Рефераты. Референдум в России






Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в статье 61 закрепляет юридическую силу решения, принятого на референдуме. Принятое на референдуме решение и итоги голосова­ния в целом по Российской Федерации подлежат официаль­ному опубликованию (обнародованию) Центральной комис­сией не позднее трех дней после определения результатов референдума Российской Федерации. Центральная комиссия в тот же срок опубликовывает (обнародует) для всеобщего сведения итоги голосования по каждому субъекту РФ,

Решение, принятое на референдуме Российской Феде­рации, является общеобязательным и не нуждается в до­полнительном утверждении. Это решение действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации. Если для реа­лизации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта. Таким образом, законодательство о референдуме закрепляет значимость, принятого на референдуме решения.

Необходимо отметить, что лица, препятствующие свободному осуществлению граж­данином РФ его права на участие в референдуме путем под­купа, обмена, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога документов референдума, заведо­мо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих пра­во на участие в референдуме, или иным путем либо препят­ствующие работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума и работе членов указанных комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на референдуме, несут административную или уголовную ответствен­ность в соответствии с федеральными законами[23].

Таким образом, необходимо отметить, что  процедура референдума РФ закреплена законодательно, причем законодатель четко оговаривает процесс назначения референдума, порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации, а также говорит о процессе голосования на референдуме и определения результатов. Нужно также заметить, что законодатель  закрепляет ответственность за нарушение законодательства о референдуме.

Однако, необходимо также отметить, что законодательство, касающиеся института референдума еще не достаточно совершенно.


Глава III. Практика реализации института референдума в субъектах Российской Федерации.


3.1. Законодательство субъектов РФ о референдумах.


Конституция Российской Федерации (ст. 138), а также Феде­ральный закон РФ от 22 апреля 1995 г. (в ред. ФЗ от 22.04.1996) «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусматривают местный референдум как форму непосредствен­ной демократии[24].

Местный референдум - это голосование населения со­ответствующего муниципального образования по наиболее важным вопросам жизни города, района, поселка, волости, сельсовета и т.д.

На местный референдум выносятся вопросы, решение которых по закону требует выяснения воли жителей дан­ного города, района, поселка и т.д. (например, структура органов местного самоуправления или изменение границ муниципального образования), либо имеет целью объедине­ние противоречивых интересов различных групп населе­ния и выяснение воли большинства. Вместе с тем, возмож­ны ситуации, в которых местное сообщество призывается в качестве арбитра при возникновении споров, противоречий и неодинаковых подходов к важнейшим проблемам у пред­ставительного органа и главы муниципального образования или у главы администрации: несмотря на то, что каждый из них обладает собственной компетенцией, механизмы разделения компетенций срабатывают не всегда должным обра­зом, к тому же существуют и проблемы, которые должны решаться при полном согласии разных органов.

В указанном  Федеральном законе закреплены только основные принципы проведения местного референдума, тогда как поря­док его назначения и проведения, принятия и изменения его решений должен устанавливаться уставами муниципальных об­разований (ст. 22). Положительно оценивая этот факт, необхо­димо отметить, что очень важно найти разумный правовой ба­ланс между региональным и местным правотворчеством,  со­блюсти принцип равноправия граждан. При этом следует учесть, что большинство полномочий в сфере нормативно-пра­вового регулирования этих отношений на региональном и мест­ном уровне сосредоточено, в соответствии с современным под­ходом к организации федеративных отношений и местного самоуправления, закрепленным действующей Конституцией РФ, в руках представительных органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

Учитывая огромную важность развития института местного референдума в России, отсутствие централизованного федерально­го закона, регламентирующего принципы его проведения, а также наличие автономно развивающегося регионального законодатель­ства, целесообразно подробнее остановиться на характеристике ре­гионального законодательства о местных референдумах.

Заметим, что возможность проведения местных референду­мов закрепляется в нормативно-правовых актах всех субъектов РФ, но степень проработанности этого вопроса различна. Боль­шинство субъектов РФ предусматривают существование специ­ального закона, регламентирующего порядок проведения мест­ных референдумов[25]. При этом необходимо заметить, что, исходя из двойственной природы городов федерального значения — субъектов  федерации   и  территорий  муниципальных образований, на их территории приняты и действуют законы, регламентирующие проведение как региональных, так и местных референдумов. Так,  в Москве и  Московской области приняты: Закон "О местном референдуме в Московской области" от 28 декабря 1994 г., Закон г. Москвы от 14 февраля  1996 г. № 4 "О референдуме  города  Москвы"[26], в Санкт-Петербурге действуют законы Санкт-Петербурга "О референдуме   Санкт-Петербурга"   от   18   июня   1996   г.   №   72-29[27], "О местном референдуме в Санкт-Петербурге" от 6 июля 1996 , № 80-36[28]. Уставом г. Москвы также предусмотрен местный референдум,   однако   закон,   регламентирующий   его   проведении еще не принят.

С незначительными изменениями дали определение местному референдуму законодатели городов федерального значения:

 ст. 1 Закона "О референдуме города Москвы": "Референдум города Москвы — голосование жителей Москвы по вопросам, отнесенным к предметам ведения города Москвы... является высшим непосредственным выражением власти жителей Москвы — проводится на всей территории города Москвы";

 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга "О  местном референдуме в Санкт-Петербурге": "местный референдум — форма непосредственного волеизъявления граждан, проживающих на территории муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, уставом муниципального образования и настоящим Законом";

 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга "О референдуме Санкт-Петербурга": "референдум Санкт-Петербурга — голосование граждан, обладающих избирательным правом на выборах органов государственной власти Санкт-Петербурга, по важнейшим вопросам жизни Санкт-Петербурга, за исключением вопросов, которые в соответствии с настоящим Законом не подлежат вынесению на референдум".

Нужно отметить, какие вопросы можно выносить на местный референдум, а какие нельзя. Распространилась практика путем референдума продлевать сроки полномо­чий выборных органов и должностных лиц местного само­управления, досрочно их прекращать, давать согласие на освобождение от должности - и все это согласно действо­вавшим законам о местном референдуме, принятым, в ряде субъектов Федерации. Изданный в сентябре 1997 года Фе­деральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерации"[29] высказался на сей счет весьма недву­смысленно . В соответствии с п. 2 ст. 2 этого Федерального закона на местный референдум могут быть вынесены во­просы, находящиеся в ведении местного самоуправления, причем законами субъекта Федерации, нормативными ак­тами представительных органов могут быть установлены конкретные вопросы, подлежащие вынесению на референ­дум. В то же время согласно п. 3 этой же статьи Феде­рального закона на местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий. приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления или об отсрочке этих выборов;

 б) о формировании состава органов местного само­управления, персональном составе этих органов;

в) о принятии или об изменении бюджета и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

г) о принятии чрезвычайных или срочных мер по обес­печению здоровья и безопасности населения.

На местный референдум не могут быть также вынесе­ны вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.

И хотя Федеральный закон сформулировал круг во­просов, которые могут быть вынесены на местный рефе­рендум, спор по этому поводу продолжается - уже в Кон­ституционном Суде. Член Совета Федерации И.П. Алексан­дров и Председатель палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия Н.В. Коцюба оспорили в Конституционном Суде конституционность положения Фе­дерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерации" о том, что на местный референдум не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления и о проведе­нии досрочных выборов органов местного самоуправления[30].

Аргументируя конституционность оспариваемых поло­жений, Конституционный Суд отметил, что ограничение круга вопросов, выносимых на местный референдум, Фе­деральным законом обусловлено тем, что каждая форма непосредственной демократии имеет собственное предназ­начение в системе народовластия и реализация одной из них не должна препятствовать осуществлению других, необоснованно замещать их. Референдум как высшее непо­средственное выражение власти народа, по смыслу Кон­ституции РФ, не может быть направлен на отрицание со­стоявшихся выборов, также являющихся высшим выраже­нием власти народа, поскольку фактически это приводило бы к пересмотру их итогов и как следствие - к нарушению стабильности и непрерывности функционирования органов публичной власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.