Рефераты. Особенности личности больных с последствиями травм опорно-двигательного аппарата и коррекционная работа с ними






ВЫВОДЫ

В результате проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы.

Для больных с последствиями травм ОДА характерна высокая интернальность в межличностных отношениях, в том числе в семейных отношениях, а также в отношении своего здоровья. Больные обладают высокой ситуативной тревожностью и умеренным уровнем личностной тревожности. Тревожность у женщин преобладает над тревожностью мужчин. Испытуемые демонстрировали замкнутость, неуверенность и уход от реальности. Проявление неуверенности и замкнутости у мужчин более выражено, чем у женщин.

2.У больных с последствиями травм ОДА наиболее выражены гармонический, эргонатипический и анозогнозический типы отношения к болезни. По эргонатипическому, анозогнозическому и паранойяльному типам отношения к болезни мужские показатели превышают женские. Тогда как женские значения по тревожному, ипохондрическому, неврастеническому и эгоцентрическому типам отношения к болезни выше, чем мужские.

3.Использование различных приемов и техник арттерапии способствует формированию позитивного отношения к болезни и лечению. Они могут быть успешно использованы как приемы коррекционной работы с больными с последствиями травм ОДА на ранних сроках реабилитации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, по результатам нашего исследования можно сказать, что больные с последствиями травм ОДА обладают высокой интернальностью в семейных отношениях, в межличностных отношениях и в отношении своего здоровья. Они считают себя во многом ответственными за свое здоровье. Берут на себя ответственность за события, происходящие в их семейной жизни., а также чувствуют себя способными вызвать к себе уважение и симпатию других людей. С другой стороны, испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, приписывают свои успехи счастливой судьбе, а неудачи - невезению.

У бельных наблюдается высокая ситуативная тревожность, что объясняется экстраординарностью самой ситуации, неожиданностью возникновения травмы, внезапно нарушившей привычный ход событий. В то же время следует отметить, что личностная тревожность у всех ниже ситуативной и, в среднем, умеренная, что свидетельствует о готовности к адаптации этих больных к неожиданным ситуациям, стабильности личности, способности формирования позитивного прогноза, выхода из болезни, мобилизации сил и конструктивной перестройки своих ближайших планов.

У испытуемых наблюдалась неуверенность, замкнутость и депрессивные реакции, что связано с реакцией на болезнь, на недостаточность прогноза восстановления, вынужденное ограничение подвижности. В ряде случаев наблюдался "уход от реальности" (по методике "дом-дерево-человек"), что также обусловлено нежеланием и неготовностью к общению с другими людьми в силу своего болезненного состояния, за исключением близких и родственников.

У больных с последствиями травм ОДА преобладает гармонический тип отношения к болезни, что говорит о достаточно трезвой оценке своего состояния и стремлением содействовать успеху своего лечения. Также выделились эргонатипический (уход в работу) и анозогнозический (отказ от лечения) типы отношения к болезни. Но в целом можно сказать, что испытуемые обладают небольшой выраженностью социальной адаптации в связи с травмой.

В результате корреляционного и факторного анализов можно сказать, что больные с последствиями травм ОДА обладают качествами, исходящими из целого ряда симптомокомплексов:

-меланхолия;

-раздражительность;

-эгоцентризм;

-ответственность за свое здоровье;

-тревога.

А также таких факторов, как "уход в болезнь", "Неуверенность" и "агрессия в ответ на болезнь".

В целом внутренняя картина болезни испытуемых носит негативную окраску, что обусловлено, прежде всего, временной, а в тяжелых случаях - очень длительной или постоянной потерей трудоспособности, невозможностью вести полноценную жизнь.

По результатам нашего исследования можно сделать заключение, что у 80% больных с последствиями травм ОДА получению травмы предшествовало нервно-психическое напряжение (хроническая или острая психическая травма), а также нервное или физическое перенапряжение, способствующие снижению концентрации внимания, быстроты реакции, осторожности. Это обстоятельство делает возможным планировать меры по профилактике травматизма с использованием методов санитарно-просветительной работы среди населения и СМИ.

При коррекции эмоционального состояния больных с последствиями травм ОДА, по нашим наблюдениям, важным является проведение рациональной психотерапии лечащими врачами в виде беседы, в процессе которой фактически корректируется внутренняя картина болезни. Такие беседы помогают снять у больных ипохондрические и депрессивные настроения, вселить в них веру на выздоровление. В то же время, если беседа проведена очень сжато, у больного остается множество вопросов, что способствует появлению страхов, депрессии, пессимистического прогноза. Все это, в свою очередь, понижает силы больного и ухудшает восстановительный процесс.

Наряду с описанными мерами, способствующими коррекционной работе, эффективной мерой является терапия занятостью (косвенная терапия), предполагающая прослушивание радио- и телепередач, общение с другими больными, особенно с теми из них, кто готовится к выписке. Это способствует формированию в сознании больного позитивного взгляда на лечебную перспективу, помогает ему понять, что он не одинок.

Использование арттерапии как психологической коррекции при лечении больных с последствиями травм ОДА позитивно сказалось на наших испытуемых. Такие занятия способствовали понижению эмоциональной напряженности, повышению настроения. Нам представляется, что можно разнообразить технику арттерапии, например, с помощью использования техники коллажа (вырезание и наклеивание фигур на заданную тему). Такую технику можно использовать в том случае, когда больной ссылается на неумение рисовать или на начальных этапах коррекционной работы. Можно также использовать технику оригами (сложение фигур из бумаги). Эта техника выступает еще и как прием, восстанавливающий моторику.

Возможно также использование во время занятий с больными природных материалов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Альманах психологических тестов. Психология личности. Рисуночные тесты КСП.-М., 1997.

Альманах психологических тестов. Психология личности. Рисуночные тесты КСП.-М., 1996.

Бажин У.Ф., Галынкина Е.А., Эткинд А.М. Методика определения субъективного контроля. Методические рекомендации.-М., 1984.

Бажин У.Ф., Галынкина Е.А., Эткинд А.М. Методические исследования уровня субъективного контроля.// Психологический журнал.-М., 1984.

Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.-М., 1988.

Бодалев А.А. Общение и формирование личности //Социальная психология личности.-М.: Наука, 1979.

Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы.-М.: Ин-т психологии РАН,1995.

Брайтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. Краткий учебник./Пер с нем.-М., 1999.

Волынская Л. Локус-контроля и мироощущение личности. // Прикладная психология и психоанализ.-М., 1999.

Георгиевский Г.Н. Методология и методика научно-исследовательских работ в медицине.-Л., 1981.

Дэвид Г. Метод парных сравнений./Пер. с англ.-М., 1978.

Елисеев О.П. Конструктивная психология и психодиагностика личности. Практическая психология.-Псков, 1994.

Ефимов А.П. и др. Оценка состояния больных ортопедо-травматологического профиля в процессе реабилитации экспертным методом //Ортопедия, травмотология и протезирование.- 1985.- № .-С.52-56.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства.-СПб.:ПИТЕР, 2001.

Иовлев Б.В., Карпова Э.Б. «Концепция отношений» В.Н. Мясищева. Патогенетическая концепция неврозов //Обозрение психиатрии и медицинской психологии им.В.М.Бехтерева.-1996.-№№ 3,4.

Казначеев В.П. Современные проблемы адаптации.-Новосибирск, 1980.

Карвасарский Б.Д. Медицинская психология.-СПб., 1986.

Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине.-Прага, 1983.

Копытин А.И. Основы арт-терапии.-СПб., 1999.

Копытин А.И. Системная арт-терапия.-СПб., 2001.

Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования //Эмоциональный стресс.-Л., 1970.

Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология.-М., 1984.

Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. -М., 1970.

Марищук В.Л. Эмоции в спортивном стрессе.-СПб.:КВИФК, 1995.

Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса.СПб.:Изд.Дом «Сентябрь», 2001.

Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни: методические рекомендации.-Л., 1987.

Миронова З.С., Морозова Е.М. Спортивная травмотология.-М.: «Физкультура и спорт», 1976.

Мясищев В.Н. Персонология, психология и медицина.//Клинико - психологические исследования.-Л., 1971.

Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3-х кн. Кн.1. Общие основы психологии.- М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.

Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения.-Л.: ЛГУ, 1983.

Проективная психология /Пер с англ.-М.: ЭКСМО, 2000.

Психологическая помощь и консультирование в практической психологии /Под ред.Тутушкиной.-СПб.: 2001.

Псохотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д.Карвасарского.-СПб., 1999.

Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследоваия.-М., 1998.

Психический стресс в спорте: Материалы П Всесоюзного симпозиума.-Пермь, 1975.

Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме.-М.: Медицина, 1960.

Селье Г. Стресс без дистресса.-М., 1982.

Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология. Учебник.- Ростов н/Д.: «Феникс», 2000.

Стресс и тревога в спорте.-М., 1983.

Уколова М.А., Гаркави Л.Х., Квакчма Е.С. Место стресса в адаптационной деятельности организма //Стресс и его патогенетические механизмы. Материалы Всесоюзного симпозиума.-Кишинев, 1973.-с.39-41.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.