Из материалов дела прослеживалась забота преступниц о социальном статусе, благополучии. "Работая" не продолжительное время преступницы "сколотили" солидный капитал.
Таковы в общих чертах причины преступного поведения женщин. Разумеется, немалую роль в таком поведении играют и способствующие ему ситуации.
Устанавливая причины преступного поведения женщин необходимо обратиться и к анализу его мотивов. Мотивы преступного поведения нельзя понять вне их связи с прожитой человеком жизни, с теми влияниями, которым он подвергался, а также образованными в результате этого личностными особенностями. В мотивах как бы воспроизведено, отражено прежде всего содержание ранне-семейных отношений, а затем и всех главных последующих событий. Без учета прожитой жизни нельзя понять мотивы преступления. Мотивы теснейшим образом связаны с личностью, точнее - являются ее частью, немыслимы без нее, выражают ее наиболее важные черты и свойства, потребности и стремления. Каковы мотивы, такова и личность и наоборот, и поэтому они являются наиболее точной и полной ее характеристикой.
Мотивы не столько то, что побуждает к определенному поведению, а то, ради чего оно совершается, в чем его внутренний смысл для действующего субъекта.
Чаще всего преступницы ничего не могут сказать о мотивах своих преступных действий. Так, ничего не могла сказать о мотивах подсудимая Патыкина С.Э. 20 мая 1997 года около 20 часов Патыкина С.Э работая продавцом в баре, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в ходе драки нанесла ножом потерпевшему Малушенко А.В. проникающее колото резанное ранение в область правой брюшной стенки, с повреждением печени. Началось с того, что Малушенко просил в долг бутылку водки, возникла перебранка, а затем и драка. После ранения Малушенко А.В. скончался через несколько часов. Действия Патыкиной С.Э. были квалифицированы по ч.3 ст.101 УК Украины. Суд приговорил Патыкину С.Э. к восьми годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии общего режима.[49] Во многих приговорах, даже по уголовным делам об убийствах и нанесения тяжких телесных повреждениях, указания на мотивы преступления вообще отсутствуют.
По делам о корыстных преступлениях в приговорах мотивы иногда не упоминаются. Так как принято считать, что эти преступления совершаются исключительно из корысти.
Рассмотрев условия, порождающие уголовно-наказуемые деяния, автор работы пришел к выводу о том, что своевременное выявление и изучение мотивов преступного поведения важно не только для предупредительной работы, с конкретными лицами, успешного воспитательного воздействия на отдельных преступниц, правильной квалификации преступлений, но и для решения более общих задач профилактики преступности женщин.
По мнению автора знание субъективных причин преступного поведения женщин ценно именно в профилактических целях, поскольку нельзя успешно предупреждать преступления, не зная мотивы, по которым они могут быть совершены. Выделение самостоятельных вопросов мотивации преступного поведения женщин имеет научное и практическое значение и сделает предупредительную работу более конкретной и предметной.
Подводя общий итог по главе автор работы делает вывод о том, что изучение личности преступницы важно для раскрытия природы и причин преступности в целом. Лишь при должном знании личности можно объяснить причины совершения преступления.
Рассмотрев личности преступниц автор работы выделил по характеру преступных действий несколько основных типов преступниц.
Автор работы ознакомившись с работами многих авторов, пришел к выводу о том, что личность преступницы - это совокупность социальных, психологических, нравственных свойств, признаков, связей, отношений характеризующих лицо. Автор работы считает необходимым выявление и устранение причин и условий формирующих черты присущие преступницам. В первую очередь необходимо уделить внимание семейному воспитанию.
Специфика и необходимость семейного воспитания состоит прежде всего в том, что оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое, поскольку осуществляется через родительскую любовь к детям и их ответные чувства( привязанности, доверия).Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому. Именно в ней он бессознательно ищет о должен находить защиту и уверенность в себе, своем месте в жизни. Семья постоянно приобщает ребенка к социальной жизни и поэтапно расширяет его кругозор и опыт. Если этого не происходит, человек отчуждается от общества и его ценностей, от малых социальных групп. Они все меньше способны регулировать его поведение.
Поэтому необходимо большое внимание уделять формированию личности человека. В этом большую помощь должно оказывать в первую очередь наше государство путем проведения ряда реформ в социальной сфере, не стоит обходить эту проблему и различным общественным организациям.
Еще на ранних этапах своего существования человечество осознало, что сдерживать преступность только с помощью наказания нельзя. Возникло понимание, что рациональнее предупредить преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него.
Однако поиск путей реализации этой идеи оказался чрезвычайно трудным и длительным.
Древнегреческий философ Платон считал, что в обществе должно действовать совершеннейшее законодательство, отвращающее людей от преступления.
Выдающийся мыслитель древности Аристотель полагал, что общество следует так устроить, чтобы оно боролось с испорченными нравами, привычками и обычаями, противоречащими разуму.
Просветители XVIII века вновь вернулись к мысли о связи права и профилактики преступлений. Право, по их мнению, могло бы стать мощным средством разрешения возникающих в обществе конфликтов. Была выдвинута идея создания правового государства, одна из важнейших задач которого - предупреждать преступления.
В русской литературе XIX века идеи о предпочтительности предупреждения преступления наказанию за их совершение, о том, что главное в борьбе с преступностью не наказание, а ее предупреждение, основывающееся на прогрессивных преобразованиях общества, развивали А. Радищев, А. Герцен, Н. Чернышевский, Ф. Достоевский и др. В их произведениях заложен социологические и нравственные основы предупреждения преступлений.
На сегодняшний день предупредительная деятельность рассматривается как одно из средств социального регулирования общественных отношений в целях устранения причин преступности; как взаимодействия мер экономико-социального, воспитательно-педагогического, организационного и правового характера; как сочетание различных уровней предупреждения преступлений.
К настоящему времени сложились основные категории предупреждения преступности как самостоятельного раздела криминологии. В ее формирование существенный вклад внесли работы видных ученых: А.И. Алексеева, Ю.М. Антоняна, Ю.А. Ветрова, И.И. Карпеца, В.Н. Кудрявцева, Г.М. Миньковского, В.В. Понкратова, А.М. Яковлева и многих других.
Теория предупреждения преступности - совокупность знаний о деятельности по совершенствованию общественных отношений в целях: выявления и нейтрализации причин преступности и условий, ей способствующих; выявление и нейтрализация явлений и процессов, обуславливающих совершение, рост и распространение отдельных форм и видов преступлений, факторов , влияющих на формирование антиобщественных черт у определенных категорий лиц, влияние на условия их жизни и воспитания, устранение конкретных условий, обусловливающих совершение преступлений отдельными лицами, определение форм и методов контроля за преступностью.[50]
Предупреждение преступность состоит из иерархически связанных между собой задач. Первая из них - профилактическое воздействие на динамику, структуру, причины преступности в целом (социальная профилактика). Вторая - предупреждение видов и форм преступного поведения, предупреждение преступлений в определенных сферах общественной жизни; предупреждение преступлений отдельными социальными группами лиц и т.д. (криминологическая профилактика). Третья задача состоит в предупреждении совершения преступлений отдельными лицами ( индивидуальная криминологическая профилактика).[51]
По мнению автора работы, решение первой задачи выходит за рамки криминологии и является составной частью общественной практики вообще и предметом всех наук об обществе и человеке и контроля за преступностью. По мнению автора предупреждение преступности является главным направлением и практической задачей всех многообразных усилий государства и общества в сфере борьбы с антиобщественными преступными проявлениями.
Предупреждение представляет собой рациональное и гуманное средство борьбы с преступностью, средство, предусматривающие не наказание, а прежде всего совершенствование условий жизнедеятельности людей и их воспитание. Общество значительно больше заинтересованно в том, чтобы не допускать совершение преступлений, чем в применении наказания к лицам уже после того, как они причинили ущерб(иногда непоправимый) господствующим общественным отношениям, субъектам этих отношений.
Осуществление предупредительной деятельности обеспечивает наряду с защитой общества от общественно опасных посягательств также и защиту неустойчивых членов общества от дальнейшего морального падения, не дает им стать преступниками, а тем самым избавляет их от практически неизбежного последствия преступления в виде соответствующего наказания.[52]
Принципиальной основой предупредительного воздействия на преступность является понимание того, что преступность имеет социальную природу. Признание социальной обусловленности преступности означает сознание объективных и реальных возможностей ее предупреждения за счет изменения условий общественного бытия, социального развития и нравственного формирования личности в том числе улучшение воспитательного воздействия на нее в непосредственном социальном окружении.[53]
Автор работы отмечает, что в настоящее время в нашей стране складывается определенная система профилактики преступности, принципы построения и функционирования которой имеют конкретную направленность. Эту систему образуют соответствующие субъекты и объекты профилактики, содержание профилактики, материальное и правовое ее обеспечение. Вместе с тем необходимость дальнейшего развития и совершенствования всей системы профилактики не вызывает сомнения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14