Расчеты показывают, что на 1 кг веса тела приходятся следу-ющие размеры поверхности кожи: у ребенка 1 года -- 528 см2, 6 лет -- 456 см2, 15 лет -- 378 см2, у взрослых -- 221 см2.
Усиленные теплопотери требуют большей калорийности пи-тания. С учетом относительной поверхности тела на 1 кг веса взрослому необходимо получить в сутки 42 ккал, детям 16 лет -- 50 ккал, 10 лет -- 69 ккал, 5 лет -- 82 ккал.
Потребность в жирах у школьников также увеличивается, так как они содержат жирорастворимые витамины А, Д, Е, К.
Наиболее благоприятным условием для роста и развития яв-ляется соотношение, когда на 1 г белка приходится 1 г жира. Потребление углеводов в младшем возрасте меньше, чем в стар-шем, в то время как потребление белков с возрастом увеличива-ется. Избыток углеводов в питании так же вреден, как и недо-статок (излишки идут на отложение жира; снижается иммуни-тет; дети-сластены больше подвержены простудным заболевани-ям, а в дальнейшем не исключено заболевание диабетом).
У детей потребность во всех витаминах повышена, они более чувствительны к их недостатку, чем взрослые. Так, недостаток витамина А вызывает приостановку роста, снижение веса и пр., а при недостатке витамина Д возникает рахит (витамин Д регу-лирует фосфорно-кальциевый обмен). Недостаток ультрафиоле-та и витамина Д ведет к рахиту, кариесу зубов и пр.
Питание в школе разных возрастных групп должно строить-ся дифференцированно, с учетом физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии. Порции не должны быть слиш-ком объемными. Большое значение имеют школьные завтраки, которые своевременно удовлетворяют потребность в еде и оказы-вают положительное влияние на самочувствие и успеваемость в течение дня. Калорийность завтрака в городских школах должна составлять примерно 25% общей калорийности суточного рацио-на, а в сельской местности при отдаленности жилья -- 30-35%.
Длительные перерывы в приеме пищи и еда всухомятку на-носят существенный вред здоровью школьника.
Закаливание школьников проводится по системе гигиеничес-ких мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метео-рологических факторов (холод, тепло, радиация, перепады ат-мосферного давления и т.п.). Это своего рода тренировка орга-низма с использованием целого ряда процедур.
При проведении закаливания необходимо соблюдать ряд ус-ловий: систематичность и постепенность, учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья, возраста, пола и физического развития; использование комплекса закаливающих процедур, то есть применение разнообразных форм и средств (воздух, вода, солнце и др.); сочетание общих и локальных воздействий.
В процессе закаливания школьники осуществляют самоконт-роль, а родители следят за реакциями ребенка на закаливающие процедуры, оценивают их переносимость и эффективность.
Средства закаливания: воздух и солнце (воздушные и сол-нечные ванны), вода (души, ванны, полоскания горла и др.).
Последовательность выполнения закаливающих водных про-цедур: обтирание, обливание, прием ванн, купание в бассейне, растирание снегом и т.д.
Приступая к закаливанию детей и подростков, необходимо помнить, что у детей высокая чувствительность (реакция) к рез-кой смене температур. Несовершенная терморегуляционная сис-тема делает их беззащитными перед переохлаждением и пере-греванием.
Приступать к закаливанию можно практически в любом воз-расте. Лучше начинать летом или осенью. Эффективность процедур увеличивается, если их проводить в активном режиме, то есть в сочетании с физическими упражне-ниями, играми и т.п.
При острых заболеваниях и обострении хронических заболе-ваний проводить закаливающие процедуры нельзя!
Согласно государственной программе, обязательные занятия физкультурой в вузе проводятся первые два года обучения, в последующие годы -- факультативно. Занятия проводятся два раза в неделю, медицинское обследование -- 1 раз в год.
Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов включает:
исследование физического развития и состояния здоровья;
определение влияния физических нагрузок (занятий физкуль-турой) на организм с помощью тестов;
оценку санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, помещения и т.п.;
врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в середине урока и после его окончания);
профилактику травматизма на уроках физкультуры, завися-щего от качества страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и т.п.;
пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закали-вания и занятий спортом на состояние здоровья студента с ис-пользованием плакатов, лекций, бесед и пр.
Врачебный контроль проводится по общей схеме с включе-нием тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости, осмотра врачом-специалистом (урологом, гинекологом, терапевтом, травматологом и др.).
Занятия должны проводиться с учетом анатомо-физиологических особенностей. Морфологические, функциональные и био-химические особенности организма в период старения оказыва-ют влияние на его важнейшее свойство -- способность реагиро-вать на воздействия внешней среды, физических нагрузок и т.д. Реактивность определяется состоянием рецепторов, нервной си-стемы, висцеральных органов и др.
Возрастные изменения начинаются с периферических сосу-дов. Происходит утончение мышечного слоя артерий. Склероз раньше всего возникает в аорте и крупных сосудах нижних ко-нечностей. Кратко изменения в организме при старении можно сформулировать следующим образом:
нарушается координация движений, изменяется структура мышечной ткани с потерей жидкости, сухостью кожи и т.д.;
уменьшается выделение гормонов (например, адренокортикотропного гормона АКТГ), по этой причине снижается эффектив-ность синтеза и секреции гормонов надпочечников, ответствен-ных за обменные и приспособительные процессы организма, в частности, при мышечной работе;
снижается функция щитовидной железы (гормон тироксин), регулирующей обменные процессы (биосинтез белков);
нарушается обмен жиров, в частности, их окисление, а это ведет к накоплению в организме холестерина, который способ-ствует развитию склероза сосудов;
возникает инсулиновая недостаточность (функциональные нарушения поджелудочной железы), затрудняется переход глю-козы в клетки и ее усвоение, ослабляется синтез гликогена: ин-сулиновая недостаточность затрудняет биосинтез белка;
ослабляется деятельность половых желез, что в свою очередь вызывает ослабление мышечной силы.
С возрастом мышцы уменьшаются в объеме, снижается их эластичность, сила и сократимость.
Исследования показывают, что наиболее выраженным возра-стным изменением протоплазмы клеток (мышц) является сни-жение гидрофильности и водоудерживающей способности бел-ковых коллоидов.
С возрастом интенсивность обменных процессов понижается и величина минутного объема сердца уменьшается. Скорость возра-стного снижения сердечного индекса составляет 26,2 мл/мин/м2 в год.
Отмечается также уменьшение частоты сердечных сокраще-ний и ударного объема. Так, в течение 60 лет (с 20 лет до 80 лет) ударный индекс снижается на 26%, а частота сокращения серд-ца -- на 19% . Уменьшение максимального минутного объема кровообраще-ния и МПК по мере старения связано с возрастным снижением частоты сердечных сокращений. У пожилых людей, из-за нарушения эластичности артерий, систолическое давление имеет тенденцию к повышению. Во вре-мя физической нагрузки оно также возрастает в большей степе-ни, чем у молодых.
При возникновении гипертрофии миокарда, коронарокардиосклероза нарушается метаболизм мышц, повышается артериаль-ное давление, возникает тахикардия и другие изменения, кото-рые существенно лимитируют физическую деятельность.
Кроме того, происходит частичная замена мышечных воло-кон соединительной тканью, возникает атрофия мышц. Из-за потери эластичности легочной ткани снижается вентиляция лег-ких, а следовательно, и снабжение тканей кислородом.
Практика свидетельствует, что умеренные физические тре-нировки задерживают развитие многих симптомов старения, за-медляют прогрессирование возрастных и атеросклеротических изменений, улучшают функциональное состояние главнейших систем организма. А если учесть, что для лиц среднего, и осо-бенно пожилого возраста характерна гиподинамия и избыточное питание, то становится очевидной необходимость регулярных занятий физкультурой.
Наиболее эффективны в этом отношении циклические виды двигательной активности -- ходьба по пересеченной местности, лыжные прогулки, плавание, езда на велосипеде, тренировки на велотренажере, тредбане (тредмилле) и др., а также ежедневная утренняя гимнастика (или длительная прогулка в лесу, парке, сквере), контрастный душ, раз в неделю -- посещение сауны (бани), умеренное питание (без ограничения в животных бел-ках, овощах, фруктах) и т.д.
Не следует включать в тренировки бег, прыжки, упражне-ния с тяжестями, которые приводят к травматизму и заболева-ниям опорно-двигательного аппарата. В свое время популярным был “бег трусцой”, который приводил к заболеваниям нижних конечностей (периоститы и другие структурные изменения над-костницы, мышц, сухожилий и пр.), возникновению (или обо-стрению) остеохондроза позвоночника. Его пришлось заменить более физиологичным видом -- ходьбой.
Врачебный контроль за женщинами, занимающимися физкультурой и спортом.
При занятиях физической культурой и спортом, а также при отборе в секции необходимо учитывать морфофункциональные особенности женского организма.
Физическое развитие и телосложение женщин во многом от-личаются от мужского. Во-первых, это касается роста и массы тела. Мышечная масса у женщин составляет примерно 35% массы тела, а у мужчин -- 40--45% . Соответственно, и сила у женщин меньше. Так, у студенток института физкультуры кистевая ди-намометрия 36,5 кг, у мужчин -- 60,1 кг; становая, соответ-ственно, -- 91,4 кг и 167,7 кг. Жировая ткань у женщин состав-ляет в среднем 28% массы тела, а у мужчин -- 18%. И топогра-фия отложения жиров у женщин отличается от мужской.
Занятия спортом существенно изменяют морфологические показатели, особенно в таких видах спорта, как метание диска, толкание ядра, тяжелая атлетика, борьба и др.
У здоровых женщин плечи уже, таз -- шире, ноги и руки короче. Структура и функции внутренних органов также раз-личны. Сердце у женщин меньше, чем у мужчин, на 10-15%, объем сердца у нетренированных женщин составляет 583 см3, у мужчин -- 760 см3. То же различие отмечено и у спортсменов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5