Рефераты. Анализ состояния инновационного развития






Контроль играет роль обратной связи в процессе инновационной деятельности, что придает завершенность процессу управления. В зависимости от целей и масштаба различают несколько видов контроля:

Стратегический контроль, осуществляемый высшим звеном менеджмента, предусматривает оценку и анализ реализации концепции инновационной деятельности и концентрируется на основных аспектах инновационной политики (маркетинг, научно-технический прогноз, состояние тематического портфеля инновационных проектов, деятельность конкурентов).

Оперативный контроль, осуществляемый средним и низовым звеньями менеджмента, предусматривает текущий учет выполнения плановых заданий (тематические и производственные задания, исполнение плановых сроков проведения работ, ресурсное обеспечение).

Финансовый контроль направлен на экономические показатели инновационной деятельности (издержки, прибыль, использование инвестиций, объемы производства и продаж, финансовое состояние инвестиционных проектов). Этот контроль выполняется на всех уровнях управления, а его осуществление зависит от принятой в организации структуры управления.

Административный контроль инновационной деятельности направлен не на учет каких-либо конкретных показателей, а на организацию управления инновационной деятельностью. Этот вид контроля имеет иерархическую структуру и охватывает как стратегическую, так и оперативную составляющие инновационного менеджмента.

Осуществление инновационного управления в целом предполагает:

­наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;

­рассмотрение проектов создания новых продуктов;

­проведение единой инновационной политики;

­обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

­обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;

­создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем от идеи до серийного производства продукции.

Выбор стратегии важнейшая составляющая цикла инновационного управления. Стратегическое планирование преследует две основные цели: эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая "внутренняя стратегия".

Планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного "портфеля" предприятий; адаптация к внешней среде. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.). Стратегическое планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных. Это позволяет иметь постоянный контроль за рынком. При этом следует учитывать, что в современном мире обстановка стремительно изменяется. Следовательно, стратегия должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно было заменить другой.

Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации, которая должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем. При выборе цели нужно учитывать два аспекта: кто является клиентами фирмы и какие потребности она может удовлетворить.

После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования конкретизация целей. Например, могут быть определены следующие основные цели: получение прибыли; освоение новых рынков; создание новых образцов продукции; НИОКР и внедрение новых технологий;

Организации могут различаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что оно будет принято к внедрению в организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает.

Цели процесса инновации можно свести к следующим: нахождение нового технического решения задачи: создание изобретения; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР); налаживание серийного производства продукции; параллельная подготовка и организация сбыта; внедрение нового товара на рынок; закрепление на новых рынках путем постоянного совершенствования технологии.

Инновационная деятельность составляет органическую часть маркетинговой деятельности фирмы. В особенности это относится к фирмам, занятым производством наукоемкой продукции. У них наблюдается особо тесное взаимодействие службы НИОКР со службой маркетинга. Подразделения НИОКР становятся трансформаторами идей и разработок, исходящих от потребителей. Они принимают активное участие в разработке программ маркетинга по продукту. Между изучением потребностей и НИОКР существует обратная связь, позволяющая в процессе НИОКР максимально учитывать требования потребителей и корректировать в соответствии с ними технико-экономические показатели нового изделия с целью их оптимизации. К основным этапам инновационного процесса относят: генерация идей: отбор идеи; разработка замысла и его проверка; экономический анализ; разработка товара; пробный маркетинг; коммерческая реализация. Разработка нового товара должна быть четко спланирована и каждый этап создания новинки тщательно проработан.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НА ООО "НОМАКО"

2.1 Роль инноваций в развитии малого бизнеса


Достижения в области науки и технологий в настоящее время определяют динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности государств в мировом сообществе, степень обеспечения их национальной безопасности и равноправной интеграции в мировую экономику. Подавляющая часть прироста валового внутреннего продукта в развитых странах получена за счет новых научных знаний, воплощенных в технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства. Успешное развитие современной экономики невозможно без существенного увеличения доли конкурентоспособной наукоемкой инновационной продукции в ВВП, являющейся конечным результатом коммерциализации научных исследований и разработок.

Она становится в мире основным средством увеличения прибыли за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса и снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. Особую роль в этом процессе играют предприятия малого и среднего бизнеса, доля произведенной ими продукции в ВВП в технологически развитых странах составляет от 50 до 70% (в России менее 10%). При этом доля продукции малого и среднего бизнеса в ВВП США, приходящаяся на результаты инновационной деятельности, составляет более 40%, в то время как аналогичная доля инноваций в ВВП России не превышает 3,5%. По словам Й. Шумпетера предприниматель не обязательно тот, кто создает первоначальный капитал или изобретает новый продукт. Прежде всего, он обладает коммерческой идеей. Эти идеи могут быть эфемерными, но в руках предпринимателя они становятся действенными и прибыльными. Предприниматель может по-другому, интереснее и эффективнее использовать уже существующие средства производства. Он открывает принципиально новый бизнес, ведет по-новому известное дело.

По словам К. Найта предпринимательство — это синоним большого риска и действий в условиях неопределенности. Различают следующие типы предпринимателей:

­расчетливый изобретатель;

­новатор-вдохновитель;

­сверхоптимистический организатор;

­основатель сильного предприятия.

Предпринимательство первоначально ассоциировалось с организацией собственного нового дела, теперь этот термин описывает различные формы индивидуального, активного, целеустремленного лидерства. Предприниматель это человек, который постоянно отслеживает внешние изменения, находя в них новые благоприятные рыночные возможности.

Подход предпринимателя к созданию стратегий, по мнению Минцберга, имеет следующие особенности: акцент делается не столько на построение стратегии, сколько на активный поиск новых возможностей; создание стратегии в предпринимательском стиле характеризуется решительным движением вперед вопреки неопределенности ситуации; развитие — главная цель предпринимательской организации.

Под инновационным предпринимательством понимается особый вид коммерческой деятельности, имеющий целью получение прибыли путем создания и активного распространения инноваций во всех сферах экономики. Инновационная природа предприятий выражается в поиске новых путей развития уже существующих предприятий или в основании новых фирм, занимающихся освоением новых продуктов и технологий, способов и направлений производства, поиском новых рынков. С точки зрения экономики, малые инновационные предприятия являются эффективным инструментом постоянного обновления всех элементов производственного процесса, обеспечения высокой конкурентоспособности продукции и услуг.

Малые инновационные предприятия, как правило, осуществляют инновации, которые на начальном этапе не требуют крупных инвестиций, а также привлечения значительного объема трудовых и материальных ресурсов.

Они обеспечивают создание рабочих мест для квалифицированных инициативных специалистов, способных работать в условиях поиска, как новых научных решений, так и финансовых возможностей для реализации научно-технических достижений во всех отраслях народного хозяйства. Необходимо понимать, что инновационные процессы, развивающиеся в российской экономике, неотделимы от развития мирового научно-технического прогресса, где значительную роль в инновационной сфере играет инновационное предпринимательство.

Увеличение темпов создания за рубежом новых малых фирм это результат эффективности таких организационных форм. В США, например, примерно 90% всех компаний, работающих в сфере НИОКР — это малые предприятия. В расчете на один доллар средств, вложенных в НИОКР, малые фирмы создают в 24 раза больше новшеств, чем гигантские компании.

В малых фирмах в два раза ниже и затраты на одного ученого или инженера. Положительными факторами следует признать их гибкость и мобильность при изменении рыночной конъюнктуры, отсутствие бюрократизма, склонность к риску. Для крупных фирм характерна психология удержания завоеванных рубежей. Производственный потенциал крупных фирм ориентирован на существующую технологию, поэтому они предпочитают улучшающие, совершенствующие инновации, позволяющие им развиваться в том направлении, где они уже завоевали определенный авторитет.

С экономической точки зрения ориентация крупных предприятий на улучшающие инновации более выгодна, чем на рискованные инновации.

Для крупных фирм экономически выгодным является вложение средств в НИОКР для создания улучшающих инноваций. Малые фирмы часто создаются под одну идею, и в случае неудачи ее ждет разорение. Крупные фирмы параллельно разрабатывают несколько инновационных проектов, и неудача одного из них компенсируется за счет удачных. За рубежом в малом исследовательском бизнесе используют венчурные фирмы или фирмы рискового капитала. Обычно их создают ученые, изобретатели, инженеры желающие основать собственное дело.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.