Рефераты. Лекции по логистике






p>Товарооборачиваемость - понятие, усредняющее кругооборот товарной массы, который представляет собой законченный процесс.

Процесс вовлечения товара в сферу обращения, конечная цель - передача товара в сферу потребления.

На товарооборачиваемость влияют:

- соотношение спроса и предложения

- потребительские свойства товара

- сложность ассортимента товара

- организация завоза товара в разные точки потребления

- географические особенности

Показатели товарооборачиваемости:

- объем товарного запаса, который выражен в количественном или стоимостном величине

- резервный товарный запас

- Min уровень товарного запаса

- Max уровень товарного запаса

- структура товарного запаса (определяется поступлениями из всех источников)

Уровень товарного запаса - средний товарный запас за период времени
З месяц =(З нач + Зкон )/2 - средний запас за месяц
Зквартал=(З1+З2+З3)/3 - средний запаса за квартал (за 3 месяца)

Средний хронологический запас: регистрируется запас в определенные дни месяца, и берется их среднее.

Запасоемкость - устраняет влияние факторов размерности торговой организации и предназначен для сравнения уровней запасов разных организаций. При этом делается предположение, что размер запаса находится в прямой зависимости от товарооборота.

Обеспеченность товарооборота товарным запасом - отражает число дней торговли, на которое хватает товарного запаса.
Зобесп i=Зк i /mi (Зк i - конечный товарный запас, mi - однодневный товарный запас i-го товара).

Характеристики процесса товарооборачиваемости:

- скорость обращения (количество оборотов товарной массы в единицу времени). Скорость зависит от продолжительности исследуемого периода.

- время обращения. Время одного оборота характеризует количество дней, в течении которых товар находится в форме запаса (которое проходит с момента поступления товара в сферу обращения до его продажи).
Эф=П/C - Эффективность (П - прибыль, С - количество оборотов).

Оптимальный размер товарного запаса. Простейший метод расчета - нахождение среднего значения.
Существуют также методы:

- опытно-статистический (основывается на статистической отчетности о товарном запасе и дальнейшем его анализе)

- метод экспертных оценок, основан на субъективной оценке текущего момента и перспектив развития

- расчетно-экономический метод. Сущность в том, что объем товарного запаса разбивается на составные сегменты и оптимизация проводится по формуле:

Ni=ai+bi+1/2ci+di ai - запас на время приемки и предпродажной подготовки i-го товара bi - рабочий запас i-го товара
1/2ci - половина текущего запаса di - страховой запас i-го товара

N=(Ni - общий оптимальный запас


Наиболее применяемый - экономико-математический метод экстраполяции, заключается в перенесении темпов, которые сложились в настоящем и прошлом на будущее.

Формула Уилсона: [pic]
R - размер покупательского спроса
С1 - (определяется по оптимальному рынку товара) считаются все статьи издержек, кроме транспортных. В розничной торговле С1 - затраты на хранение, сортировку, упаковку, содержание холодильников, % за кредит, порча товара, страховой запас и т.д. Для отдельной фирмы - все что куплено но не продано - весь товарный запас.
С2 - все затраты на транспортировку

Методы оптимизации товародвижения

Для решения задач оптимизации необходимо обеспечить контроль за всеми звеньями системы перемещения грузов.
Оптимизация по критериям:
- Прибыль. Этот критерий дает количественную оценку деятельности фирмы, связанной со всем комплексом операций товародвижения.
- Минимизация затрат обращения и товародвижения.
- Возможным направлением деятельности для увеличения прибыли считаются мероприятия:

- создание единой транспортно-складской системы (быстрая доставка до потребителя)

- экономическое объединение производства и сбыта

- выработка оптимальных схем складирования и пополнения запаса.
Возникает ряд проблем - предприятие должно решить, в какой мере затраты, связанные с сокращением времени товародвижения компенсируются увеличением выручки от возросшего объема продаж; может ли предприятие допустить снижение уровня обслуживания клиента при одновременном увеличении объема поставок; насколько целесообразно складировать товар по месту производства или на рынке сбыта.
Выбор схемы товародвижения зависит от целей оптимизации, поставленных предприятием; min сроки поставки или max уровень сервиса, max прибыли, min издержки.

Информационная система логистики


Цели создания информационной системы:

- обеспечить выживаемость и дееспособность фирмы

- обеспечение работникам нормального трудового процесса

- устранение неразберихи в получении информации и ее использовании

- расширение функций предприятия в соответствии с требованиями рынка

Потребители информационной системы: подразделения маркетинга, отдел снабжения и сбыта, склад, разработчики изделий и технологий, управленческое звено предприятий.

Внешние потребители и поставщики информации: потребители продукции, поставщики сырья и комплектующих, посредники, предприятия-конкуренты, инвесторы, рекламодатели.

Основные принципы построения информационной системы:

- иерархия (подчиненность задач и использования источников данных)

- принцип агрегированности данных (учет запросов на разных уровнях)

- избыточность (построение с учетом не только текущих, но и будущих задач)

- конфиденциальность

- адаптивность к изменяющимся запросам

- согласованность и информационное единство (определяется разработкой системы показателей, в которой исключалась бы возможность несогласованных действий и вывод неправильной информации)

- открытость системы (для пополнения данных)

В составе системы действуют эксперты и моделирующие комплексы ЭВМ. Основным типом информационного продукта служат статистические данные, а также факты, знания, умения представляемые как в первичной, так и в обработанной форме.
Система действует с учетом технических и правовых ограничений, может работать в нескольких режимах:

- информационно-справочный режим

- режим сортировки и группировки

- аналитический режим (выдача аналитических сведений и документов по результатам обработки 2-х более характеристик разной принадлежности.

- расчетный режим (выполняются расчеты по заранее формализованным моделям и зависимостям)

- советующий режим (выдается несколько решений на основе формализованных и интуитивных методов)

- обучающий режим

- оптимизационный

Схема построения

БД ПсА Предметная база знаний

Моделирующее

Входные Постановка данные задач

Классификация основных задач производства и сбыта, решаемых с помощью информационных систем
|Содержание задачи |Информационное обеспечение |
|1.1 Сбор фактических данных, |Статистические данные о |
|первичный анализ производства и |фактическом производстве и |
|потребления |поставках продукции за ряд |
|1.2 Анализ динамики производства |периодов. Характеристики |
| |предприятий и продукции |
|2.1 Анализ спроса на данный вид |Статистика поставок данной |
|продукции по данному виду |продукции на данном предприятии, |
|предприятий |заявочная потребность отказа в |
|2.2 ФСА продукции с точки зрения |поставке. |
|данного потребителя |Данные о поставках конкурентов |
|2.3 Анализ эластичности спроса на |Функциональная структура |
|данный вид продукции по данной |производства на предприятии |
|группе потребителей в зависимости |заказчика. |
|от цены |Статистика поставок и цен |
| |продукции и аналогов |
|3.1 Анализ возможностей поставки |Данные о потребностях |
|на данную группу предприятий |предприятий-заказчиков, |
|других видов продукции |технологические возможности |
| |поставщика |
|4.1 Анализ новых рынков сбыта |Данные об использовании продукции |
| |на других предприятиях. Данные о |
| |производстве конкурентов |
|5.1 Анализ и прогноз |Данные о технологии, предметах и |
|функционирования предприятия. |средствах труда, данные о сбыте |
|Анализ сбыта и технологических | |
|скачков производства | |
|6.1 Общая задача формирования |Данные о технологических |
|оптимальной номенклатурной |процессах, предметах и средствах |
|производственной программы |труда, кадровом составе, |
|предприятия |финансовом состоянии, данные о |
|6.2 Обобщенный анализ |возможностях привлечения рабочей |
|технологических, сбытовых и |силы нужной квалификации, |
|сырьевых возможностей производства|капиталовложения. |
| |Данные о различных посреднических |
|6.3 Определение стратегии |организациях |
|предприятия по кадрам, по | |
|производству и по продвижению | |
|продукции | |
|7.1 Общий анализ и прогноз |Данные о производстве и сбыте по |
|производства и сбыта данной |всем изготовителям и потребителям |
|продукции | |

Основные направления программы работ по реализации функций логистики на предприятии
- Выбираются технические средства для выполнения программного задания
- Устанавливаются требования к качественным характеристикам и определяется объем необходимых финансовых и трудовых ресурсов
- Определение базовых методов формирования программных заданий
- Выбор организационной формы осуществления программных заданий
- Составление сетевой модели выполнения этапов и работ
- Разработка системы критериев оценки и мотиваций действий
- Организация контроля, учета и оценки хода работ

Базы данных - содержат информацию по различным областям коммерческой деятельности: справочники номенклатур товара, справочники о потребителях, производителях, банках, биржах и т.д. Данные о заявках на сбыт, на рекламу и приобретение услуг. Могут также использоваться таблицы категорий
Базы знаний - отличаются высокой структурированностью данных. Называется расширенно-декларативно-процедаральный подход к представлению данных.
В системе математического обеспечения информационной системы представлены следующие модели:

- Модель факторного анализа. Строится на базе информации о деятельности изучаемых объектов и предназначена для количественной оценки вкладов различных факторов в диагностику результирующих показателей.

- Модель обобщения информации. Предназначена для построения интегральных показателей в соответствии с целями анализа.

- Модель прогноза. Для определения вариантов развития объекта, которые существенны для предпринимательской деятельности.

- Модель принятия оптимальных решений.

Факторный анализ помогает решить следующие задачи:
- модель эластичности спроса по цене и качественным параметрам изделия
- модель деятельности потребителей, поставщиков и конкурентов
Модели обобщения информации:
- интегральной оценки конкурентоспособности и реализуемости товара
- модель оценки риска плановых и хозяйственных решений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.