Рефераты. Референдум в России






Порядок проведения референдума в РФ определяется в соответствии с Конститу­цией РФ, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Фе­дерация» (подписан Президентом РФ 10.10.95 г.). Референдум РФ проводится на всей территории РФ на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном го­лосовании. Каждый участник референдума РФ обла­дает одним голосом. К участникам референдума РФ предъявляются те же требования, что и к избирателям (достижение 18-летнего воз­раста, дееспособность и т.д.). На референдум  РФ в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституций РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное го­лосование проекта новой Конституции РФ.

Решение, принятое на референдуме РФ, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Такое решение действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме РФ.

Таким образом, можно сделать вывод, что референдум в любой стране будет политически и идеологически эффективен лишь в том случае, «…если он по природе своей как весьма важный демократический институт, будет правильно понят и поддержан широкими слоями населения, будет иметь своей целью при решении политических вопросов четко выраженную гуманную цель, если общественное мнение не будет  увлечено и  дезориентировано псевдодемократическими лозунгами и призывами, а также ложными социальными ценностями…»[11], и наконец, если будут созданы все необходимые организационно-технические и иные условия для подготовки и проведения всенародных опросов.

1.3. Референдум в России до принятия Конституции Российской Федерации.

Референдум  в  Российской Федерации сравнительно новое явление. Между тем он имеет и собственные российские корни. Всенародным голосованием принимались решения на вечевых собраниях в Новгороде, Пскове и Киеве, в некоторых других горо­дах Руси.

Если обратиться к истории советского периода, то первое упо­минание о референдуме содержалось в Конституции СССР 1936 года и соответственно в Конституции РСФСР 1937 г, где Президиуму Верховного Совета РСФСР предоставлялось право проводить всенародный опрос, референдум, по собственной инициативе или по требованию одной из  республик.

В работах некоторых ученых-государствоведов встречаются высказывания о том, что референдумы в СССР проводились на местном уровне, они использовались для решения на­ционально-территориальных вопросов, вопросов управления территорией.

Исходя из того, что Конституция СССР 1936 г. характеризовала референдум как всенародный опрос (ст. 49), нельзя согласиться с теми авторами, которые утверждают, что референдумов в СССР не было. Другое дело, что с точки зрения современного представления о референдуме (голосование по определенному вопросу, результат которого обладает высшей юридической силой и обязателен для применения) практики применения референдума в нашей стране действительно не существовало.

Ст.  5  Конституции СССР  1977 г. предусматривала две формы непосредственного народовластия: всенародное обсуждение и всена­родное голосование (референдум). Аналогичное положение содержа­лось и в ст. 5 Конституции РСФСР 1978 г.[12] Однако долгое время за­конодательство не определяло механизма применения этого институ­та, несмотря на то, что отечественные ученые настаивали на необ­ходимости принятия специального нормативного акта, посвященного порядку проведения всенародного голосования. Делались и конкрет­ные предложения по структуре и основным положениям будущего акта. Например, В.Ф. Коток обстоятельно рассматривал вопрос о со­держании будущего нормативного акта о референдуме и предлагал принять положение об общесоюзном референдуме. Эти предложения приобретали особую важность в связи с тем, что Планом организа­ции работ по приведению законодательства Союза ССР в соответст­вие с Конституцией СССР, принятым Президиумом Верховного Со­вета СССР  12 декабря   1977 г., были  предусмотрены разработка и принятие этого акта. В последующие годы организация и порядок проведения ре­ферендумов были регламентированы законодательством. В декабре 1990 г. Съезд народных депутатов СССР принял закон о референ­думе. За несколько месяцев до этого был принят аналогичный закон в Литве, затем закон о референдуме в РСФСР. После при­нятия союзного закона о референдуме были приняты республи­канские законы в Армении, Грузии, Азербайджане, на Украине, в Белоруссии, Молдове. Некоторые республики в составе Россий­ской Федерации также приняли соответствующие законы. Напри­мер, проект закона о референдуме в Кабардино-Балкарской Рес­публике был разработан на основе российского закона о референ­думе, Конституции РСФСР и Конституции Кабардино-Балкарии, вынесен в мае 1991 г. на рассмотрение сессии Верховного Совета и принят в первом чтении.

Конституция РФ 1993 г. в ст. 3 провозглашает формы осу­ществления народом принадлежащей ему власти: непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Декларация о государственном суверенитете РСФСР 1990 г. также провозглашает две формы осуществления народом принадлежащей ему государственной власти: непосредственную и представительную, устанавливая при этом, что вопрос о территории РСФСР может быть решен только путем волеизъявле­ния народа, выраженного в ходе референдума.

После издания указанных законов сложилась и практика проведения референдума.

Как известно, в марте 1991 г. состоялось первое и последнее в истории СССР всенародное голосование (референдум). Его целью было выявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственной   жизни: о сохранении на территории нашей страны Союза ССР как обновленной федерации суверенных республик.

В соответствии с ч. 3 ст. 109 Конституции РСФСР 1978 г. Верховный Совет был обязан объявить референдум по решению Съезда  народных депутатов РСФСР или по требованию не менее чем I млн. граждан РСФСР либо не менее 1/3 от общею числа народных депутатов Верховного Совета РСФСР. Более трети всех депутатов поставили свои подписи под требованием провести референдум но вопросам национально государственного устройства России, сохранения РСФСР как суверенного государства в составе обновленного союза и реорганизации государственной власти в РСФСР с введением поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием. Исходя из этого, Верховный Совет принял решение об объявлении референдума РСФСР  17 марта 1991 г. и проведении вместе с референдумом СССР, наметил необходимые организационные меры[13]. Таким образом, 17 марта 1991 года россияне решали голосованием вопрос об образовании поста российского президента. Одновременно они участвовали во Всесоюзном референдуме, предложенном М. Горбачевым по вопросу о сохранении СССР.

Однако демократические по своей сути институты прямой демократии не могли не затронуть устоев социалистического государства. Если пост президента был введен в России в результате положительного голосования на референдуме, то решение о сохранении СССР было менее эффективно. Спустя 10 месяцев страна распалась, последовав решению лидеров России, Украины, Белоруссии.

Оживление политической жизни в сфере национальных отношений на территории бывшего СССР выражалось во множественном применении референдума — он стал конституционно-правовой формой, институционализирующей  волю народов, национальностей в вопросах государственного самоопределения. На территории РФ в республиках Башкортостан и Татарстан решением референдума были утверждены декларации о суверенитете, в республиках Марий Эл и Дагестан проводились референдумы по земле и т. д. Таким образом, нужно сказать, что как показала практика, в период всеобщей демократизации общества, институт референдума, как форма демократии и непосредственного участия населения в решении социально-экономических и политических вопросов прижился и стал играть заметную роль.

25 апреля 1993 г. состоялся всероссийский референдум, на который выносились следующие вопросы: "Доверяете ли Вы Президенту  Российской Федерации  Б.Н.  Ельцину?, "Одобряете ли  Вы социальную политику, осуществляемую Президентом РФ и Правительством РФ с 1992 г.?", "Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ? ",  "Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ? ". 5 мая 1993 г. Центральная комиссия Всероссийского референдума подвила его итоги и установила на основании протоколов окружных комиссий и в соответствии со ст. 35 Закона «О референдуме РСФСР»:

1. Всероссийский референдум 25 апреля 1993 г. состоялся.

2. По первому и второму вопросам решения приняты, так как за них проголосовало более половины граждан, принявших учас­тие в референдуме.

3. По третьему и четвертому вопросам решения не приняты, так как за них проголосовало менее половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме.[14]

12 декабря   1993  г. на основании Указа Президента РФ от 15 октября 1993 г. № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г.»[15] состоялся всероссийский референдум. Указом (п. 4) было также утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции.

Это был первый в истории России всенародный конституционный референдум. Россияне оценили проект, предложенный  Президентом РФ и одобренный Конституционным совещанием. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8%), большинство из которых – 32 937 630, или 58,4 %, проголосовало за принятие Конституции. День проведения референдума стал днем принятия новой Конституции России.

Глава II. Правовое регулирование института референдума в России

2.1. Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума.

Одной из новелл Конституции РФ 1993 г. является то, что она в отличие от предшествующих, не просто декларирует возможность использования института референдума для решения наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни, а включает его наряду с выборами в механизм реализации народовластия в России (ст. 3) как высшее и непосредственное выражение власти народа. Логическое развитие это положение  главы «Основы конституционного строя» получает в следующей, второй главе Конституции, закрепляющей основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации,  в ст. 32 которой закреплено индивидуальное право граждан на участие в референдуме.

 Также, нужно отметить, что Конституция Российской Федерации предусматривает референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум, следовательно, институт референдума можно использовать на всех уровнях власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.