Рефераты. Врачебный контроль, его цели и задачи






Врачебный контроль, его цели и задачи

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Кафедра промышленной электроники (ПрЭ)

Дисциплина: “Физическая культура”

Курсовая работа.

На тема: “Врачебный контроль, его цели и задачи”.

Выполнил студент Дмитриченков Владимир Геннадиевич

Проверил преподаватель___________________________________

г.Сургут

План:

1. Задачи, содержание, организация, формы и методы врачебного контроля.

2. Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей школьников. Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами среднего и пожилого возраста.

3. Врачебный контроль за женщинами занимающимися физкультурой и спортом.

4. Оценка состояния здоровья, физического развития и тренированности. Отрицательные явления в процессе тренировки.

5. Антидопинговый контроль.

Задачи, содержание, формы, методы и организация врачебного контроля.

В нашей стране впервые в мире врачебные наблюдения стали обяза-тельным для всех физкультурников и спортсменов. Система медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом называ-ется врачебным контролем в физическом воспитании.

Как научная дисциплина врачебный контроль представляет собой самостоятельную отрасль медицинской науки, изучающую состоя-ние здоровья, физическое развитие и функциональные возможности лиц систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Врачебный контроль является важным звеном в научном обосно-вании теории и практики Российской (Советской) системы физического воспитания. Вместе с комплексом других научных дисциплин: физиоло-гией, биохимией и гигиеной физических упражнений, спортивной трав-матологией - врачебный контроль составляет спортивную медицину.

Основная цель врачебного контроля в физическом воспитании -содействие эффективному использованию средств и методов физическо-го воспитания для укрепления здоровья, повышения физического развития и физической подготовленности трудящихся нашей страны.

В соответствии с этим задачами врачебного контроля являются:

наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и работо-способностью лиц, занимающихся физическими упражнениями и спор-том; наблюдение за правильным использованием средств и методов фи-зического воспитания с учетом пола, возраста, состояния здоровья и фи-зической подготовленности занимающихся, предупреждение и устране-ние отрицательных явлений в процессе тренировки (пере тренированности, переутомления и др.); надзор за санитарно-гигиеническими усло-виями мест занятий, предупреждение спортивных травм, также их лече-ние.

В настоящее время вся работа по организации, планированию и ру-ководству врачебным контролем осуществляется органами здравоохра-нения. Ими также проводится подготовка врачей- специалистов по физи-ческой культуре в системе институтов усовершенствования врачей и ка-федр по врачебной физкультуре медицинских университетов (институ-тов). Общий контроль за постановкой медицинского обслуживания за-нимающихся физической культурой и спортом возложен на Комитет по физической культуре и спорту при СМ России (раньше при СМ СССР), который в этой работе опирается на Научно-методический Совет и Феде-рацию спортивной медицины. В областных центрах и крупных городах действуют физкультурно-врачебные диспансеры, которые непосредст-венно осуществляют врачебный контроль за ведущими спортсменами, обеспечивают медицинское обслуживание крупнейших соревнований, контролируют санитарное состояние спортивных сооружений, контро-лируют ведение врачебного контроля на предприятиях, в учебных за-ведениях, спортивных организациях. Врачебный контроль возложен на врачей городских и сельских лечебно-профилактических учреждений. В высших учебных заведениях, школах высшего спортивного мастерства, на крупных спортивных сооружениях и тренировочных центрах созданы кабинеты врачебного контроля.

Основная форма в.к. - врачебное обследование. Проводятся первич-ные, повторные и дополнительные обследования. Другими формами в.к. являются: врачебно-педагогические наблюдения во время занятий физиче-скими упражнениями, санитарно-гигиенический контроль за местами и ус-ловиями проведения занятий по физической культуре и спорту, предупре-ждение спортивного травматизма и заболеваемости; медицинское об-служивание массовых оздоровительных, физкультурных и спортив-ных мероприятий: медицинское обслуживание оздоровительно-спортивных лагерей; санитарно-просветительская работа и пропаганда фи-зической культуры и спорта.

Врачебные обследования могут проводиться в лабораторных услови-ях и в условиях спортивной деятельности. Комплексное врачебное обсле-дование в лабораторных условиях включает в себя следующие методы:

общепринятый комплекс методов - анализ общий и спортивный, опреде-ление физического развития, физикальное обследование систем и органов, комбинированная функциональная проба, клинические анализы крови и мочи, электрокардиофафия, рентгеноскопия грудной клетки, рентгенокимография сердца; дополнительный комплекс инструментальных методов.

В условиях спортивной деятельности применяются методы: опреде-ление воздействия тренировочного занятия используя показатели частоты пульса, частоты дыхания, кровяного давления, динамометрии, спиромет-рии. веса тела и дополнительные инструментальные методы; испытания с повторными нагрузками используя показатели пульса и частоты дыхания, определение кровяного давления, регистрация внешних признаков утом-ления, учет показателей работоспособности, учет субъективных ощущений и дополнительные инструментальные методы.

Медицинское обследование охватывает всех студентов вузов и про-водится в соответствии с инструкцией об организации врачебного контро-ля за физическим воспитанием студентов вузов страны, введенной в дей-ствие в 1972 году.

В начале учебного года студенты в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование, антропометрические измерения. Пе-риодические медицинские осмотры занимающихся физической культурой и спортом проводятся не менее одного раза в год. Отдельные студенты по назначению врача или преподавателя проходят медицинские осмотры по-вторно.

Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей школьников. Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами среднего и пожилого возраста.

Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным возможностям отличается от организма взрос-лого человека. Дети более чувствительны к факторам внешней среды (перегревание, переохлаждение и др.) и хуже переносят физические перегрузки. Поэтому правильно спланированные занятия, дозированные по времени и сложности, способствуют гармоничному развитию школьника, и, напротив, ранняя специа-лизация, достижение результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят рост и развитие.

У детей младшего школьного возраста (7--11 лет) еще недо-статочно твердая костная система, поэтому возможность нару-шения их осанки наибольшая. В этом возрасте часто наблюда-ются искривления позвоночника, плоскостопие, приостановка роста и другие нарушения.

Крупные мышцы развиваются быстрее малых, отчего дети затрудняются выполнять мелкие и точные движения, у них не-достаточно развита координация. Процессы возбуждения преоб-ладают над процессами торможения. Отсюда -- недостаточная устойчивость внимания и более быстрое наступление утомления. В связи с этим при занятиях спортом или на уроке физкультуры следует умело сочетать нагрузки и отдых.

В начальных классах особенно важна профилактика утомле-ния. Нужны правильный режим дня, закаливающие процедуры (душ, прогулки на улице в любую погоду), игры, утренняя гим-настика, в школе -- гимнастика до занятий, уроки физкульту-ры, физкультурные минутки между уроками и т.п.

В среднем школьном возрасте (12-16 лет) дети имеют почти оформленную костную систему. Но окостенение позвоночника и таза еще не закончено, нагрузки на силу и выносливость перено-сятся плохо, а потому большие физические нагрузки недопус-тимы. Сохраняется опасность возникновения сколиозов, замед-ления роста, особенно если школьник занимается штангой, прыж-ками, спортивной гимнастикой и др.

Мышечная система в этом возрасте характеризуется усилен-ным ростом (развитием) мышц и увеличением их силы, особен-но у мальчиков. Совершенствуется координация движений.

Этот возраст связан также с началом полового созревания, которое сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы и ее неустойчивостью, что неблагоприятно сказывается на приспособляемости к физическим нагрузкам и процессам вос-становления. Поэтому при проведении занятий рекомендуется и необходим строго индивидуальный подход к занимающимся.

В старшем школьном возрасте (17--18 лет) формирование костной и мышечной систем почти завершается. Отмечается уси-ленный рост тела в длину, особенно при занятии играми (волей-бол, баскетбол, прыжки в высоту и др.), увеличивается масса тела, растет становая сила. Интенсивно развивается мелкая мус-кулатура, совершенствуется точность и координация движений.

На рост и развитие школьников существенное влияние ока-зывает двигательная активность, питание, а также закаливаю-щие процедуры.

Исследования показывают, что только 15% выпускников сред-них школ здоровы, остальные имеют те или иные отклонения состояния здоровья от нормы. Одной из причин такого неблаго-получия является пониженная двигательная активность (гиподинамия). Нормой суточной двигательной активности школьни-ков 11-15 лет является наличие (20-24)% динамической рабо-ты в дневном распорядке, то есть 4--5 уроков физкультуры в неделю. При этом суточный расход энергии должен составлять 3100-4000 ккал.

Два урока физкультуры в неделю (даже сдвоенные) компен-сируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 11%. Для нормального развития девочек необходимо 5--12 ч в неделю, а мальчиков -- 7--15 ч занятий физическими упраж-нениями разного характера (уроки физкультуры, физкультпаузы, танцы, активные перемены, игры, физический труд, ут-ренняя гимнастика и т.п.). Интенсивность ежедневных заня-тий должна быть достаточно высокой (средняя ЧСС при этом -- 140-160 уд/мин).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.