Рефераты. Амортизационная политика современного предприятия






Целью амортизационной политики является создание благоприятных условий всем субъектам хозяйствования для воспроизводства и обновления внеоборотных активов, активизации инвестиционной деятельности.

В связи с тем, что амортизационная политика является составной частью общей экономической политики, она направлена на повышение эффективности производства и подъем отечественной экономики.

Амортизационная политика на макроуровне должна способствовать решению следующих задач:

       развитию научно-технического прогресса;

       ускорению процесса обновления основного капитала и наращиванию национального богатства страны;

       оптимизации сроков полезного использования имущества;

       накоплению достаточных средств для простого и расширенного производства;

       созданию условий для объективной оценки и переоценки основных производственных фондов.

Исходя из сущности, цели и задач амортизационной политики, можно сделать вывод, что она играет важную роль в экономике любого государства. Амортизационная политика является мощным рычагом воздействия государства на происходящие экономические процессы и управления ими в необходимом направлении [6].

Проводя эффективную амортизационную политику, государство тем самым способствует развитию производства, наращиванию национального богатства страны, улучшению качественного состояния основных фондов, оживлению инвестиционной деятельности, обеспечению конкурентоспособности отечественной продукции, развитию отечественной экономики.

В настоящее время государством осуществляется новая амортизационная политика, ориентированная на международные стандарты как в направлении экономически целесообразных сроков полезного использования амортизируемого имущества, так и применения новых эффективных механизмов начисления амортизационных отчислений. Наиболее важными составляющими этой амортизационной политики являются:

       значительное снижение сроков полезного использования амортизируемого имущества;

       более широкая возможность выбора методов начисления амортизационных отчислений.

Основные элементы амортизационной политики представлены на рис.1.1.

Взаимосвязь амортизационной политики с инвестиционной и инновационной политикой

Амортизационные отчисления являются одним из источников финансирования инвестиций и в основном обеспечивают простое воспроизводство амортизируемых активов. Величина амортизационных отчислений во многом определяет рамки инвестиционной деятельности в стране. Соотношение между амортизационными отчислениями и валовыми инвестициями характеризует темпы развития экономики. В том случае, если валовые инвестиции превышают амортизационные отчисления, экономика находится на подъеме. При этом обеспечивается не только простое воспроизводство основного капитала, но и его прирост за счет других источников финансирования и прежде всего прибыли. Если валовые инвестиции меньше амортизационных отчислений, то экономика находится на стадии спада и этих инвестиций недостаточно для возмещения потребленного в производстве капитала [10,с.134-135].



В течение ряда последних лет для экономики России был характерен спад производства, амортизационные отчисления отвлекались для финансирования оборотных средств, что привело к значительному старению производственных фондов. В результате в настоящее время амортизационные отчисления не могут обеспечить даже простого воспроизводства основных средств [19].

В то же время направления инвестирования оказывают влияние на последующее формирование инвестиционных ресурсов. В связи с этим необходимо направлять амортизационные отчисления в первую очередь на внедрение инноваций (нововведений), поскольку в условиях рыночных отношений резко возрастает конкуренция, и в результате освоения технологических инноваций можно значительно повысить производительность труда и качество продукции без существенных затрат на основные фонды.

Разработка экономически целесообразных сроков полезного использования амортизируемого имущества

В соответствии с МСФО №16 срок полезной службы - это ожидаемый (расчетный) период использования активов компании, или количество изделий, которое компания предполагает произвести с использованием актива. Вместе с тем действует ряд факторов, противодействующих максимизации эффекта, получаемого от эксплуатации активов. Поэтому при определении срока полезной службы актива в соответствии с вышеназванным стандартом учитываются следующие факторы:

а) ожидаемый объем использования актива компанией, который оценивается по предполагаемой мощности или физической производительности актива;

б) предполагаемый физический износ, зависящий от производственных факторов, таких, как количество смен, использующих данный актив, и программа ремонта и обслуживания, принятая в компании, а также условия хранения и обслуживания актива в период простоя;

в) моральный износ в результате изменений или усовершенствования производственного процесса, или в результате изменений объема спроса на рынке на данную продукцию или услугу, производимые или предоставляемые с использованием актива;

г) юридические или аналогичные ограничения на использование актива, такие, как сроки аренды.

В соответствии с международными подходами срок полезной службы объекта основных средств определяется оценочным путем на основе опыта работы компании с аналогичными активами.

В отличие от этого, в российской практике в соответствии с постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», а также ранее действовавшими нормами для большинства объектов основных средств сроки полезного использования были установлены централизованно. Но ввиду того, что с переходом на рыночные отношения ситуация резко изменилась, такой порядок уже не соответствовал сложившейся экономической реальности. Поэтому предпринимались попытки расширить самостоятельность предприятий в этом вопросе.

В настоящее время, по аналогии с международными стандартами финансовой отчетности, российское законодательство разрешает организациям самостоятельно устанавливать сроки полезного использования основных средств. Хотя такой важный фактор, определяющий срок полезного использования актива, как моральный износ, предусмотренный международным стандартом №16, в отечественном положении о бухгалтерском учете ПБУ 6/01 не учтен, не смотря на то, что в настоящее время ускорение научно-технического прогресса играет решающую роль в развитии экономики.

Реализация наиболее эффективных механизмов начисления амортизационных отчислений

Действующими в настоящее время нормативными актами государство предусматривает несколько механизмов начисления амортизационных отчислений. К ним относятся:

       линейный метод;

       ускоренный (нелинейный) метод;

       с применением понижающих коэффициентов;

       с использованием повышающих коэффициентов;

       с льготным режимом начисления амортизационных отчислений (для малых предприятий);

       с мерами ограничительного характера на применение ускоренной амортизации (например, применение линейного метода начисления амортизации к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую - десятую амортизационные группы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов).

На основе разрешенных к применению механизмов каждый хозяйствующий субъект выбирает наиболее приемлемый и оптимальный вариант, исходя их конкретных целей и задач развития предприятия и сложившихся условий хозяйствования [17].

Создание условий, обеспечивающих использование амортизационных отчислений в соответствии с функциональным назначением

На протяжении ряда последних лет предложение инвестиций российском рынке не удовлетворяет потребностей в них, и для создания конкурентоспособной отечественной технической базы производства необходимо привлечение дополнительных ресурсов. По оценкам специалистов для повышения промышленного потенциала России до уровня западных стандартов необходимы инвестиции в объеме 3 трлн. долл. [26]. Фактический объем инвестиций в 2001 г. составил 1599,4 млрд. руб. Таким образом, для решения отмеченной задачи потребуется более 50 лет, а если учесть, что в промышленность направляется чуть больше 40% всех инвестиций, то этот срок удваивается и составит более 100 лет.

В связи с отмеченным, в настоящее время исключается возможность массового обновления основного капитала, и тем более за счет собственных инвестиционных ресурсов. Необходимо привлечение внешних источников. В сложившихся условиях единственный постоянный источник финансирования воспроизводства внеоборотных активов - амортизационные отчисления - должен использоваться с наивысшей отдачей. Для этого государству необходимо создавать условия, обеспечивающие использование амортизационных отчислений в соответствии с их функциональным назначением. К таким условиям можно отнести:

       улучшение общего инвестиционного климата в стране;

       стимулирование восполнения оборотного капитала конкурентоспособных предприятий и повышение платежеспособного спроса;

       защиту основного капитала и амортизации от инфляционного обесценивания и др.

Налоговое стимулирование ускорения обновления амортизируемого имущества

Введение нового порядка начисления амортизационных отчислений с 01.01.2002 г. напрямую связывается со стимулированием обновления имущества в производственном секторе экономики, поскольку при формировании амортизационной политики появилась возможность выбора метода начисления амортизации, а следовательно, регулирования величины прибыли, налога на прибыль и налога на имущество предприятий. Таким образом, механизм ускоренной амортизации можно рассматривать в качестве своеобразной формы налоговых скидок, преследующей цель стимулирования роста инвестиций и внедрения новой техники.

В качестве инвестиционной льготы выступает и инвестиционный налоговый кредит, направленный на стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Основания и условия его предоставления регламентируются ст.66 и 67 НК РФ. Инвестиционный налоговый кредит может быть представлена на срок от 1 года до 5 лет по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Но ввиду того, что около 40% предприятий являются убыточными, можно сказать, что это льготирование не доступно большей части предприятий.

Таким образом, в настоящее время в России ускоренная амортизация является практически единственной льготой инвестиционного характера.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.