Рефераты. Врачебный контроль, его цели и задачи






Большая роль в наблюдении за ростом, развитием и состоя-нием здоровья школьников наряду с учителем физкультуры (тре-нером) отводится врачу-педиатру и медицинской сестре. Зада-чей медицинского контроля является определение медицинских групп для занятий физкультурой и спортом, а в последующем -- постоянный контроль за состоянием здоровья и развитием школьни-ков, корректировка физических нагрузок, их планирование и т.п.

Понятие о врачебном контроле не должно ограничиваться только медицинскими осмотрами, инструментальными исследо-ваниями, оно значительно шире и включает в себя широкий ком-плекс мероприятий,а именно:

контроль за состоянием здоровья и общим развитием зани-мающихся физической культурой и спортом;

врачебно-педагогические наблюдения на уроках физкульту-ры в процессе тренировочных занятий, соревнований;

диспансерное обследование занимающихся в школьных сек-циях;

медико-санитарное обеспечение школьных соревнований;

профилактика спортивного травматизма на уроках физкуль-туры и на соревнованиях;

профилактика и текущий санитарный контроль мест и усло-вий проведения занятий и соревнований;

врачебные консультации по вопросам физической культуры

и спорта.

Важным участком работы школьных медицинских работни-ков является врачебно-педагогический контроль за занимающи-мися, который должен охватывать все формы физического вос-питания в школе -- уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, самостоятельные игры на большой перемене и т.д. И главное -- определение влияния занятий физкультурой на орга-низм школьника.

Школьный врач (или медицинская сестра) определяют ин-тенсивность урока физкультуры (по пульсу, частоте дыхания и внешним признакам утомления), достаточна ли разминка, со-блюдены ли принципы распределения детей на медицинские группы (иногда детей с теми или иными отклонениями в состо-янии здоровья отстраняют от занятий, но еще хуже, когда они занимаются вместе со здоровыми детьми).

Врач (медсестра) следит за соблюдением ограничений в заня-тиях того или иного школьника, имеющего отклонения в физи-ческом развитии (нарушение осанки, плоскостопие и др.).

Важным направлением врачебно-педагогических наблюдений является проверка выполнения санитарно-гигиенических пра-вил в отношении условий и мест проведения занятий физкуль-турой (температура, влажность, освещение, покрытие, готовность спортивного инвентаря и т.п.), соответствия одежды и обуви, достаточности страховки (при выполнении упражнений на спортивных снарядах).

Об интенсивности нагрузки на уроках физкультуры судят по моторной плотности урока физкультуры, физиологической кри-вой урока по пульсу и внешним признакам утомления.

Эффект от физкультуры минимален, если нагрузка слишком мала, с большими перерывами между подходами к снарядам, когда пульс ниже 130 уд/мин и т.д.

Кроме того, врач (медсестра) и учитель физкультуры перед допуском к занятиям должны тестировать школьников, пере-несших те или иные заболевания. Тестирующей нагрузкой мо-жет быть степ-тест, подъем на гимнастическую скамейку в тече-ние 30 с с подсчетом пульса до и после восхождения. Учитель физкультуры должен знать сроки допуска к занятиям физкуль-турой после перенесенных заболеваний.

Примерные сроки освобождения от уроков физкультуры: ан-гина -- 14-28 дней, следует опасаться резких переохлаждений;

бронхит -- 7-21 день; отит -- 14-28 дней; пневмония -- 30-60 дней; плеврит -- 30-60 дней; грипп -- 14-28 дней; острый не-врит, пояснично-крестцовый радикулит -- 60 и более дней; пе-реломы костей -- 30-90 дней; сотрясение головного мозга -- 60 и более дней; острые инфекционные заболевания -- 30-60 дней.

Важная форма работы врача и учителя физкультуры -- про-филактика спортивных травм при занятиях физкультурой. Ос-новными причинами травматизма у школьников являются: пло-хая разминка, неполадки в оснащении и подготовке мест заня-тий, отсутствие страховки при упражнениях на снарядах, ран-нее возобновление занятий школьником, перенесшим заболева-ние, плохое освещение, низкая температура воздуха в зале и многие другие причины.

Двигательная активность школьников. Между двигатель-ной активностью и здоровьем детей существует прямая связь. Движение -- залог здоровья -- это аксиома. Понятие “двига-тельная активность” включает в себя сумму движений, выпол-няемых человеком в процессе жизнедеятельности.

В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно условно разделить на три вида: активность в процессе физического воспитания; физическую активность во время обу-чения, общественно-полезную и трудовую деятельность; спон-танную физическую активность в свободное время. Все эти час-ти тесно связаны между собой.

Для контроля за двигательной активностью используют хро-нометраж (определение ее продолжительности и вида, одновре-менно учитывая длительность перерыва, отдыха и пр.), шаго-метрию (подсчитывают движения с помощью специальных при-боров -- шагомеров) и др. Шагомер прикрепляют к поясу и по показанию счетчика определяют количество километров, прой-денных за день. За рубежом разработаны электрошагомеры, ко-торые вмонтированы в подошву обуви. При каждом касании зем-ли в специальном устройстве возникают электрические сигна-лы, по которым миниатюрный счетчик подсчитывает число ша-гов и энергию, затраченную при ходьбе (беге). По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) суммарная величина двигательной активности представлена та-ким образом: занятия в школе (4-6 ч), легкая активность (4-7 ч), умеренная (2,5-6,5 ч), высокая (0,5 ч). К этому показателю при-бавляют величину энергозатрат на суточный рост (ее максимум приходится на возраст 14,5 лет).

У юных спортсменов суточная величина энерготрат может быть значительно выше, в зависимости от вида спорта, которым они занимаются.

Следует отметить, что и недостаток движений (гиподинамия), и их избыток (гиперкинезия) отрицательно влияют на здоровье школьников.

Летом, для обеспечения школьникам условий для достаточ-ной двигательной активности, следует шире использовать по-движные игры, плавание, корригирующие упражнения для нор-мализации осанки и свода стоп.

Врачебный контроль за юными спортсменами. Стрессовое воздействие физических нагрузок на юного спортсмена, если специализация начинается в юном возрасте без достаточной разносторонней подготовки, ведет к снижению иммунитета, за-держке роста и развития, к частым заболеваниям и травмам. Ранняя специализация девочек, особенно в гимнастике, прыж-ках в воду, акробатике и других видах спорта влияет на поло-вую функцию. У них, как правило, позднее начинается менстру-ация, иногда она сопряжена с нарушениями (аменорея и др.). Прием фармакологических препаратов в таких случаях пагубно действует на здоровье и детородную функцию.

Врачебный контроль (ВК) при занятиях физкультурой и спортом предусматривает:

диспансерное обследование -- 2--4 раза в год;

дополнительные медицинские осмотры с включением тести-рования физической работоспособности перед участием в сорев-нованиях и после перенесенной болезни или травмы;

врачебно-педагогические наблюдения с применением и до-полнительных повторных нагрузок после тренировок;

санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок, соревнований, инвентарем, одеждой, обувью и др.;

контроль за средствами восстановления (по возможности -- исключать фармакологические препараты, баню и другие силь-но действующие средства);

строгое выполнение тренером рекомендаций врача по объе-му, интенсивности, режиму и методике тренировок, срокам до-пуска к тренировкам (особенно к соревнованиям) после перене-сенных травм и инфекционных заболеваний.

Физическая (спортивная) подготовка детей и подростков имеет следующие задачи: оздоровительную, воспитательную и физичес-кого совершенствования. Средства и методы их решения должны соответствовать возрастным особенностям организма школьника.

Спортивная специализация -- это планомерная разносторон-няя физическая подготовка детей и подростков к достижению высоких спортивных результатов в избранном ими виде спорта в наиболее благоприятном для этого возрасте.

Тренеру (преподавателю физкультуры) следует помнить, что возраст, позволяющий допускать школьника к высшим трени-ровочным нагрузкам, зависит от вида спорта.

Институт возрастной физиологии РФ рекомендует начинать занятия тем или иным видом спорта в следующем возрасте:

акробатика -- с 8--10 лет;

баскетбол, волейбол -- 10--13;

бокс -- 12-15;

борьба -- 10-13;

водное поло -- 10--13;

гребля академическая -- 10--12;

легкая атлетика -- 11-13;

лыжный спорт -- 9--12;

плавание -- 7-10;

тяжелая атлетика -- 13--14;

фигурное катание -- 7-9;

футбол, хоккей -- 10-12;

гимнастика спортивная -- 8-10 лет (мальчики), 7-9 лет (де-вочки).

Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфо-функциональных особенностей юных спортсменов нередко яв-ляется причиной прекращения роста спортивных результатов, возникновения предпатологических и патологических состояний, а иногда приводит и к инвалид изации.

К тренировкам следует допускать абсолютно здоровых детей! Если у них наблюдаются какие-либо отклонения, то их перево-дят в подготовительную или специальную медицинскую группу.

Особенности питания школьников. Правильно организован-ное (в количественном и качественном отношении) питание де-тей является обязательным условием их нормального физичес-кого развития и играет важную роль в повышении работоспособ-ности и сопротивляемости организма инфекционным заболева-ниям. Преобладание в пище детей углеводов ведет к различным заболеваниям (диабету, ожирению, снижению иммунитета, ка-риозности зубов и др.).

Питание школьников связано с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма и условиями деятельности учащихся. Повышенная калорийность питания у детей по срав-нению со взрослыми объясняется интенсивным обменом веществ, большей подвижностью, соотношением между поверхностью тела и его массой (у детей на 1 кг веса приходится большая наружная поверхность, чем у взрослых, а потому они быстрее охлаждают-ся и, соответственно, теряют больше тепла).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.