Рефераты. Выявление отклонений психического развития у детей первого года жизни






Отклонением уже на первом году жизни можно считать задержку в формировании коммуникативной потребности, с ограниченным арсеналом коммуникативных средств.

Легкая степень нарушения: при наличии выраженного интереса к взрослому отмечается некоторое снижение количества используемых ребенком коммуникативных средств или их недостаточное развитие.

Средняя степень нарушения: интерес к взрослому неустойчив, при наличии затруднений в установлении контакта ребенок не пытается их преодолеть, коммуникативные средства ограничены.

Тяжелая степень нарушения: взрослый не вызывает у ребенка интереса, отсутствуют попытки использования каких-либо способов коммуникации.

Начиная со второго полугодия жизни условием благополучного формирования личности ребенка является появление избирательности в общении, а именно возникновение двух разных типов реакций: полноценного комплекса оживления на "своих" и реакции торможения и избегания на "чужих".

Отклонением можно считать отсутствие избирательного реагирования на разных взрослых.

К тяжелым нарушениям можно отнести наличие таких симптомов, как наличие выраженного страха при виде взрослого, наличие двигательных стереотипов вместо социального и познавательного интереса, избегание контакта глаз и тактильного контакта.

Глава II. Экспериментальная.

1. Диагностика психического развития младенцев в возрасте 6-8 месяцев.

Во второй главе нашей работы мы будем рассматривать следующие проблемы:

во-первых, действительно ли возможна диагностика психического развития младенцев;

во-вторых, определить наличие взаимосвязи между течением беременности и родов и отклонением психического развития детей 1 года жизни;

В своем исследовании мы использовали следующую диагностическую методику:

Методика диагностики нервно-психического развития детей первого года жизни разработанную Э.Л. Фрухт по материалам Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковой и С.М. Кривиной.

В результате проведенного исследования мы продиагностировали 10 младенцев и получили следующие результаты:

№ 1. Мальчик Ваня, 6 месяцев. В детский дом ребенка поступил из детского отделения патологии новорожденных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 2,5 месяца. Маме 16 лет, беременность - 1, роды - 1, курит. На учете в женской консультации стояла с 16 недель. Течение беременности: II триместр - ОРЗ, угроза прерывания беременности, III триместр - анемия, водянка беременных. Роды преждевременные в 35-36 недель, оценка по шкале Апгар 7-8 баллов. Вес ребенка при рождении 2100,0 грамм. Послеродовый период без особенностей.

При диагностике выявили следующее:

Возраст

Зрительно-ориентировочные реакции

слуховые ориентировочные реакции

эмоции и социальное поведение

Движения руки и действия с предметами

Движения общие

подготовительные этапы развития понимания речи

подготовительные этапы развития активной речи

навыки и умения в процессах

6 месяцев

Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого)

Узнает голос знакомого человека, различает интонации речи

Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку. Гулит

Четко берет игрушку из рек взрослого, но удерживает ее в руке плохо, не может перекладывать из одной руки в другую

Недолго лежит на животе, подняв корпус на выпрямленных руках Пытается переворачивается со спины на живот,

Не пытается ползать

На вопрос «где» не находит знакомый предмет, который находится в одном и том же месте.

Кратковременно гулит

Ест с ложки полугустую и густую пищу, а сосет из бутылки

№ 2. Девочка Марина В., возраст 8 месяцев. В дом ребенка поступил из отделения недоношенных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 2,5 месяца. Маме 31 год, беременность - 7, роды - 3. На учете в женской консультации стояла с 8 недель. Течение беременности: I триместр - угроза прерывания, II триместр - обострение герпетической инфекции, III триместр - анемия и токсикоз беременности. Роды преждевременные в 33-34 недель, вес при рождении 1650,0 грамм, оценка по шкале по Апгар 3-7 баллов. В послеродовом периоде перенесла пневмонию.

При диагностике выявили:

возраст

Зрительно-ориентировочные реакции

слуховые ориентировочные реакции

эмоции и социальное поведение

Движения руки и действия с предметами

Движения общие

подготовительные этапы развития понимания речи

подготовительные этапы развития активной речи

навыки и умения в процессах

8 месяцев

Знакомых людей узнает, на чужих не реагирует.

Ориентировочные реакции присутствуют, знакомые голоса узнает, различает интонацию

Радуется воспитателю, другому ребенку, берет у них игрушки из рук.

Берет иг-рушки из разных по-ложений занимается ими недолго, но без учете свойств предмета, не подражает действиям взрослого.

Переворачивается с живота на спину. Передвига-ется, переставляя руки или немного ползая. Ровно устойчиво стоит при поддержке под мышки.

На вопрос «где» не находит ни одного предмета, которые находятся на постоянных местах. По слову взрослого не выполняет разученные ранее действия.

Произносит отдельные слоги (начало лепета)

Ест полугустую и густую пищу.

№ 3. Девочка Вика, 6 месяцев. В детский дом ребенка поступил из детского отделения патологии новорожденных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 2 месяца. Матери 17 лет, 1 беременность, курит. На учет в женскую консультацию встала в 22 недели. Течение беременности: триместр III - анемия, легкая водянка беременных. Роды преждевременные в 36-37 недель, быстрые, вес ребенка 2500,0 грамм, оценка по шкале Апгар 7-8 баллов. Послеродовой период без осложнений. При диагностике выявили:

Возраст

Зрительно-ориентировочные реакции

слуховые ориентировочные реакции

эмоции и социальное поведение

Движения руки и действия с предметами

Движения общие

подготовительные этапы развития понимания речи

подготовительные этапы развития активной речи

навыки и умения в процессах

6 месяцев

Знакомых людей узнает

Проворачи-вает голову в сторону невидимого источника звука и находит его. По разному реагирует на спокойную и плясовые мелодии.

Во время бодрствова-ния возникает комплекс оживления

Громко смеется на эмоцио-нальное обращение, радуется другому ребенку

Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

Недолго лежит на животе, подняв корпус на выпрямлен-ных руках, не переворачи-вается со спины на живот. Рефлекс опоры сохранен, но быстро истощается.

Гулит

Во время кормления бутылочку не придерживает.

№ 4. Мальчик Алеша, возраст 8 месяцев. В дом ребенка поступил из отделения недоношенных Муниципальной городской больницы № 1 в возрасте 1,5 месяца. Матери 33 года, 1 беременность, курит. В женской консультации не наблюдалась. Роды преждевременные в 32-33 недель. Вес ребенка при рождении 1700,0 граммов, оценка по шкале Апгар 4-7 баллов. Послеродовый период без особенностей. При диагностике выявили:

Возраст

Зрительно-ориентировочные реакции

слуховые ориентировочные реакции

эмоции и социальное поведение

движения руки и действия с предметами

движения общие

подготовительные этапы развития понимания речи

подготовительные этапы развития активной речи

навыки и умения в процессах

8 месяцев

Знакомых людей узнает. Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого)

Узнает го-лос близкого человека. Различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи. По разному реагирует на свое и чужое имя.

Громко смеется на эмоцио-нальное обращение, радуется другому ребенку. Радуется воспитателям, психологу, берет у них из рук игрушку, гулит. На других детей внимание не обращает.

Уверенно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается ими без учета свойств предмета.

Переворачивается со спины на живот и обратно. Самостоятельно садиться, но встать не может. Переступает, держась за барьер.

На вопрос «Где?» не находит предметы в знакомых местах, не выполняет ранее разученные действия.

Начало лепета.

Пьет из бутылки, которую сам держит, ест с ложки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.