Рефераты. Анализ гендерной проблемы в управлении






Однако как бы не были радужны перспективы роста женской политэкономической активности, в ходе своих исследований РАБИП пришел к выводу, что в России по-прежнему бытует некое патриархальное представление о женской доле. Об этом говорят и исследования доктора социологических наук, ведущего сотрудника института социологии РАН Аллы Чириковой, которые она проводила со своей коллегой из Института психологии РАН Натальей Тихоновой. Большинство россиян полагает, что женщина не сможет справиться со своими обязанностями так, как это сделал бы мужчина, потому что она зависима от семьи и, следовательно, не сможет всю себя посвятить работе. Что женщина не может идти на риск, потому что она по своей природе более расчетлива и не будет ввязываться в дело, которое потенциально может быть обреченным на провал.

"Результаты исследований показывают, что когда руководящие посты занимает женщина, то ее результаты не хуже, чем у мужчины, если даже не лучше. Чаще всего женщины являются более гибкими лидерами по сравнению с мужчинами. А отсюда и более успешными, - говорит Алла Чирикова.

Сегодня в России существуют и другие стереотипы, которые являются дополнительным, но отнюдь не оправданным, препятствием для продвижения женщин вверх по социальной лестнице. Например, считается, что бизнес достаточно агрессивен, поэтому мужские качества в нем более востребованы. Из исследований видно, что такая точка зрения не имеет под собой достаточных оснований, потому что анализ успешных фирм показывает, что ни мужские черты лидерства, предполагающие навязывание различных форм воздействия на сотрудников, ни лидерские качества женщины, предполагающие упор на собственную интуицию – не являются эффективными. Предприниматель лишь тогда будет успешным, когда будет сочетать в себе и мужские и женские качества. И в этом смысле, считает Алла Чирикова, менеджмент не имеет пола.

Однако социолог не видит в ближайшей перспективе возможности пропорционального менеджерского равенства между полами. "В скором времени этого не случится, потому что сами женщины далеко не всегда имеют внутреннюю установку на занятие лидерских позиций. И здесь в основном дело не в давлении стереотипов, которые идут со стороны мужчин, а в тех стереотипах, которые действуют внутри женщин, внутри женского слоя в России. Такова специфика воспитания в российской семье. Если суметь перевоспитать в нашем сознании эти стереотипы, тогда возможно абсолютное гендерное равенство. Но позиции, которые будут занимать женщины, они все равно будут ниже, по финансовым потокам, по уровню ответственности. Потому что все масштабные дела, предполагающие повышенный риск, – это все-таки дело мужское", - считает Алла Чирикова. Не собираются занимать мужских позиций и сами женщины-бизнесмены. А все те сообщества и женские организации, которые в последнее время растут, как грибы после дождя, отнюдь не позиционируют себя феминистски настроенными. Как правило, их главная задача заключаются в помощи женщинам-предпринимателям, которым из-за тех же пресловутых стереотипов сложно конкурировать с мужчинами.

Вопреки исследованиям социологов сами бизнес-леди считают, что рано или поздно процентное соотношение во влиянии на экономику женщин и мужчин сравняется, и даже возможен перевес в сторону первых. По мнению советника Президента ТПП РФ Директора Российско-Арабсого делового центра и президента общероссийской организаций "Женщины Бизнеса" Татьяны Гвилавы этому есть несколько причин. Первая – это то, что женское население растет значительно быстрее мужского, и сегодня, по ее данным, уже составляет 67%. А вторая причина, что ежегодный рост предприятий в России, возглавляемых женщинами, составляет 17%. Эта цифра объясняется ростом доверия к женщинам-предпринимателям [21]. Они надежные партнеры, которые не будут "кидать, потому что за ними стоит дом, семья, дети.

По этой же самой причине за женщинами закрепилась репутация, как за людьми, которые практически в 100% случаев возвращают долги. Именно по этому кредиторские компании с удовольствием сотрудничают с организациям, которые возглавляют женщины.

По мнению Татьяны Гвилавы развивая малое и среднее предпринимательство государство должно делать ставку на женщин. Потому что когда женщина занимается бизнесом она, как центр семьи, привлекает в него всех родственников, давая возможность работать каждому по его способностям. Понятно, что в этом случае риски обмана менеджером минимальны и все рабочие заинтересованы в успешном и динамичном развитии бизнеса. А следовательно, средний бизнес занимает уверенное положение, и в нем, как и во всех развитых странах, государство почувствует реальную экономическую и социальную безопасность страны.


3.3 Индра Нуйи - влиятельная женщина американского бизнеса


В журнале CEO была опубликована статья об одной бизнес-леди США - Индре Нуйи, возглавляющую корпорацию PepsiCo. Чтобы понять какой сложный путь по карьерной лестнице проходит женщина-менеджер, до высокого поста, какими убеждениями она руководствуется в своей деятельности, в курсовой приводится отрывок из этой статьи [20].

Индра в переводе с санскрита – "сила и плодородие", так зовут индуистского Зевса, бога-громовержца. Есть у госпожи Нуйи и второе имя – Кришнамурти, в честь ее земляка, родившегося в позапрошлом веке близ Мадраса философа и проповедника Джидду Кришнамурти. В 20-е годы прошлого века Кришнамурти был столь популярен в теософских кругах, что его считали мессией. Кстати, он закончил свои дни в Калифорнии, когда его соотечественница уже достигла в США значительных карьерных успехов.

Будущая СЕО Pepsi родилась 28 октября 1955 года в Южной Индии, в Мадрасе, который в конце прошлого века был переименован в Ченнай. Ее семья, в колониальные времена плодотворно сотрудничавшая с британской администрацией, принадлежала к среднему классу: отец служил начальником внешнеэкономического отдела местного отделения государственного аграрного банка, а дед вершил человеческие судьбы в качестве окружного судьи.

В школе Индра всячески демонстрируя независимость характера и даже некоторую эксцентричность. В старших классах тихим девичьим играм она предпочитала энергичные "запилы" на электрогитаре в школьном рок-ансамбле и хоккей на траве. Поступила в Мадрасский христианский колледж, по окончании которого в 1974 году получила степень бакалавра математики, физики и химии. После чего два года изучала менеджмент в Индийском университете управления, в Калькутте.

Проработав два года продакт-менеджером в мадрасском отделении медицинско-фармакологической компании Johnson & Johnson, она поняла, что для дальнейшего роста необходимо получить американское образование и перебраться за океан. Разговор на семейном совете был непростым: родители, люди консервативного склада, считали, что лучше синица в руках, чем журавль в небе. Однако Индра напомнила, как в детстве мать устраивала дочерям что-то типа психологического тренинга, предлагая им пофантазировать на тему "Как бы я поступила, если бы была директором папиного банка, а то и вовсе премьер-министром". Родители согласились с дочерью: в патриархальной стране женщине трудно рассчитывать на высокий пост. Прозвучал и еще один аргумент: Кришнамурти, чье имя носила Нуйи, в свое время тоже переехал в Америку.

Так в 1978 году Индра Нуйи оказалась в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, где находится престижный Йельский университет. Несмотря на то, что ее семья по индийским меркам была далеко небедной, но уровень жизни в США и, главное – стоимость учебы, существенно отличались от принятых на ее родине стандартов. Поэтому приходилось совмещать занятия с работой: секретарша в небольшой компании, портье в отеле, бэбиситер по вызову... Было нелегко. А как иначе? "Если ты женщина, и к тому же иностранка, ты должна быть на голову выше всех", - говорит Индра.

Из Йеля она вышла магистром государственного и частного менеджмента. Первая попытка устроиться по специальности завершилась провалом. На собеседование девушка пришла в костюме, купленном на выкроенные из скромного личного бюджета $50. Костюм был ужасного качества, к тому же, мягко говоря, не очень сочетался с оранжевыми сапогами. Это настолько угнетало соискательницу должности, что она отвечала крайне невпопад.

Со слезами на глазах Индра рассказала эту историю своему университетскому преподавателю. И тот посоветовал в следующий раз надеть сари, в котором она будет чувствовать себя свободно и естественно. Нуйи изумленно вскинула брови. "Если твой костюм им не понравится, и они тебе откажут, это будет потеря для них, а не для тебя", - успокоил ее профессор, прекрасно понимавший, сколь ценным сотрудником может стать его выпускница.

Индра последовала его совету, и все прошло, как по маслу. В Boston Consulting Group, куда ее тогда взяли, она дослужилась до старшего менеджера по международным корпоративным проектам. В 1986-м переходит в компанию Motorola на должность директора по корпоративной стратегии и планированию. Через пару лет она уже вице-президент. Потом - вице-президент по корпоративной стратегии и стратегическому маркетингу в Asea Brown Boveri. И в 1994-м занимает пост младшего вице-президента по стратегическому планированию и развитию PepsiCo. Казалось бы, ступенька пониже, чем в Asea Brown Boveri, однако перспективы несоизмеримо большие, поскольку основанная в 1898 году PepsiCo – громадная транснациональная империя, один из мировых лидеров пищевого рынка.

Но проблем в PepsiCo хватало. Управленческая машина то и дело давала сбои в связи с неоптимально структурированным бизнесом. Индре, как новичку в компании с вековыми традициями, пришлось приложить немало энергии, изобретательности и даже артистизма, чтобы доказать необходимость реформ исполнительному директору Роджеру Энрико, глаз у которого, как говорят снайперы, был "замылен".

По инициативе именно Нуйи фастфудовское питание выделили в самостоятельное направление за счет создания компании YUM! Brands Inc., владеющей сетями ресторанов КFC, Pizza Hut, Taco Bell. В результате PepsiCo стала лучше слушаться руля, что привело к росту прибыли и повышению капитализации.

Постоянная нацеленность на результат и эффективность предложенных Индрой Нуйи программ оздоровления бизнеса оценили: в 2000-м ее назначили финансовым директором PepsiCo. На новом посту Индра развила еще более кипучую деятельность. Приобрела компании по производству соков Tropicana за $3,3 млрд., что позволило расширить ассортимент выпускаемой продукции. Удачным финансовым решением было публичное размещение акций дочерней компании Pepsi Bottling Group Inc. Присоединения следовали одно за другим. Популярный пищевой бренд Quaker Oats, производитель спортивных напитков Gatorade, компания South Beach Beverage (SoBe), выпускающая напитки на основе лекарственных трав, Cheetos, специализирующаяся на семечках и орешках…

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.