3
http://monax.ru/order/ - рефераты на заказ (более 2300 авторов в 450 городах СНГ).
Министерство общего и профессионального образования РФ
Тульский государственный педагогический
университет имени Л.Н. Толстого
1. Диагностика психического развития младенцев в возрасте 6-8 месяцев……………………………………………………………………………стр.22
2. Выявление взаимосвязи между течением беременности и родов
и отклонением психического развития детей 1 года жизни……………..стр.30
2.1. Анализ беременностей и родов матерей диагностируемых детей…..стр.30
2.2. Выделение различных групп женщин в зависимости от течения
беременности и родов…………………………………………………...стр.31
2.3.Выделение уровня отклонений в развитии…………………………….стр.32
2.4. Соотнесение уровней отклонений психического развития младенцев с
течением беременности и родов………………...………………………стр.33
Выводы……...…………………………………………………………..……...стр.34
Заключение………………………………………………………………….… стр.35
Литература……………………………………………………………………...стр.36
Введение.
Актуальность исследования.
В последнее время внимание психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. И это не случайно, так как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Размышляя о том, как складывается жизнь малыша, невольно понимаешь, что во многом это зависит от нас, взрослых. От того, как мы помогаем ему войти с доверием в этот мир сложных и противоречивых отношений, от тех условий, которые создаются для ребенка в семье - эмоционального и физического комфорта, тепла и уюта в доме, от тех отношений, которые складываются между родителями, от того, как они понимают младенца, что хотят дать и получить от своего малыша.
Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития. Но именно в период младенчества закладываются основы психологического, физиологического и нравственного здоровья.
Знание факторов развития ребенка является реальной основой для формирования критериев и показателей их психического и нравственного развития, его интеллекта, эмоционально-волевой сферы, в целом личности маленького человека.
Для того, чтобы понять сложную, многофакторную и порой весьма противоречивую картину психического развития ребенка, необходимо найти и точно определить рычаги, запускающие в действие и регулирующие процесс этого развития. В первую очередь, такими пусковыми механизмами является беременность и роды, а также та социальная среда, в которую попадает младенец.
В наш современный век эти механизмы очень часто "дают сбой" (ухудшение экологии, ослабление физического здоровья и снижение стрессоустойчивости мам и др.). Это не может не отразиться на малышах. И как результат таких сбоев - увеличение детей с различными отклонениями в психическом развитии. Таким образом, одной из важнейших проблем психологов является выявление таких отклонений в первый год жизни ребенка с целью их дальнейшей коррекции.
Наша работа посвящена диагностике психического развития в младенческом возрасте и установлению взаимосвязи между протеканием беременности, родами и психическим развитием ребенка первого года жизни. Прежде чем начать работу, необходимо описать научный аппарат исследования.
Тема исследования: Выявление отклонений психического развития у детей первого года жизни.
Цель исследования: провести диагностику психического развития младенцев и выявить взаимосвязи между протеканием беременности, родами и психическим развитием ребенка первого года жизни.
Предмет исследования: психическое развитие младенцев.
Объект исследования: особенности психического развития детей в возрасте от 6 до 8 месяцев.
Гипотеза исследования: физическое и психическое развитие младенца будет проходить нормально, если беременность и роды будут процессами неосложненными и контролируемыми.
Задачи исследования:
Осуществить анализ медицинской, психологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Подготовить пакет методического обеспечения для проведения ранней диагностики отклонений в развитии ребенка.
Провести диагностику психического развития младенцев.
Выявить факторы, вызывающие отклонение в развитии.
Проанализировать течение беременностей и родов у матерей исследуемых детей.
Установить закономерности между течением беременности и родов и здоровьем малышей.
Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
База исследования: детский специализированный городской дом ребенка г. Тулы.
Методы исследования:
Анализ литературы по теме исследования.
Сбор анамнестических данных, изучение медицинских карт детей и их мам.
Наблюдение.
Беседа с персоналом, ухаживающим за детьми, психологом.
Количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Глава I. Теоретическая.
1. Понятия "нормы" и "отклонение в развитии".
Понятие «отклоняющееся развитие» можно рассматривать только как «отклоняющееся от (или относительно) чего-либо». Использование этого определения в такой плоскости требует внесения опре-деленной динамики, постоянных изменений (во времени) в развитии и оцен-ки этих изменений в сравнении с нормативным ходом развития ребенка. Для этого, соответственно, необходимо определить, что является «нормой», «нор-мативным развитием» и т.п.
До сих пор эти понятия рассматривались как набор статистически опре-деляемых количественных показателей, характеризующих некий «срез» пси-хического развития в конкретный момент времени (возраст ребенка). Каче-ственное изменение структуры всей психической деятельности ребенка, иерар-хия высших психических функций, включая «ведущие» и «ведомые» образования и системы, оцениваются как изменяющиеся исключи-тельно на границах возрастных периодов (возрастных кризисов), определен-ных еще в работах Л.С. Выготского, А.Б. Эльконина, других отечественных исследователей. Отсюда вытекает и фактически постулируемое положение о постоянстве новообразований, которые, возникая в критические моменты (воз-растные кризисы), оказываются практически «неизменяемыми» в межкризис-ные периоды. На практике такое положение вещей определяет изолирован-ную, как правило в пределах одной функции, количественную оценку ее в сравнении со статистическими количественными показателями, полученными для этой психической функции для конкретного возраста. Нормативным развитием в данном случае считается ситуация, когда количественные оцен-ки функции (в лучшем случае нескольких функций) не выходят за пределы статистически полученных отклонений, характерных для данного возраста.
Такое понятие «нормы» фактически отрицает как оценку динамики от-дельных психических функций и всей структуры психического развития в целом, так и означает вытекающее отсюда фактическое пренебрежение гетерохронностъю развития (разновременность формирования и опережения од-них функций другими), пренебрежение теснейшей взаимообусловленнос-тью всех систем и психических образований в процессе развития. Помимо это-го подобный статичный «срезовый» подход не дает возможности оценить адаптивность и компенсаторность самого психического онтогенеза в услови-ях эндо- и экзогенных воздействий, включая и влияние социальных факто-ров, в особенности системы воспитания и обучения. Определение "степени нормальности" человека - проблема сложная, ответственная и неоднозначная. В наше время это понятие все больше "размывается" и рассматривается в различных значениях.
Для более четкого определения, что такое «нормативное развитие», нам кажется продуктивным использование такого понятия, как «идеальная про-грамма развития», или короче - «программа развития». В данном случае подразумевается своевременное поступательное формирование взаимосвязан-ных функций и их систем в условиях «идеаль-ной» обусловленности внутренними (генетическими) законами и столь же «идеальным» воздействием внешних факторов, в которые вклю-чается присущее развитию ребенка столь же «идеальное» при-своение человеческого опыта согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Необходимым условием для развертывания подобной «иде-альной» программы является такая же идеальная нейробиологическая «предуготованность» и последовательное формирование мозговой организации пси-хических процессов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5