ОАО "Электроисточник" - сплоченная команда единомышленников, мыслящих новаторски, прогрессивно, готовая приложить максимум усилий для достижения поставленной цели, а это и есть главное условие эффективной работы предприятия.
Определим факторы макросреды предприятия, используя матрицу PEST - анализа (см. табл.1).
Проводя данный анализ, мы учитываем следующие группы факторов: политико-правовые; экономические; технологические; социокультурные.
Таблица 1
PEST - анализ
Политико-правовые факторы
Экономические факторы
Технологические факторы
Социокультурные факторы
Налоговая политика
Стоимость сырья и материалов
Затраты на НИОКР
Количество потребителей
Политические отношения с Италией, Англией и США
Уровень инфляции
Развитие технологий (НТП)
Уровень жизни населения
Законодательство в области охраны окружающей среды
Цены на энергоресурсы
Политика государства в области новых технологий
Стиль жизни
Политическая стабильность в стране
Стоимость аренды помещения
Приверженность к отечественному производителю
Далее определим факторы микросреды предприятия, используя критерии оценки деятельности предприятия со стороны заинтересованных групп.
К заинтересованным группам предприятия относятся: покупатели, акционеры, правительственные органы, профсоюзы, кредиторы, поставщики, конкуренты, общественность. Рассмотрим их влияние на деятельность предприятия ОАО "Электроисточник" более подробно.
покупатели:
цена, соответствующая качеству;
высокий уровень сервиса;
послепродажное обслуживание;
бесплатное гарантийное обслуживание;
доступность товара.
акционеры:
стоимость ценных бумаг (акций) на рынке;
наличие хороших дивидендов;
возможность влиять на управление.
правительственные органы:
уплата налогов;
исполнение законов.
профсоюзы:
уровень занятости;
уровень зарплаты;
режим труда.
кредиторы:
надежность;
уверенность;
своевременное выполнение контрактов.
поставщики:
своевременное исполнение платежей;
выполнение условий контрактов;
конкуренты:
снижение инновационной деятельности;
низкая скорость проникновения на отраслевые рынки;
снижение объема продаж.
общественность:
охрана окружающей среды;
благотворительность;
создание рабочих мест;
спонсорство;
вклад в развитие общества в виде уплаты налогов.
Теперь определим веса собранных факторов для предприятия и оценим готовность предприятия к реакции на данные факторы внешней среды, на основании формы EFAS (см. табл.2).
Таблица 2
EFAS - анализ
Внешние факторы
Вес
Оценка
Взвешенная оценка
ВОЗМОЖНОСТИ:
1. благоприятный демографический климат
0,15
4
0,6
2. политическая стабильность
0,01
1
3. развитие логистики
0,05
2
0,1
4. развитие экономики
3
0,45
5. улучшение экологической среды
0,2
УГРОЗЫ:
1. цены на энергоресурсы
2. конкуренция на внешнем рынке
3. усиление гос. власти
4. ухудшение налогового климата
5. новые технологии конкурентов
0,8
6. снижение активности потребителей
0,03
0,06
Итого:
1,00
3,13
Данные EFAS - анализа показывают, на сколько рассматриваемое предприятие готово к условиям воздействия внешней среды. На данный момент предприятие ОАО "Электроисточник" готово хорошо, о чем свидетельствуют вышеперечисленные числа (3,13).
Далее проанализируем отрасль, в которой находится данное предприятие.
Реальный и потенциальный размер отрасли:
реальный размер отрасли - 5%;
потенциальный размер отрасли - 8-10%.
Перспективы роста отрасли и стадии ее жизненного цикла:
перспективы роста: данная отрасль будет продолжать расти, так как растет число автотехники, и, следовательно, будет расти спрос на данную продукцию;
стадия жизненного цикла: данная отрасль находится на стадии жизненного цикла "зрелость".
Структура и масштабы конкуренции: конкуренция достаточно небольшая, основными конкурентами ОАО "Электроисточник" являются: аккумуляторы фирмы MUTLU, BOSCH, VARTA, Курский аккумуляторный завод
Структура отраслевых издержек:
постоянные издержки (затраты на электроэнергию, воду и т.д.)
издержки на закупку сырья и комплектующих;
издержки на закупку оборудования;
затраты на обучение персонала;
издержки на охрану окружающей среды.
Системы сбыта продукции: наличие постоянных каналов сбыта, сбыт в специализированные магазины и автомобильные заводы.
Тенденции развития отрасли:
разработка и внедрение инноваций;
расширение ассортимента.
Ключевые факторы успеха:
имидж фирмы;
наличие квалифицированного персонала;
выпуск качественной продукции;
приемлемые цены.
Определим стратегические группы конкурентов и сформируем позиционную карту (см. рис.1).
ПОСТРОЕНИЕ КАРТЫ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ
Рис.1. Карта позиционирования
Где: 1 - аккумуляторы фирмы VARTA;
2 - аккумуляторы фирмы MUTLU;
3 - аккумуляторы фирмы BOSСH;
4 - аккумуляторы фирмы ОАО "Электроисточник".
5 - аккумуляторы курского завода
Вывод: по построенной карте мы видим, что продукция ОАО "Электроисточник", по сравнению с конкурентами, уступает по качеству, но обходит конкурентов по объему продаж и продаются по достаточно низкой цене.
Теперь проанализируем потребителей предприятия.
Основными потребителями продукции, выпускаемой ОАО "Электроисточник", являются непосредственно владельцы автомобилей, автозаводы, а также оптовые покупатели (для последующей продажи в своих магазинах). Самыми крупными покупателями являются владельцы автозаводов.
Данное предприятие находится на стадии жизненного цикла - "зрелость", жизненный цикл продукции большой, так как потребность в аккумуляторах постоянно растет.
Степень коммерческого риска достаточно низкая, так как продукция ОАО "Электроисточник" пользуется спросом, пока существуют автомобили и не появились товары заменители.
Сила конкуренции со стороны продавцов небольшая, так как ОАО "Электроисточник" - единственное предприятие в городе, выпускающее аккумуляторы. Покупать продукцию выгодно, так как происходит экономия на транспортировке.
В настоящее время рынок аккумуляторов постоянно растет и развивается, в связи с развитием новых технологий появляются новые модели аккумуляторов.
Мотивация потребителей.
Продукция, выпускаемая данным предприятием, предназначена для удовлетворения повседневных потребностей. К мотивирующим факторам покупки данной продукции являются:
Единственное в городе предприятие, выпускающее аккумуляторы;
Низкая цена, высокое качество: завод продает свою продукцию по доступным ценам для населения, но при этом качество остается на достаточно высоком уровне;
Гибкая система скидок: для оптовых покупателей действует гибкая система скидок;
Наличие послепродажного обслуживания: у предприятия ОАО "Электроисточник" существуют сервисные центры, которые оказывают как гарантийное, так и послегарантийное обслуживание;
Индивидуальный подход к каждому клиенту;
Возможность приобретения товара в кредит и рассрочку.
Выявление неудовлетворенных нужд и потребностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7