Рефераты. Алгоритрм исследования систем управления






4.5. Примерный состав и порядок проведения работ по созданию продукции на исследовательско-проектной стадии

Для новой или модернизированной продукции на данной стадии исследования характерны следующие виды работ (в их основе лежат положения ТЗ):

• сбор и анализ научно-технической литературы, НТД и НМД, эксплуатационной и другой информации об аналогах продукции, материалах и технологиях;

• изучение рынка и уточнение требований к продукции.

•  проведение патентных исследований;

•  составление аналитического обзора;

• разработка, формулирование, выбор и обоснование направле­ний решения поставленных в ТЗ задач и их оценка;

• оценка ориентировочной эффективности (экологической, со­циальной и экономической) и рисков создаваемой продукции;

• разработка гипотез и построение теоретических моделей про­дукции;

• разработка программы, план-графика и методики исследова­ния и проектирования продукции;

• составление, промежуточного отчета и его рассмотрение (при необходимости);

• разработка технической документации (методики и докумен­тов для проведения эксперимента), подготовка экспериментальных моделей (макетов, экспериментальных образцов, испытательного оборудования), проведение проектных экспериментальных работ и обработка полученных данных;

• сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями и корректировка теоретических моделей объекта;

•  проведение дополнительных экспериментов (при необходимости);

•  определение эффективности исследования;

• составление промежуточного отчета и его рассмотрение (при необходимости);

• обобщение результатов предыдущих работ;

• оценка полноты решения задач;

• проведение дополнительных исследований и работ по патент­ной защите и чистоте продукции (при необходимости);

• разработка рекомендаций по использованию результатов про­веденных исследований;

• формулирование технических требований для технического задания на разработку продукции;

• изготовление и испытания опытного образца или опытной партии;

• оформление и направление в патентное ведомство заявок на получение патентов или свидетельств (при наличии решений, со­ставляющих предмет соответственно изобретения или открытия);

• отбор целевых рынков (проводится параллельно с проектиро­ванием и разработкой продукции);

• разработка комплекса маркетинговых мероприятий по про­движению продукции на целевые рынки;

• доработка, проверка, корректировка и утверждение техниче­ской документации (в том числе получение сертификатов качества);

•  маркетинговое и коммерческое тестирование продукции;

• изучение, анализ и использование опыта по созданию и экс­плуатации экспериментальной продукции на всех стадиях ее жиз­ненного цикла;

• корректировка и (или) модификация продукции и техниче­ской документации;

• оценка экологической, социальной и экономической эффек­тивности (экологической, социальной и экономической) и рисков создаваемой продукции;

•  составление отчета о проведенном исследовании;

• рассмотрение результатов проведенных исследований и при­емка работы в целом.

Приведенный перечень в каждом конкретном случае может быть дополнен, некоторые позиции могут быть объединены или в обос­нованных случаях отсутствовать. При этом следует учитывать, что комплексы маркетинговых мероприятий по продвижению продук­ции на рынки сбыта должны разрабатываться и реализовываться на каждой из стадий ее жизненного цикла.

4.6. Состав работ на стадии реализации (внедрения)

Заключительной стадией прикладного исследования системы яв­ляется стадия реализации (внедрения) их результатов. От нее во многом зависит эффективность исследовательских работ и достиже­ние целей каждой из систем.

Следует отметить, что анализ внедрения РП системы должен предусматривать сбор, обработку и изучение информации с исполь­зованием различных методов. При этом необходимо устанавливать соответствие уровня организации и реализации выполнения работ по внедрению целям и требованиям СУ. Нужно также осуществить комплексную оценку фактической эффективности всех реализован­ных мероприятий. Кроме того, результаты данных этапов служат первичным исходным материалом для дальнейшего совершенство­вания РП СУ. Одним из результатов функционирования системы может стать, например, получение сертификата на систему УК и каждый из видов выпускаемой продукции. Для этого в составе работ по реализации системы должна была быть предусмотрена подготов­ка соответствующего комплекта документации и выполнен опреде­ленный комплекс работ по организации проведения сертификаци­онных работ на предприятии.

Совершенствование СУ может осуществляться за счет:

• улучшения функционирования всех элементов данной системы;

• проектирования новых элементов системы и соответствующей разработки и введения в действие новых документов (с включением их в состав рабочих проектов).

Включение новых элементов в СУ может осуществляться в связи с постановкой новых целей и задач системы, обусловливаемых изменением, например, спроса, потребностей, цен и ситуации на рынках сбыта. Одним из важнейших направлений совершенствования СУ российских предприятий в настоящее время выступает автоматизация процессов управления. Это направление может существенно повы­сить оперативность и качество управления, так необходимого при производстве и сбыте продукции в условиях рыночных отношений.

Следует отметить, что непереоценимое значение в условиях ры­ночных отношений приобретают вопросы исследования СУ в про­цессе их совершенствования. При этом порядок и последователь­ность работ по совершенствованию для упрощения понимания и реализации следует принять традиционным, т.е. они должны содер­жать практически тот же состав стадий, этапов и операций, что и при первичном формировании современных СУ. Наряду с адекват­ными формальными признаками преемственности проведение работ по совершенствованию и развитию систем обусловливает необходи­мость реализации тех же основополагающих принципов системного управления, что и при первоначальной разработке систем.

5. Источники получения информации для исследования систем управления

5.1. Основные операции по сбору информации для проведения исследования

Объективность и обоснованность проводимых исследований СУ и вы­водов по их результатам во многом зависит от уровня качества и объемов собранной информации. При этом информация должна быть достаточной для проведения исследовательских работ и достижения целей исследования.

В общем случае сбор информации для проведения исследования СУ предусматривает следующие действия.

• Сбор, получение, ознакомление и изучение информации о профиле деятельности организации, ее особенностях, номенклатуре выпускаемой продукции и представляемых услугах, традициях и перспективах развития в целом и СУ.

• Изучение и оценка основных технико-экономических показа­телей деятельности организации (объема продаж, прибыли, рента­бельности, себестоимости, качества и т.п.). Для этого необходимо осуществить сбор и изучение соответствующей информации, заклю­чающейся в нормативно-правовых актах и других документах (уста­ве, документах регламентирующих деятельность организации в це­лом и ее основных направлений, балансовых отчетах, отчетах о фи­нансовых результатах и других отчетах о деятельности организации за последние два-три года, законах РФ и других подзаконных актах и документах, связанных с направлениями деятельности организа­ции и учебной специализацией практиканта). Особое внимание не­обходимо обратить на цели и стратегию деятельности, а также струк­туру капитала (собственного и заемного), политику организации в части его формирования. Комплексную оценку следует проводить в динамике, что позволит сделать более объективные выводы.

• Сбор и анализ информации о производственной подсистеме организации в целом, а также о производственных функциях, пред­метах и средствах труда в производстве, производственных кадрах, методах организации производства, производственной структуре, выпускаемой продукции и предоставляемых услугах.

• Сбор, изучение и анализ информации о внешней среде орга­низации, характеризующей работу конкурентов на рынке, объемы рынков, технико-экономический уровень качества товаров и услуг на рынках, их уровень конкурентоспособности, каналы распределе­ния товаров на рынках, методы маркетинга конкурентов на рынке, потребности рынка, тенденции на рынке, место организации (место практики) на рынке, поставщиков и партнеров и др.

• Сбор, изучение и анализ информации об управляющей под­системе организации (предприятия), в том числе о функциях управ­ления, организационной структуре управления, управленческой ин­формации, используемых технических средствах управления, кадрах управления, технологии управления, методах организации управле­ния и управленческих решениях. Необходимые данные для анализа управляющей подсистемы можно собирать из матриц распределения управленческих функций, штатных расписаний, схем организацион­ных структур управления, положений о подразделениях и других аналогичных документов, инструкций, приказов, личных наблюде­ний, бесед с работниками организации и других источников.

• Изучение и анализ деятельности подразделений, а также рабо­чих мест. При этом информацию можно получать (помимо бесед, опросов, накопления собственного опыта и т.п.) из положений, ру­ководящих документов, методик, стандартов организации, процедур, инструкций и других подобных материалов, регламентирующих дея­тельность того или иного подразделения и рабочего.

Помимо сбора и анализа имеющейся информации, как правило, следует проводить специальные исследования, что требует от иссле­дователя разработки программы обследования и способов его осу­ществления.

По результатам анализа собранной и полученной в результате специальных обследований информации необходимо делать соответ­ствующие выводы, а по обнаруженным недостаткам разрабатывать предложения по совершенствованию СУ. Все предложения следует оценивать с точки зрения их социальной, экологической, экономи­ческой и других видов эффективности.

5.2. Перечень источников информации о системе управления

Всю информацию о СУ можно подразделить на два вида:

1) получаемую из нормативно-правовой, отчетной и информа­ционной документации;

2) получаемую в ходе специальных обследований. Основой нормативно-правовой, отчетной и информационной доку­ментации служат:

• устав, учредительный договор, протоколы учредительного соб­рания, подписные листы на акции и другие документы, регламенти­рующие деятельность организации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.