Рефераты. Национал экстремизм как одно из проявлений социальной болезни общества






В чем же причина такой  девиантности?

Определенный интерес для исследователя проблем деструктивного агрессивного поведения представляют и взгляды Альфреда Адлера, одного из создателей своеобразного направления в психоанализе так называемой индивидуальной психологии. Адлер обогатил психоанализ такими идеями, как "комплекс неполноценности", "компенсация и сверх-компенсация, "воля к власти".

Комплекс неполноценности - это психопатологичес­кий синдром и одновременно особая форма мироощуще­ния и поведения отдельных индивидов. Он заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполно­ценности как личности. Формируемое еще в раннем дет­стве "чувство неполноценности" вызывается естественным для каждого ребенка переживанием ощущения своей недостаточности. Последняя возникает из-за различных неблагоприятных внешних условий и оказывает исключи­тельное влияние на формирование и всю жизнедеятель­ность личности. Позднее это, чувство вытесняется в бессознательное. Парадоксальным является то обстоятельство, что комплекс неполноценности зачастую переходит в комп­лекс превосходства. Социальная неприспособленность, неуверенность в себе сменяется искаженным стремлением самоутвердиться любой ценой. Инстинкт превосходства, стремление воз­выситься над другими, подчинить их себе становится оп­ределяющей внутренней силой индивида, главным источ­ником его поведенческой мотивации. Чем глубже было ощущение неполноценности в прошлом, чем больше инди­вид был подавлен и унижен, тем сильнее его протест, его озлобленность против людей и всего общества.

Среди черт характера агрессивной природы Адлер отмечает тщеславие, ревность, зависть, жадность, ненависть, вспыльчивость, мстительность. Все эти аспекты человеческой психологии замешаны преимущественно на чувстве враждебности к окружающим. Они подчиняются одной стратегии: неукоснительно поддерживать чувство превосходства.

Истоки такой ошибочной компенсации ("псевдокомпен­сации") следует, по Адлеру, искать в детстве, в его небла­гоприятных условиях. И здесь следует прежде всего оста­новиться на криминологически важном феномене -"пренебрегаемый, или отвергаемый ребенок". В последние годы повышенный интерес к этой проблеме прояв­ляют видные отечественные криминологи (Ю.М.Антонян, Е.Г-.Самовичев и др.).

Суть проблемы состоит в том, что некоторые родители, в первую очередь матери, не уделяют своим детям того вни­мания и душевного тепла, в которых они так нуждаются. В связи с этим дети чувствуют себя отвергнутыми, нелюби­мыми, незащищенными, постоянно переживают чувства вины и страха.

Пренебрегаемый ребенок никогда не знал, что такое любовь, душевная близость. Люди были холодны к нему. Он думает, и не без оснований, что они всегда будут холодны, что доверять никому нельзя. Сам он не способен к любви и дружбе. Он думает, что эти чувства вообще не существуют. Психологическое отчуждение, таким образом, превра­щается в отчуждение социальное. На этой психологичес­кой основе возникает стойкая установка на деструктивное агрессивное поведение.

Как отмечает современный немецкий психоаналитик Петер Куттер, "предыстория делинквентного поведения ... драматична: делинквентных людей не любили в детстве. По меньшей мере, на них не обращали внимания, их воспитание "запускали", эти люди переживали экстремальное со­стояние "недостатка", дефицита общения и внимания со стороны взрослых. Трагическое последствие этого - острый дефицит в душевных структурах"14.

Положение усугубляется, если к этому, что бывает довольно часто, присоединяются дополнительные травматизации: с детьми жестоко обращаются, нередко приме­няя телесные наказания, или они воспитываются в усло­виях душевной жестокости и безразличия. Такая ситуация особенно характерна для условий жизни социальных "ни­зов", стиль воспитания в которых тесно связан с наказа­нием. Это не может не иметь существенного криминоген­ного значения. "Ребенок, выросший в подобной среде, продолжает П.Куттер, вряд ли научится чему-то другому, кроме как знанию о наказаниях или жестоком обращении. Подобный опыт "жертвы", пострадавшего, распространяется от него в дальнейшем на других людей. Происходит типичная "идентификация с агрессором" когда насильник проделывает со своими жертвами все то, что проделывали над ним самим в его детстве"15 Большой интерес представляют также исследова­ния Данной проблемы сторонниками бихевиаристского направления и, в частности, разработанная в рамках этого направления теория "фрустрация-агрессия", основоположником которой по праву считается американский психолог Джон Доллард.

Фрустрационная теория исходит из постулата, что аг­рессивное поведение обусловлено особым состоянием пси­хики человека, возникающий вследствие непреодолимых препятствий на пути к осуществлению его планов и целей.

Фрустрация - конфликтное эмоциональное состоя­ние, вызванное непреодолимыми для данного индивида трудностями, препятствиями к достижению цели, круше­нием планов, крахом надежд, переживанием крупной не­удачи. Она является непосредственной причиной агрес­сивного посягательства на источник фрустрации (фрустратора), а порой и на объекты, к возникновению фрустрации непричастные. В первом случае агрессия в отношении непосредственных источников фрустрации но­сит враждебный характер, враждебные мотивы рождают­ся на основе индивидуальных потребностей в безопасно­сти, самоуважении, самоутверждении и реализуются путем причинения жертве вреда или ее уничтожения. Во втором - психологическим механизмом агрессии высту­пает вызванное стремлением снять психическое напря­жение смещение насилия на людей, которые вообще не­причастны к возникновению фрустрации. Достаточно того, что они оказались рядом в то время, когда фрустрированный субъект находился в агрессивном состоянии.

 Фрустрация особенно возрастает, когда цель близка, но продвижение к ней внезапно приостановлено. Еще более возрастает фрустрация, если препятствия к достижению цели возникают для индивида неожиданно или выглядят нелегитимными. Сила порождаемой фрустрацией стимуляции к агрессии прямо пропорциональна степени удовлетворения, которое фрустрированный индивид предвосхищал и не получил16.

Так же огромное влияние на формирование современной молодежи сыграл и тот факт, что  переход к рыночным отношениям своими глобальными проблемами заслонил воспитательно-идеологическую  работу. Система правового всеобуча, созданная в 70-х — начале 80-х годов с таким трудом и затратами, было раз­рушена. Однако возврат к положительному опыту неизбе­жен, так как стабилизация правовой жизни и успех рефор­мы в стране невозможны без признания значимости идеи правового просвещения. Так что уровень правосознания нового поколения оставляет желать лучшего (см. приложение).

                Важно то, что правовое просвещение в нынешних условиях не может всецело опираться на старые рекомендации. Необходимы новые организационные формы обу­чения населения, и особенно несовершеннолетних, пра­ву; необходимо выделение актуальной для нашего време­ни правовой информации как предмета пропаганды; тре­буются исследования особенностей правосознания раз­личных слоев общества, новых видов и проявлений де­формаций правосознания, их связи с противоправным поведением.

Воспитание вообще призвано обеспечить передачу новым поколениям общественно-исторического опыта предшественников. В этом процессе правовое воспитание занимает самостоятельное место, ибо оно связано с фор­мированием специфической части сознания личности. Об­щественный правовой опыт учит уважительному отноше­нию к праву, соотнесению поступков с его требованиями. правильному поведению. А это главная цель любого дру­гого воспитания — нравственного, эстетического и др.

Использование различных понятий — воспитание, просвещение, пропаганда — отражает специфику мето­дов доведения правовой информации до различных слоев населения, но цель этой деятельности остается общей — воздействие на взгляды, убеждения и поведение человека.

С точки зрения задач правового воспитания в настоя­щее время особую актуальность приобретает содержа­тельная сторона правового сознания. Именно с понимани­ем содержательной стороны правосознания связаны ожи­дания в наведении правопорядка и воздействия на пре­ступность, особенно на ее наиболее уязвимую часть, свя­занную с подростковой и молодежной делинквентностью.17

Именно поэтому в программе правового воспитания несовершеннолетних первое место должно занимать разъяснение социальной ценности права вообще и роли права в жизни каждого отдельного человека в частности. Основными принципами правового воспитания, определя­ющими его содержательную часть, должны стать принципы законности, гуманизма и социальной справедливости, рав­ноправия граждан, неразрывной связи прав и обязаннос­тей, сочетания убеждения и принуждения, индивидуальной ответственности за проступок.

Другим аспектом формирования правосознания несо­вершеннолетних должна стать правовая пропаганда. Опираясь на усвоение массами правовых идей и опыта, правовая пропаганда организует поведение людей в со­ответствии с принципами демократии и законности.

Уважение к праву, морали, нравственности и прави­лам общежития должно воспитываться в каждом человеке с детства. Именно с детских лет ребенок должен знать, что общество, предоставляя определенные право, требует выполнения обязанностей и запретов, а также понимания их назначения.

Главным становится вопрос, каким образом сформи­ровать заданную направленность поведения несовершен­нолетнего. Воздействие правовой пропаганды на подрастающее поколение должно допол­няться правовой пропагандой, адресованной совершен­нолетним лицам.

Воздействуя на родителей, следует привлекать их вни­мание к воспитанию должного правосознания у своих де­тей. Правовая осведомленность родителей различна в за­висимости от возрастных, профессиональных и иных соци­ально-демографических особенностей личности. Необхо­димо достижение хотя бы минимума представлений о пра­ве каждым родителем. Это даст ему возможность передать свои знания несовершеннолетним детям. Знание родителя­ми только норм морали, нравственности, обычаев и тради­ций может не обеспечить необходимого воспитания подра­стающего поколения. Однако знание правовых норм и принципов только тогда эффективно выполняет свою регу­лятивную функцию в поведении личности, когда сочетается в правосознании с позитивным отношением к этим нормам и принципам, желанием и устойчивой психологической го­товностью к их соблюдению.

В правовом просвещении и пропаганде особо велика роль школы и средств массовой информации. К со­жалению, даже в московских школах нет учителей с высшим юридическим образованием, которые могли бы вести пра­вовые дисциплины. Поэтому для повышения качества преподавания правовых дис­циплин в школах существенную помощь могут оказать сту­денты, аспиранты, преподаватели юридических вузов и факультетов, практические работники правоохранитель­ных органов.18

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.