Рефераты. Актуальность решения проблем бедности (на примере г. Иркутска)







Таблица 2.14 Оценка полноценности питания семьи, %

Вариант ответа

В среднем по всем опрошенным


2002г.

2003г.

Питаемся так, как хочется

17,6

18,7

Питаемся хорошо, но деликатесов позволить себе не можем

43,3

45,7

Питаемся скромно, покупаем продукты подешевле

35,6

31,8

Питаемся скудно, недоедаем

2,0

1,7

Затрудняюсь ответить

1,1

2,1


Еще одна статья расходов семейного бюджета - приобретение товаров длительного пользования. Наличие предметов длительного пользования служит более ярким индикатором имущественного и социального положения их владельцев - хотя бы потому, что, в отличие от жилья, предметы длительного пользования относятся к категории собственности, которая гораздо быстрее "наживается" и в подавляющем большинстве случаев является результатом приобретений последнего времени и данного поколения семьи. [27, С.13]

Нас интересовало, в частности, в какой степени произошло обновление домашнего имущества иркутян в 1990-е гг. (табл. 2.15.). За указанный период произошло снижение реальных доходов и жизненного уровня большинства населения, что ограничивало его покупательные возможности и, соответственно, запросы. Одновременно шел процесс как физического, так и морального старения домашнего имущества, которое в основном было приобретено в 1980-е гг.. Поэтому обновление домашнего имущества может служить показателем того, что уровень жизни населения отдельных социальных слоев не снижается.

Если двадцать-тридцать лет назад признаком достаточно высокого благосостояния семьи служило наличие в доме холодильника или телевизора, то сегодня это уже автомобиль, дача, компьютер, моторная лодка, стиральная машина-автомат, мобильный телефон. На сегодня более 30% жителей Иркутска имеют автомобиль, приобретенный после 1990 г., который в нашей стране все еще остается статусным символом потребления.


Таблица 2.15 Обеспеченность населения Иркутска предметами длительного пользования до и после перестроечного периода, %

Вариант ответа

В среднем по всем опрошенным


Опрос 2002г.

Опрос 2003г.


Куплены до 1990 г.

Куплены после 1990 г.

Куплены до 1990 г.

Куплены после 1990 г.

Цветной телевизор

60,8

94,2

39,0

71,9

Видеомагнитофон (плеер)

11,9

74,2

11,2

59,0

Видеокамера

2,5

18,9

2,7

19,4

Музыкальный центр

6,8

42,8

4,6

36,7

Фотоаппарат

33,4

76,7

20,8

60,0

Швейная машина

78,9

18,5

49,2

19,0

Стиральная машина-автомат

5,8

42,1

5,4

41,2

Стиральная машина обычная

78,9

25,1

50,8

18,1

Пылесос

69,6

56,5

44,2

50,2

Персональный компьютер

1,8

34,9

1,9

33,5

Кухонный комбайн

7,3

26,3

6,7

24,2

Морозильная камера

9,6

18,9

7,1

14,4

Холодильник

87,6

63,1

61,2

47,9

Микроволновая печь

3,3

29,6

4,4

27,1

Автомобиль

30,4

36,2

18,8

32,1

Моторная лодка

2,5

3,1

1,7

1,2

Яхта

0

1,1

0,4

0,2

Телефон

44,6

66,3

35,8

49,8

Мобильный телефон / пейджер

0,5

22,3

1,2

22,1

Дача, дом на садовом участке

53,9

24,8

33,3

18,8


Из перечисленных предметов значимым в сегодняшнее время является прежде всего наличие нового автомобиля, видеокамеры и видеомагнитофона, цветного телевизора, персонального компьютера, мобильного телефона, фотоаппарата, кухонного комбайна.

Если некоторые виды имущества еще остаются индикаторами благосостояния как таковые, то в отношении других, скорее, имеет значение наличие современной и дорогостоящей марки. В этой связи наличие того или иного предмета вообще и наличие недавно купленного того же предмета за последнее время имеет различный социальный смысл. Так, за послереформенный период опрошенные чаще всего покупали цветной телевизор, видеомагнитофон, фотоаппарат, холодильник, устанавливали телефонную связь дома, пылесос.

Нельзя не заметить, что по ряду позиций наблюдается существенное различие в обеспеченности различными видами предметов длительного пользования домохозяйств среди представителей разных социальных слоев населения.

Из приведенных данных видно, что за последнее десятилетие всеми респондентами разных социальных категорий сделано значительное число покупок практически всех видов имущества. Наиболее популярным у всех категорий населения было приобретение цветных телевизоров, видеомагнитофонов, фотоаппаратов, пылесосов, установка домашних телефонов. Эти виды товаров были куплены более чем половиной всего населения.

Особенно большое количество приобретений товаров длительного (в том числе статусного) пользования было сделано наиболее обеспеченными группами населения: предпринимателями, руководителями. Так, почти каждым из предпринимателей в послереформенный период был приобретен цветной телевизор, более чем каждым третьим - видеомагнитофон, видеокамера и мобильный телефон. Последние оставались в начале 1990-х гг. предметом престижного, статусного потребления. Более 80% предпринимателей смогли позволить себе покупку автомобиля. Также чаще, чем другими категориями населения, предпринимателями приобретались такие предметы длительного пользования, как стиральная машина-автомат, пылесос, персональный компьютер, микроволновая печь.

В отличие от предметов длительного пользования, сколь бы престижным они не были, подлинным капиталом является земля, что подтверждается и результатами опроса, отраженными в табл. 2.15. Земельной собственностью, приобретенной после 1990-х гг., обладают более 20% опрошенных. Чаще других категорий населения земельные участки приобретали предприниматели (более половины из данной группы опрошенных) и руководящие работники (более четверти). Необходимо отметить, что при рассмотрении приобретения земельной собственности подразумеваются дачно-садовые участки горожан (размером 4 - 6 соток). Считать капиталом такую земельную собственность вряд ли целесообразно. Она, скорее, является источником натуральной добавки к семейному бюджету в виде продуктов питания и для многих - средством сэкономить на отдыхе. При таком положении представителей всех социальных групп, кроме фермеров, уместно назвать "номинальными землевладельцами". Реальными землевладельцами же считается небольшая часть населения (не попавшая в нашу выборку), которая обладает земельными участками от 0,06 га и более.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.