Рефераты. Особенности формирования игровой деятельности умственно отсталых детей






Разгромленные с идеологических позиций 30-х годов по-становлением ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 г. «О педологиче-ских извращениях в системе Наркомпроса» и незаслуженно забытые на многие десятилетия принципы и особенно экспе-риментальные методы педагогии, несомненно, ждут своих ис-следователей и современной интерпретации.

Говоря об отечественной специальной школе, нельзя не подчеркнуть ее государственный характер. В первую очередь это проявлялось в государственных программах обучения и воспитания, которые отражали состояние общей педагогики в стране, социальные и экономико-политические условия того или иного исторического периода.

Введение

Предметом исследования является процесс формирования игровой деятельности умственно отсталых детей в условии специального воспитания и обучения.

Цель: выявить и изучить особенности игровой деятельности умственно отсталых детей и предложить некоторые рекомендации по усовершенствованию руководства игрой умственно отсталых дошкольников в специальном детском саду.

Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его гипотезы: целенаправленное систематическое руководство игровой деятельностью умственно отсталых дошкольников в условиях специального детского сада позволяет значительно расширить круг сведений и представлений детей об окружающем их мире предметов и отношений между людьми, обогатить сенсорный опыт детей, активизировать их речевое общение, в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы в специальном детском саду.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы мы предлагаем последовательное решение в рамках курсовой работы следующих задач:

1.     Проанализировать литературные данные по проблемам формирования игровой деятельности детей, в том числе умственно отсталых дошкольников.

2.     Изучить и проанализировать особенности игровой деятельности умственно отсталых дошкольников в период педагогической практики.

3.     Предложить некоторые практические рекомендации по усовершенствованию приемов руководства игровой деятельностью умственно отсталых детей в специальном детском саду.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что в ней на основании проведенной опытно экспериментальной работы, предлагается ряд практических рекомендаций воспитания в специальных дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей, которые на наш взгляд будут способствовать повышению эффективности руководства игровой деятельности детей.

 

Что такое умственная отсталость

Под умственной отсталостью отечественные специалисты пони-мают стойкое нарушение психического развития определенной ка-чественной структуры. При умственной отсталости имеет место ве-дущая недостаточность познавательной деятельности и в первую очередь стойкая выраженная неразвитость абстрактного мышле-ния, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с инертностью психических процессов.

В зарубежной литературе существует несколько подходов к определению умственной отсталости, основанных главным образом на данных психометрического исследования.

Выделяют две основные формы умственной отсталости: олигофрению и деменцию.

При олигофрении имеет место раннее, обычно внутриутробное, недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными влияниями или различными повреждающими факторами окружаю-щей среды, действующими в период внутриутробного развития плода, во время родов и в течение первого года жизни. При олиго-френии отсутствует нарастание интеллектуального дефекта. Осо-бенности проявление интеллектуальной недостаточности связаны лишь с возрастными закономерностями развития ребенка.

Для олигофрении характерно тотальное недоразвитие всех нервно-психических функций с преимущественной недостаточ-ностью абстрактных форм мышления. Интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения.

Недоразвитие познавательной деятельности при олигофрении проявляется, прежде всего, в недостаточности логического мышле-ния, нарушении подвижности психических процессов, инертности мышления. Слабость логического мышления заключается в низ-ком уровне развития обобщения, сравнения предметов и явлений окружающей действительности, но существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор.

Темп мышления замедлен, характерна инертность психических процессов, отсутствует возможность переноса усвоенного в про-цессе обучения способа действия в новые условия. Недоразвитие мышления сказывается на протекании всех психических процес-сов. В восприятии, памяти, внимании страдают, прежде всего, функ-ции отвлечения и обобщения, т. е. всегда нарушаются компоненты психической активности, связанные с аналитико-синтетической деятельностью мозга. В эмоционально-волевой сфере это прояв-ляется в недостаточности сложных эмоций и произвольных форм поведения.

Интеллектуальный дефект отличается стойкостью, при тяжелых формах выявляется уже с первых месяцев жизни ребенка.

При олигофрении выделяют три степени умственного недораз-вития: дебильность, имбецильность и идиотию.

Дебильность является наиболее легкой по степени и наиболее распространенной формой олигофрении (коэффициент интеллекта 50--69). При отсутствии осложняющих интеллектуальную недос-таточность расстройств, а также при ранних и адекватных коррекционных мероприятиях социальный прогноз благоприятен.

Более тяжелой степенью олигофрении является имбециль-ность (коэффициент интеллекта 20--49). При имбецильности грубо нарушена способность к отвлеченной деятельности и к образова-нию понятий.

Самая тяжелая степень олигофрении--идиотия (коэффициент интеллекта менее 20) -- характеризуется грубым недоразвитием всех психических функций.

Деменция представляет собой распад более или менее сфор-мированных интеллектуальных и других психических функций, т. е. при деменции имеет место приобретенный интеллектуальный де-фект.

В раннем возрасте разграничение деменции и олигофрении представляет большие сложности. Это связано с тем, что любое заболевание или повреждение мозга, приводящее к утрате ранее приобретенных навыков и распаду сформированных интеллектуаль-ных функций, обязательно сопровождается отставанием психи-ческого развития в целом. Поэтому в раннем возрасте крайне труд-но разграничить приобретенную и врожденную интеллектуальную недостаточность. В связи с этим приобретенный интеллектуаль-ный дефект, связанный с прогрессирующими органическими забо-леваниями мозга, с эпилепсией, шизофренией, начавшимися в пер-вые годы жизни ребенка, имеет сложную структуру, включаю-щую как отдельные черты деменции, так и олигофрении. При пре-обладании последних говорят об олигофреноподобных состояниях.

При возникновении деменции у детей старше трех лет ее отгра-ничение от олигофрении становится более четким.

Для разграничения этих форм интеллектуальных нарушений важно иметь в виду, что при деменции в отличие от олигофрении имеет место период нормального интеллектуального развития.

Кроме того, структура интеллектуальной недостаточности при деменции имеет свои характерные особенности, которые заклю-чаются в неравномерной недостаточности познавательных различных функций.

При деменции может наблюдаться несоответствие между за-пасом знаний и крайне ограниченными возможностями их реали-зации.

Характерными признаками деменции яв-ляются выраженные нарушения умственной работоспособности, памяти, внимания, ре-гуляции поведения, мотивации. Кроме того, характерны личностные и эмоциональные расстройства: дети часто некритичны, рас-торможены, эмоции их примитивны.

В раннем возрасте деменция проявляет-ся в виде утраты поздно приобретенных на-выков. Например, если деменция возникает у ребенка трех лет, то, прежде всего, теряет-ся речь, пропадают начальные навыки само-обслуживания и опрятности, затем могут утрачиваться и ранее приобретенные навы-ки -- ходьба, чувство привязанности к близ-ким и т. п.

Характерным признаком деменции является появление нецеленаправленного поведения, а также общая двигательная расторможенность, аффективная возбудимость, некритичность, иногда с преоблада-нием повышенного фона настроения.

Одной из форм олигофреноподобного заболевания, включающе-го в себя черты деменции и олигофрении, является синдром Ретта.

Впервые заболевание было описано около 20 лет назад австрий-ским психиатром А. Реттом. Оно встречается только у девочек с частотой 1:12500.

Отставание в развитии при синдроме Ретта становится оче-видным в возрасте 12--18 месяцев, когда девочка, до тех пор нор-мально развивавшаяся, начинает терять едва сформировавшиеся речевые, локомоторно-статические и предметно-маннпулятивные навыки.

Характерным признаком данного заболевания является соче-тание потери целенаправленных ручных навыков со стереотип-ными (однообразными) движениями рук в виде их потирания, заламывания, «мытья».

Наряду с монотонным потиранием рук у некоторых детей на-блюдаются своеобразные движения рук перед грудью или подбо-родком.

В раннем возрасте отчетливо выявляются двигательные нару-шения в виде недостаточности координации движений, трудностей прямостояния и ходьбы. Не имея выраженных параличей и паре-зов, девочки как бы не умеют пользоваться своими ногами, не все дети самостоятельно ходят.

При синдроме Ретта наблюдаются бледность кожных покровов, постоянно холодные руки и ноги, общая соматическая ослабленность, резко сниженный аппетит, трудности жевания и глотания; девочки долго держат пищу во рту, но не глотают ее. Многих боль-ных приходится кормить, так как сами они не умеют пользовать-ся ложкой, тем более вилкой, хотя движения в руках сохранены. Эти специфические трудности формирования целенаправлен-ных ручных действий специалистами определяются как «диспраксия развития».

Для синдрома Ретта характерно нарушение осанки, постепен-ное развитие сколиоза. Позы и движения больных девочек крайне однообразны, моторика неловкая. Они с трудом манипулируют лю-бым предметом, как правило, не играют в куклы и другие игруш-ки, не обслуживают себя.

Невропатологи обычно отмечают у них сниженный общий мы-шечный тонус.

Трудности в овладении ходьбой и простейшими предметными действиями, нарушения координации движений, низкий мышеч-ный тонус--типичные черты не только болезни Ретта, но и детско-го церебрального паралича, поэтому иногда больным длительное время может ставиться ошибочный диагноз ДЦП.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.