Процесс вовлечения товара в сферу обращения, конечная цель - передача товара в сферу потребления.
На товарооборачиваемость влияют:
- соотношение спроса и предложения
- потребительские свойства товара
- сложность ассортимента товара
- организация завоза товара в разные точки потребления
- географические особенности
Показатели товарооборачиваемости:
- объем товарного запаса, который выражен в количественном или стоимостном величине
- резервный товарный запас
- Min уровень товарного запаса
- Max уровень товарного запаса
- структура товарного запаса (определяется поступлениями из всех источников)
Уровень товарного запаса - средний товарный запас за период времени З месяц =(З нач + Зкон )/2 - средний запас за месяц Зквартал=(З1+З2+З3)/3 - средний запаса за квартал (за 3 месяца)
Средний хронологический запас: регистрируется запас в определенные дни месяца, и берется их среднее.
Запасоемкость - устраняет влияние факторов размерности торговой организации и предназначен для сравнения уровней запасов разных организаций. При этом делается предположение, что размер запаса находится в прямой зависимости от товарооборота.
Обеспеченность товарооборота товарным запасом - отражает число дней торговли, на которое хватает товарного запаса. Зобесп i=Зк i /mi (Зк i - конечный товарный запас, mi - однодневный товарный запас i-го товара).
Характеристики процесса товарооборачиваемости:
- скорость обращения (количество оборотов товарной массы в единицу времени). Скорость зависит от продолжительности исследуемого периода.
- время обращения. Время одного оборота характеризует количество дней, в течении которых товар находится в форме запаса (которое проходит с момента поступления товара в сферу обращения до его продажи). Эф=П/C - Эффективность (П - прибыль, С - количество оборотов).
Оптимальный размер товарного запаса. Простейший метод расчета - нахождение среднего значения. Существуют также методы:
- опытно-статистический (основывается на статистической отчетности о товарном запасе и дальнейшем его анализе)
- метод экспертных оценок, основан на субъективной оценке текущего момента и перспектив развития
- расчетно-экономический метод. Сущность в том, что объем товарного запаса разбивается на составные сегменты и оптимизация проводится по формуле:
Ni=ai+bi+1/2ci+di ai - запас на время приемки и предпродажной подготовки i-го товара bi - рабочий запас i-го товара 1/2ci - половина текущего запаса di - страховой запас i-го товара
N=(Ni - общий оптимальный запас
Наиболее применяемый - экономико-математический метод экстраполяции, заключается в перенесении темпов, которые сложились в настоящем и прошлом на будущее.
Формула Уилсона: [pic] R - размер покупательского спроса С1 - (определяется по оптимальному рынку товара) считаются все статьи издержек, кроме транспортных. В розничной торговле С1 - затраты на хранение, сортировку, упаковку, содержание холодильников, % за кредит, порча товара, страховой запас и т.д. Для отдельной фирмы - все что куплено но не продано - весь товарный запас. С2 - все затраты на транспортировку
Методы оптимизации товародвижения
Для решения задач оптимизации необходимо обеспечить контроль за всеми звеньями системы перемещения грузов. Оптимизация по критериям: - Прибыль. Этот критерий дает количественную оценку деятельности фирмы, связанной со всем комплексом операций товародвижения. - Минимизация затрат обращения и товародвижения. - Возможным направлением деятельности для увеличения прибыли считаются мероприятия:
- создание единой транспортно-складской системы (быстрая доставка до потребителя)
- экономическое объединение производства и сбыта
- выработка оптимальных схем складирования и пополнения запаса. Возникает ряд проблем - предприятие должно решить, в какой мере затраты, связанные с сокращением времени товародвижения компенсируются увеличением выручки от возросшего объема продаж; может ли предприятие допустить снижение уровня обслуживания клиента при одновременном увеличении объема поставок; насколько целесообразно складировать товар по месту производства или на рынке сбыта. Выбор схемы товародвижения зависит от целей оптимизации, поставленных предприятием; min сроки поставки или max уровень сервиса, max прибыли, min издержки.
Информационная система логистики
Цели создания информационной системы:
- обеспечить выживаемость и дееспособность фирмы
- обеспечение работникам нормального трудового процесса
- устранение неразберихи в получении информации и ее использовании
- расширение функций предприятия в соответствии с требованиями рынка
Потребители информационной системы: подразделения маркетинга, отдел снабжения и сбыта, склад, разработчики изделий и технологий, управленческое звено предприятий.
Внешние потребители и поставщики информации: потребители продукции, поставщики сырья и комплектующих, посредники, предприятия-конкуренты, инвесторы, рекламодатели.
Основные принципы построения информационной системы:
- иерархия (подчиненность задач и использования источников данных)
- принцип агрегированности данных (учет запросов на разных уровнях)
- избыточность (построение с учетом не только текущих, но и будущих задач)
- конфиденциальность
- адаптивность к изменяющимся запросам
- согласованность и информационное единство (определяется разработкой системы показателей, в которой исключалась бы возможность несогласованных действий и вывод неправильной информации)
- открытость системы (для пополнения данных)
В составе системы действуют эксперты и моделирующие комплексы ЭВМ. Основным типом информационного продукта служат статистические данные, а также факты, знания, умения представляемые как в первичной, так и в обработанной форме. Система действует с учетом технических и правовых ограничений, может работать в нескольких режимах:
- информационно-справочный режим
- режим сортировки и группировки
- аналитический режим (выдача аналитических сведений и документов по результатам обработки 2-х более характеристик разной принадлежности.
- расчетный режим (выполняются расчеты по заранее формализованным моделям и зависимостям)
- советующий режим (выдается несколько решений на основе формализованных и интуитивных методов)
- обучающий режим
- оптимизационный
Схема построения
БД ПсА Предметная база знаний
Моделирующее
Входные Постановка данные задач
Классификация основных задач производства и сбыта, решаемых с помощью информационных систем |Содержание задачи |Информационное обеспечение | |1.1 Сбор фактических данных, |Статистические данные о | |первичный анализ производства и |фактическом производстве и | |потребления |поставках продукции за ряд | |1.2 Анализ динамики производства |периодов. Характеристики | | |предприятий и продукции | |2.1 Анализ спроса на данный вид |Статистика поставок данной | |продукции по данному виду |продукции на данном предприятии, | |предприятий |заявочная потребность отказа в | |2.2 ФСА продукции с точки зрения |поставке. | |данного потребителя |Данные о поставках конкурентов | |2.3 Анализ эластичности спроса на |Функциональная структура | |данный вид продукции по данной |производства на предприятии | |группе потребителей в зависимости |заказчика. | |от цены |Статистика поставок и цен | | |продукции и аналогов | |3.1 Анализ возможностей поставки |Данные о потребностях | |на данную группу предприятий |предприятий-заказчиков, | |других видов продукции |технологические возможности | | |поставщика | |4.1 Анализ новых рынков сбыта |Данные об использовании продукции | | |на других предприятиях. Данные о | | |производстве конкурентов | |5.1 Анализ и прогноз |Данные о технологии, предметах и | |функционирования предприятия. |средствах труда, данные о сбыте | |Анализ сбыта и технологических | | |скачков производства | | |6.1 Общая задача формирования |Данные о технологических | |оптимальной номенклатурной |процессах, предметах и средствах | |производственной программы |труда, кадровом составе, | |предприятия |финансовом состоянии, данные о | |6.2 Обобщенный анализ |возможностях привлечения рабочей | |технологических, сбытовых и |силы нужной квалификации, | |сырьевых возможностей производства|капиталовложения. | | |Данные о различных посреднических | |6.3 Определение стратегии |организациях | |предприятия по кадрам, по | | |производству и по продвижению | | |продукции | | |7.1 Общий анализ и прогноз |Данные о производстве и сбыте по | |производства и сбыта данной |всем изготовителям и потребителям | |продукции | |
Основные направления программы работ по реализации функций логистики на предприятии - Выбираются технические средства для выполнения программного задания - Устанавливаются требования к качественным характеристикам и определяется объем необходимых финансовых и трудовых ресурсов - Определение базовых методов формирования программных заданий - Выбор организационной формы осуществления программных заданий - Составление сетевой модели выполнения этапов и работ - Разработка системы критериев оценки и мотиваций действий - Организация контроля, учета и оценки хода работ
Базы данных - содержат информацию по различным областям коммерческой деятельности: справочники номенклатур товара, справочники о потребителях, производителях, банках, биржах и т.д. Данные о заявках на сбыт, на рекламу и приобретение услуг. Могут также использоваться таблицы категорий Базы знаний - отличаются высокой структурированностью данных. Называется расширенно-декларативно-процедаральный подход к представлению данных. В системе математического обеспечения информационной системы представлены следующие модели:
- Модель факторного анализа. Строится на базе информации о деятельности изучаемых объектов и предназначена для количественной оценки вкладов различных факторов в диагностику результирующих показателей.
- Модель обобщения информации. Предназначена для построения интегральных показателей в соответствии с целями анализа.
- Модель прогноза. Для определения вариантов развития объекта, которые существенны для предпринимательской деятельности.
- Модель принятия оптимальных решений.
Факторный анализ помогает решить следующие задачи: - модель эластичности спроса по цене и качественным параметрам изделия - модель деятельности потребителей, поставщиков и конкурентов Модели обобщения информации: - интегральной оценки конкурентоспособности и реализуемости товара - модель оценки риска плановых и хозяйственных решений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8