Рефераты. Деятельность руководителя по созданию условий эффективного функционирования организации






В сфере руководства, в свою очередь, имеется стратегическое и оперативное руководство. Стратегическое определяет стратегию поведения на дальнюю перспективу, обеспечивающую будущую жизнеспособность объекта независимо от складывающейся обстановки и воздействия возмущающих факторов, — это прерогатива руководителя. Оперативное — на основе принятой стратегии и в соответствии с ней принятой концепцией решение задач и проблем для достижения оперативных целей в рамках программы решения стратегических задач — это поле деятельности службы планирования и одна из целей ее функционирования.

Эффективное руководство подразумевает:

1) постоянное укрепление сильных и ликвидацию слабых сторон в руководстве объектом;

2) оперативное внедрение и реализацию вновь открывающихся возможностей для повышения эффективности функционирования объекта, постоянное уменьшение рисков и устранение опасных для объекта ситуаций;

3) отдачу приказов, распоряжений и указаний только своим непосредственным подчиненным, а результаты деятельности руководителей нижних уровней и конечных исполнителей использовать только для анализа при принятии решения;

4) принятие правильных и обоснованных решений, отдачу исполнителям конкретно сформулированных по объемам и срокам выполнения распоряжений и обеспечение их выполнения через подчиненные службы;

5) для принятия решений, выбора доминирующих направлении действий их реализации в повседневном руководстве объектом применять системные методы руководства, современные технические средства, математические и инструментальные методы экономики;

6) постоянно отслеживать выполнение главных задач, решая которые коллектив объекта успешно будет достигать своих целей. В принципе других обязанностей у него нет и не должно быть. В противном случае он будет вмешиваться не в свои дела, и мешать работать другим.

Существует неписаное правило: если руководитель перегружен, значит, подчиненные недогружены.

Как следствие, если руководителем замечено, что кто-то из его непосредственных подчиненных не успевает по работе — значит, недогружены их подчиненные.

На любом объекте с не менее чем двумя уровнями руководства принимаемые решения любым руководителем низшего уровня всегда должны подчиняться эффективному достижению своих частных целей, но во имя эффективного достижения общей цели объекта.

Руководитель постоянно должен отслеживать главные задачи, решая которые коллектив объекта наиэффективнейшим образом будет достигать целей объекта.

Зачастую руководители увлекаются решением именно второстепенных задач, а это наносит определенный вред результатам деятельности объекта.

Всякая деятельность руководителя должна приводить только к принятию решения, как продукту его деятельности, по главным на данный момент времени задачам и проблемам, а также к

отдаче распоряжений по реализации принятых решений и кон-ролю их исполнения. Руководитель обязан знать нужды своих шести служб руководства и помогать им в их деятельности.

Для осуществления эффективного руководства объектом руководитель должен изучить и знать научные основы:

l) Целеполагания

2) Информационных технологий в руководстве объектом

3) Планирования в руководстве объектом

4) Технологий выполнения планов (достижения цели)

5) Обеспечения объекта персоналом

6) Организации достижения целей объекта

7) Управления процессами достижения целей объекта

8) Анализа деятельности объекта

Еще одна практическая рекомендация: всем руководителям и исполнителям рекомендуется фантазировать, или, как говорят японцы, «мечтать», решая виртуальные и гипотетические проблемы, представляя себя в роли руководителя или исполнителя. Это своеобразный проигрыш всевозможных вариантов действий для самых различных ситуаций в жизни и на работе.

Представляя себя в роли руководителя или исполнителя, на подсознании решать проблемы, вести переговоры, готовиться к деловой встрече, исполнять обязанности начальника или выполнять работы и т. п., исходя из предпосылок: а как бы это сделал я, а я это сделал бы лучше, а это надо было бы сделать так и т. п. Полезность сказанного заключается в том, что варианты действий откладываются в подсознании и при реальном появлении какой-либо проблемы сотрудник уже действует не задумываясь, а по заранее «отработанному» подобному алгоритму. Это придает уверенность в безошибочности действий. Кроме того, уже независимо от индивидуума на подсознании создаются амбициозные предпосылки на продвижение по служебной лестнице или улучшение исполнения своих обязанностей, а амбициозность для многих как раз и является движущей силой в этом продвижении.

Руководитель обязан:

1. Четко определять цели задачи, ожидаемые результаты, обязательно и постоянно отслеживать ход их достижения для анализа и сравнения (прогнозом) с ожидаемыми результат ми. Обязательно и постоянно корректировать ход реализации цели путем обязательной отдачи своевременных корректирующих распоряжений и команд руководителям функциональных служб.

2. Принимать решения в интересах достижения цели только и обязательно после тщательного анализа информации с помощью математических и инструментальных методов.

3. Анализировать принимаемое решение с позиций ПОР. Помнить, что принятое решение может быть ошибочным. Поэтому даже завуалированное несогласие с принятым решением, возражения и сомнения, подчиненных необходимо воспринимать как сигнал к повторному анализу (возможно, скрытому от них) с целью уточнения принятого решения.

4. Выполнять только свои обязанности и не подменять подчиненных. Работу руководителя можно сравнить с дирижированием оркестром. Руководитель не должен выполнять ту работу, которую должен выполнять подчиненный. Постоянно принимать решения и отдавать распоряжения (приказы, указания) — это не значит, что этим надо заниматься сиюминутно.

5. К отдаче распоряжений лучше надо готовиться заранее, готовя их тщательно и продуманно. Такой метод хорош при проведении установочных совещаний (летучек, оперативок, пятиминуток и т.п.).

6. Выполнение распоряжений необходимо поручать сотрудникам, ответственным за их исполнение по своим функциональным обязанностям. Редко должны возникать задачи, не входящие в них.

7. Организовывать четкую работу объекта. Все, чем занимается организация (фирма, подразделение), должно быть распределено по функциональным направлениям, за исполнение которых отвечают ответственные исполнители.

Профессионализм руководителя

Существует понятие «опытный руководитель».

Опыт — это познание объективной действительности, основанное на единстве знаний теории и навыков (практики).

Навык — это умение выполнять целенаправленные действия, а твердые практические навыки — это доведение действий до автоматизма в результате сознательного многократного решения одних и тех же типовых задач в производственной деятельности.

Знания получают в результате системного изучения дисциплин требуемого направления. Большим недостатком является неумение применять знания на практике, что является недоработкой учебных заведений.

Как известно, теория без практики — мертва, а практика без теории — слепа. Гармоничное сочетание знаний и навыков определяет опытность и профессионализм в руководстве (рис. 3).

Коэффициент опытности или профессионализма руководства (Коп) приближенно можно определить по следующей формуле:


где: (Коп) = Rпр / Rобщ*(1- tпр / Rобщ ),


Rобщ — общее количество принятых решений;

Rпр— количество правильных решений (не потребовавших корректирующих указаний);

tобщ — общее затраченное время на принятие решений;

tпр— время, затраченное на принятие правильных решений.


Рис. 3. Уровень профессионализма руководителя


Для его определения эксперт по системам руководства выражает и анализирует один из временных интервалов (от одного до нескольких дней).

По данным исследований американской фирмы PMFS, зависимость уровня опытности от времени занимаемых руководящих должностей показана на графике. В нашем случае — познание методологии руководства как вида деятельности, адаптации и приведение полученных знаний в соответствие с требованиями практики руководства. Для руководителя это целенаправленное воздействие на руководимый объект принимаемыми решениями и отдаваемыми распоряжениями, доведенными до действий на подсознании. Это дается многократным решением определенного круга задач, специфичных для данного объекта в рамках объективно сложившейся ситуации и окружающей среды, постепенным переводом решений конкретных задач на функциональные действия, которые можно будет адаптировать на решение совершенно других задач. Поэтому опытный руководитель после некоторого освоения может руководить любым подобным объектом или объектом с более сложной организационной структурой.

Опытный руководитель с успехом будет решать задачи руководства и совершенно другого вида или направления деятельности объекта, но через некоторое время адаптации. Это объясняется именно тем, что для успешного руководства надо владеть методологией системного функционального решения любых задач и проблем. Опытный руководитель как раз и умеет это делать в совершенстве. Это относится к понятию «номенклатурные работники».

Правильные решения можно принимать медленно или быстро. Опытный руководитель принимает практически безошибочные решения с минимальными временными затратами.

Неопытный — часто ошибается, корректирует свои решения, как на подготовительном этапе его реализации, так и в ходе реализации.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В начале работы мы поставили перед собой комплекс взаимосвязанных задач, направленных на создание условий успешной деятельности организации, роль руководителя в деятельности организации.

В соответствии с этой целью были проанализированы эволюция, текущее состояние и тенденции развития подходов к управлению современными организациями, систематизированы особенности и современные методы управления крупными компаниями, разработана модифицированная сбалансированная система ключевых показателей эффективности.

На основе изложенного в работе материала можно сделать следующие выводы.

1. Совершенствование системы и инструментов управления является ключевым фактором успеха промышленных российских компаний в условиях глобальной конкуренции.

2. Доказано, что особенности жизнедеятельности и развития компаний требуют особого подхода с точки зрения формирования эффективной системы управления и выбора современных методов и инструментов управления.

3. Простая совокупность управленческих методов, даже самых современных, сегодня не может служить основой развития компаний. Весь управленческий инструментарий, а также концепция его проектирования, использования и развития должны рассматриваться в системной совокупности, иначе называемой системой организационного развития. При этом современные методы управления должны дополнять друг друга и приводить к синергетическому эффекту.

4. В основе развития современных высокоэффективных организаций лежат рациональные логико-информационные модели бизнес-процессов и культура качества, а не традиционная механистическая бюрократия.

5. Оценка эффективности управления и организационных изменений в компаниях должна учитывать не только внутренние показатели, но и внешние факторы, такие как индексы устойчивого развития. Система показателей эффективности должна быть сбалансирована для всех групп заинтересованных сторон.

6. На фоне требований развития системы и методов управления в крупных российских компаниях существуют примеры высокоэффективных компаний, успешно конкурирующих сегодня с международными лидерами. Основываясь на представленном позитивном опыте использования в двух отраслях промышленности, можно утверждать об эффективности и универсальности предлагаемого подхода.

Главный смысл работы автор видит в разработке системных рекомендаций по повышению эффективности деятельности компаний, укреплении конкурентоспособности на рынке. Таким образом, по мнению автора, в настоящей работе изложены научно обоснованные экономические и организационно-управленческие решения по созданию условии для эффективного функционирования организации.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Фатхудинов Р.А. Производственный менеджмент. Учебник для вузов.-5 издание. Екатеринбург Питер 2007-496с.

2. Латфулина Г.Р., Громова О.Н. Организационное поведение. Учебник для вузов. Екатеринбург Питер 2006- 432с.

3.  А.А. Раздорожный Управление организацией «Экзамен» 2006-637с.

4.  Н.И. Анголенко Системное руководство организации «Экзамен» 2006-414с.

5.  К.А. Кравченко, В.П. Мешалкин Организационное проектирование и управление развитием крупных компаний «Альма Мастер» 2006- 528с.

6.  П.В. Шеметов, Л.Е. Чередникова Менеджмент Учебное пособие «Омега-Л» 2008-406с.

7.  Балтакса П.М., Кливец П.Г. Слагаемые эффективности ( Из опыта

промышленных предприятий )-М.: Экономика, 1997г. – 94 с.

8.  Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1993г. – 702с.

9.  М.Г. Синякова Теория организации учебно-методический комплекс Екатеринбург 2007- 197с.

10.           Электронный справочник Теория организации «Русбит продакшин» 2005


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.