Рефераты. Анализ влияния гуманизации труда на качество трудовой деятельности






Проведенные исследования показали, что в благоприятных условиях энергозатраты человека на выполнение одной и той же работы примерно одинаковы в начале и конце смены, несмотря на изменение работоспособности человека. В неблагоприятных условиях энергозатраты к концу смены увеличиваются (см. табл. 3.1).


Таблица 3.1. Динамика изменения энергозатрат человека в течение смены в зависимости от условий выполнения работ

Профессии

Энергозатраты, ккал

Условия труда


в начале смены

в конце смены



в минуту

в час

В минуту

час


Аппаратчик

5,4

324,0

5,4

24,0

Благоприятные

Грузчик

5,1

306,0

5.1

06,0

Благоприятные

Оператор

5,6

336,4

6,25

75,0

Неблагоприятные

Аппаратчик

4,95

217,5

5,65

39,0

Неблагоприятные

Грузчик

4,8

468,0

8.35

01,0

Неблагоприятные

Оператор

5,9

354,0

6,45

87,0

Неблагоприятные


Даже при одинаковой физической нагрузке утомление при работе в неблагоприятных условиях выше, чем в нормальных.

3) Создание условий для профессионального продвижения на карьерной лестнице создание условий для профессионального роста. Обычно работник приобретает трудовые навыки в течение нескольких лет, затем он достигает «пика» в своей карьере, а в дальнейшем перспектива его сужается, так как полученные знания и умения устаревают. Дальнейший профессиональный рост сотрудников - важный элемент кадровой политики. Эффект от учебы в значительной мере связан с методами и технологией обучения. Важной формой обучения сотрудников является создание тренировочных, учебных ситуаций в процессе реальной производственной деятельности, что дает возможность для индивидуального развития. Самым ценным источником роста является столкновение с настоящими проблемами. Тренировочные ситуации предполагают, что люди берутся за поручения, вы-

ходящие за рамки их служебных обязанностей, что расширяет их опыт и компетентность.

Такие поручения должны носить характер реальных заданий, например:

- посещение заседаний сотрудников более высокого ранга;

- осуществление проектов;

- консультации с другими подразделениями;

- принятие решений в новых областях деятельности;

- анализ информации и др.

4) Обеспечение безопасных условий труда, так как человеческий потенциал не может быть реализован в полной мере, если условия производства неблагоприятны и человек испытывает страх и беспокойство за свое здоровье. Безопасность на рабочем месте - не только вопрос техники или организации производства, но прежде всего моральная обязанность каждого руководителя. Несчастные случаи обычно являются результатом комбинации факторов, которые делают их если не неизбежными, то весьма вероятными. Главными из них являются: плохое обучение, непродуманная политика в области техники безопасности и ее реализации на местах. Управление персоналом обязательно включает в себя специальное обучение сотрудников необходимым правилам техники безопасности. Для уверенности, что правила по технике безопасности выполняются, любому руководителю необходимо вести контроль за их исполнением.

5) Вовлечение работников в процесс разработки и принятия управленческих решений, то есть выработка средств и методов устранения и смягчения бюрократических форм управления трудом, создание условий при которых сами работники приведут свои целевые установки в процессе труда в соответствие с оптимально определенными условиями и задачами предприятия. Многие работники крайне отрицательно относятся к административному диктату, авторитарному стилю управления, покровительственному отношению со стороны руководителей. Поэтому одной из главных задач гуманизации трудовой деятельности является выработка средств и методов устранения и смягчения бюрократических форм управления трудом. Участие рабочих в принятии управленческих решений позволяет более полно использовать потенциал каждого человека, улучшить морально-психологический климат в коллективе. Именно в переходе от жестких авторитарных форм управления трудом к гибким коллективным формам, в расширении возможностей рядового работника участвовать в управлении и заключается суть трудовой демократии.

6) Усиление стимулирующей роли заработной платы - достижение справедливого и надлежащего вознаграждения за труд. Для того, чтобы заработная плата стала действенным мотиватором к труду, необходимо обеспечение двух условий:

- заработная плата должна соответствовать стоимости рабочей силы и обеспечивать работнику достойные условия жизни;

- заработная плата должна зависеть от полученных результатов.

Материальная заинтересованность, безусловно, является одним из основных общечеловеческих стимулов трудовой активности, однако срабатывает он далеко не всегда (иногда важнее иметь больше свободного времени или более комфортные условия труда, менее напряденный труд и т.п.). Удовлетворенность работников заработной платой зависит не столько от ее размера, сколько от социальной справедливости в оплате труда. И самое большое препятствие к усилению трудовой мотивации - уравниловка! При всей увлеченности и добросовестном отношении к труду сознание, что другой человек при значительно меньшем вкладе получает столько же, оказывает на работника деморализующее влияние.

Значительное место в гуманизации трудовой деятельности занимают программы повышения качества трудовой жизни.

Для нашего предприятия рекомендуется организовать постоянные встречи рабочих с администрацией, а также встречи бригад и администрации.

На этих встречах, имеющих непринужденный характер будут обсуждаются качество продукции, безопасность, нормирование и эффективность труда, условия быта. Значительное внимание уделится отделу кадров, который должен консультировать рабочих и их представителей и организовывать специальное обучение как работников, так и самой администрации.


3.2 Мероприятия по обогащению содержания труда


Система мероприятий, направленных на увеличение в содержании труда доли творческих функций; основана на предположении, что работники должны быть лично заинтересованы в выполнении той или иной работы, тогда работа сама по себе будет ведущим фактором-мотиватором. Для достижения этой цели всякая выполняемая работа должна удовлетворять четырём требованиям:

1) она должна быть значимой (работник на основании собственной системы ценностей должен понимать важность выполняемой работы и уметь объяснить это др. людям - коллегам, друзьям, семье и т.д.);

2) по своему содержанию работа должна «заставлять» исполнителя в максимальной степени применять и развивать свои способности;

3) выполнение работы должно предполагать определенную долю ответственности исполнителей (степень этой ответственности определяет интерес к выполняемой работе). Эта ответственность включает в себя свободу действий в области планирования работы, составления графика и способа выполнения тех или иных операций, а также определенную свободу и независимость от мелочной опеки и жесткого контроля; 4) должна быть обеспечена эффективная обратная связь: работник должен оперативно получать объективную, полную информацию о результатах и качестве своего труда.

Практические рекомендации включают расширение диапазона (участка) деятельности - объединение ранее раздробленных рутинных операций в единый блок (комплекс); усложнение функциональных задач, требующих больших затрат умственной энергии; частая смена рабочего места и выполняемых операций («горизонтальная ротация»); постановка новых рубежей производительности самими исполнителями; закрепление за отдельными работниками специальных задач, которые позволяют им выполнять роль эксперта; повышение автономности первичных трудовых групп; материальное стимулирование инициативных решений




Заключение


Утверждение, которое гласит, что персонал, работающий на предприятии, представляет собой главную ценность - это основное в управлении предприятием. Однако, как это ни парадоксально, изучение работающего персонала является слабым звеном среди других вопросов при анализе предприятия.

Обогащение содержания труда рабочего на рабочем месте может быть достигнуто за счет совмещения им функций рабочих основного и вспомогательного производства, основных функций и функций контроля за качеством продукции или услуг; группировка разнородных операций и т.д. Учеба рабочего смежным профессиям организуется службой управления персоналом для расширения его профессионального профиля, поэтому прямо направленное на последующее развитие работника.

Обогащение содержания и гуманизация труда осуществляется также путем межпрофессионального продвижения рабочих с целью овладения новой, более сложной и творческой профессией. Да, программа гуманизации труда может включать мероприятия по переходу рабочего на рабочее место на предприятии из другой профессии приблизительно одинакового за уровнем сложности работ с целью улучшения условий труда, сохранения здоровья работника, предотвращения возникновения профессиональных заболеваний и тому подобное. Реализация такого перехода предусматривает проведение профессиональной переподготовки рабочего, осуществления последующего развития персонала.

Важную роль должны играть мероприятия по обогащению содержания труда на предприятиях, где преобладает текущее массовое производство. Этот тип производства обусловливает наличие значительной численности рабочих малоквалифицированного труда. При таких обстоятельствах обогащения содержания труда и последующее развитие персонала обеспечивается на основе овладения рабочими профессий квалифицированного труда и продвижения их на новые рабочие места.

Мероприятия по обогащению содержания и гуманизации труда не только улучшают условия труда, делают их безопасными для здоровья рабочих, но и способствуют демократизации управления, привлечению работников к управлению организацией. Методы невещественного стимулирования развития персонала, что связаны с привлечением рабочих и специалистов к управлению организацией, позволяют более полно удовлетворить потребности человека высшего разряда (потребности у принадлежности и причастности, потребности в признании, самоутвердженности и самовыражении) и таким образом обеспечить ее последующее развитие.

С точки зрения развития персонала участие работников в управлении предприятием выгодная как наемным работникам, так и их работодателям. Да, привлечение персонала к управлению производством способствует удовлетворению потребности работника в признании и самоутверждении, сохранению, а в ряде случаев и повышению его социального статуса в трудовом коллективе. Участие работника в управлении организацией побуждает его к постоянному повышению уровня своего профессионального мастерства, поскольку принятие обоснованных управленческих решений требует высокого уровня компетентности.

Кроме того, принимая участие в управлении производством, работник имеет большие возможности для расширения своего профессионального кругозора путем овладения новыми знаниями, умениями и навыками. Привлечение наемного работника к управлению организацией дает возможность ему общаться с профессионалами из решения определенных производственных проблем, обмениваться передовым опытом работы, взаимообогащаться и таким образом обеспечивать последующее свое развитие.

Для работодателей участие работников в управлении производством позволяет полнее использовать трудовой и образовательный потенциал персонала и тем самым повысить уровень эффективности производства. Более эффективное использование образовательного потенциала работников дает возможность фирме увеличить размер прибыли и на этой основе быстрее окупить расходы на развитие персонала, в частности на профессиональную учебу работников.




Литература


1. Осовська Г.В., Крушельницька О.В. Управління трудовими ресурсами: Навч. посібник. - К.: Кондор, 2007. - 224 с.

2. Шевченко Л.С. Конкурентное управление. - Х.: Эспада, 2004.

3. Є.П. Качан, Д.Г. Шушпанов. Управління трудовими ресурсами: Навч. посібник. - К.: Видавничий Дім «Юридична книга», 2005 - 358 с.

4. М.О. Жуковський. Трудові ресурси як складова конкурентоспроможності підприємства // Актуальні проблеми економіки №2 (68), 2007

5. Удальцова М.В. Социология управления: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. 144 с.

6. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1999. 528 с.

7. Кнорринг В.И. Искусство управления. М.: ИНФРА-М, 1997. 123 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.