Рефераты. Референдум в России






Действие нормы о референдуме как высшем выражении власти народа нельзя рассматривать отдельно от содержа­ния норм других статей Конституции. В частности ч.2 ст. 66 определяет, что устав края, области, города федераль­ного значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом государственной власти соответствую­щего субъекта Рос­сийской Федерации. Это прямое конституционное предпи­сание. Отсылка к ч.3  ст.3 Конституции для использования процедуры принятия устава на референдуме явилась бы не­коррект­ной, так как в данном случае сама Конституция предписывает при­нятие устава представительным органом, а не вынесение его на ре­ферендум.

Конституция отнесла к компетенции Президента право назначения всероссийского референдума. По прежней Кон­ституции это полно­мочие было закреплено за Съездом на­родных депутатов, то есть за представительным органом.

Изменение субъекта, обладающего названным правом, обуслов­лено конкретными сложными условиями развития России, так как сохранение этого права за столь политиче­ски поляризованным пар­ламентом могло бы превратить ре­ферендум не в инструмент разре­шения противоречий, а в орудие политической борьбы.

Однако это не означает, что Президент становится един­ственным субъектом, обладающим этим правом.

В соответствии со ст.84 Конституции, Президент Россий­ской Фе­дерации назначает референдум в соответствии с федеральным кон­ституционным законом. Последний преду­сматривает условия обяза­тельного назначения референдума по требованию указанных в нем органов, определенного количества депутатов, а также избирателей. В этом законе должно найти развитие положение о референдуме как выс­шем непосредственном выражении власти народа, что мо­жет и явиться основанием для установления особой юриди­ческой силы, решений принятых на референдуме. Проведе­ние референдумов на местном уровне и уровне субъектов Российской Федерации будет подчиняться нормам законо­дательства о референдуме субъектов Российской Федера­ции, принимаемого в соответствии с основами конституци­онного строя Российской Федерации и конституцион­ными нормами, регулирующими право граждан участвовать в рефе­рендуме (ст.32 Конституции).

Часть вторая статьи 130 Конституции РФ определяет основные институты местного самоуправления, которые обеспечивают гражданам реальную самостоятельность при принятии ими решений по вопросам местного значения. К ним относятся местный референдум, выборы, другие формы прямого волеизъявления граждан, а также формируемые ими выборные и другие органы местного самоуправления. Таким образом, в местном самоуправлении сочетаются формы непосредственной и представительной демократии.

Местный референдум может использоваться в двух формах:

во-первых, как способ принятия решений, требующих непосредственного волеизъявления большинства граждан, проживающих на данной территории. В таком случае он проводится по мере необходимости и используется для принятия решений, наряду с выборными органами местного самоуправления;

во-вторых, как избранная населением форма само­управления, полностью заменяющая представительные органы самоуправления на данной территории. Такая форма самоуправления возможна в территориальных единицах с небольшой численностью населения[16].

 Таким образом,  нужно отметить, что Конституция РФ в наиболее общем виде регулирует вопросы, связанные с референдумом: закрепляет, что референдум наряду с выборами  является высшим непосредственным выражением власти народа, закрепляет право граждан на участие в референдуме как один из компонентов более общего права граждан непосредственно участвовать в управлении делами государства; разграничивает предметы ведения Федерации и ее субъектов в части регулирования прав и свобод человека, к которым относится и право на участие в референдуме. Регулирование этого права  находится в ведении Российской Федерации, а защита – в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

2.2. Федеральное законодательство о референдуме.


Институт референдума в России был впервые законодательно закреплен 16 октября 1990 г.  Этот акт является во многом противоре­чивым. Он, например, предоставлял право требовать проведения референдума со стороны 1 млн. граждан Рос­сийской Федерации, но в то же время оказывалось, что это право не безусловно, ибо Закон позволял Съезду на­родных депутатов отклонять требования о назначении ре­ферендума. Только Съезд был вправе принимать решение о всенародном референдуме, но поскольку обязательные референдумы не предусматривались, он, обладая всей пол­нотой власти по важнейшим вопросам, был не заинтересо­ван в их проведении. Все это предопределило сравнительно редкое использование референдума, несмотря на то, что в начале 90-х гг. в стране проходили глубокие реформы, и власти се­рьезно нуждались в выявлении воли народа.

 Необходимо отметить, именно законом «О референдуме РСФСР»[17], принятым 16 октября 1990 г.,  было проведено 17 марта 1991 г. всенародное голосование. Была поставлена задача выявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственной жизни: о сохранении на территории нашей страны Союза как обновленной федерации суверенных республик и введение поста Президента в России. В декабре 1993 г. референдум был проведен для принятия Конституции, а ранее, в апреле того же года он был использован как свое­образный арбитр в конфликте между законодательной и исполнительной властью.

Особенность референдума, проведенного 12 декабря 1993 г. состояла в том, что одновременно с принятием новой Конституции проходили выборы в Федеральное Собрание, предусмотренное еще не принятой Конституцией. Однако возможность того, что проект может быть не принят избирателями, была учтена Президентом, который ранее (21 сентября 1993 г.) издал Положение о федеральных органах власти на переходный период. Следовательно, для выборов в Федеральное Собрание существовала правовая база. Таким же путем (Указы об уточнении Положений о выборах депутатов Госу­дарственной Думы и Совета Федерации в 1993 г.) было установ­лено, что выборы считаются состоявшимися, если число действи­тельных бюллетеней составит не менее 25% от числа зарегистриро­ванных избирателей.

Избирательная кампания 1993 г. проходила в сложный период -
трагический финал конституционного кризиса наложил отпечаток на
всю политическую жизнь. Однако, несмотря на мрачные пророчества
оппозиции, все оппозиционные партии получили право
на ведение избирательной кампании и участие в выборах, постепенно
возобновили выпуск изданий антипрезидентские по своей направлен­ности средства массовой информации. Политический режим сохранял
прежний демократический характер, общество осознавало необходимость политической стабильности и создания прочной конституционной законности.

Конституция РФ предусмотрела необходимость приня­тия  конституционного закона о референдуме.  10 октября 1995 г. Президентом РФ был подписан Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации"[18]. Согласно этому Закону, референдум РФ — всенародное го­лосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Ре­ферендум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

Отдельные, не урегулированные указанным федеральным конституционным законом во­просы проведения общероссийского референдума регламентируются Феде­ральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участии в  референдуме граждан Российской Федерации[19]».

Закон определяет референдум Российской Федерации как всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действую­щим законам и другим вопросам государственного значения. Законом регламентируется характер вопросов, выноси­мых на референдум. Так, на общероссийский референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Но определенные вопросы не могут выноситься на общероссийский референдум. Среди них вопросы:

1) изменения статуса субъектов РФ

2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации и Государствен­ной   Думы, а равно о проведении досрочных выборов Пре­зидента, Государственной Думы или досрочного формиро­вания Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);

3) принятия и изменения федерального бюджета, использования и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введение, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, и также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспече­нию здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.[20]

Вопросы, выносимые на референдум Российской Феде­рации не должны ограничивать или отменять общеприз­нанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Таким образом, закон ограни­чивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на общероссийский референдум, указанием на то, что они не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституцион­ные гарантии их реализации, и путем перечисления тех вопросов, которые не могут быть предметом всенародного голосования.

Также, следует уделить внимание тому, что закон реализует право человека и гражданина на участие в управлении делами государства,  которое закреплено в ст.32 Конституции РФ ч.1, ст.3 ч.2. Положения данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность:

-                    принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и посредством свободно выбранных представителей;

-                    голосовать и быть избранным на подлинных демократических периодических выборах, производимых на основе всеобщего  и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.