периода|величинах |х весах| |. |
| |а |а | | | | | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |
|1. Актив| | | | | | | | |
|2. | | | | | | | | |
|Пассив | | | | | | | | |

Полученные показатели структурных изменений (гр. 8 и 9) дают возможность выявить за счет каких источников менялись активы предприятия.

II этап – анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

Категории платежеспособности и финансовой устойчивости являются составными характеристиками оценки общего финансового состояния предприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.