Рефераты. Президент Республики Беларусь и судебная власть






По нашему мнению, более демократичным следовало бы считать назначение Председателей судов не Президентом, а избрание их самими судьями из состава суда (например, в Российской Федерации Председатель Верховного Суда избирается из числа судей. Такой же порядок установлен и на Украине). В связи с развитием судейского самоуправления следует вовлекать в этот процесс также органы судейского самоуправления.

Рекомендация №R(34)12 Комитета министров Совета Европы от 13 октября 1994 года закрепляя общие принципы независимости судей, устанавливает, что все решения, касающиеся профессионального роста судей, должны основываться на объективных критериях и принципе конкурсного отбора, а служебный рост судей должен зависеть от их личных заслуг с должным учетом квалификации, моральных качеств и работоспособности. Орган, принимающий решение об отборе и продвижении судей, должен быть независим от правительства и администрации… Однако, когда положения конституции, законодательных актов или традиции допускают назначение судей правительством, должны существовать гарантии транспарентности и практической независимости процедур назначения судей, а также защиты решений от влияния различных факторов, не связанных с упомянутыми выше объективными критериями. В качестве таких гарантий, может, например, выступать одна из следующих мер:

1)                        создание специального независимого компетентного органа, который выносил бы правительству рекомендации для выполнения в практической деятельности; или

2)                        предоставление права обжалования решений в индивидуальном порядке в независимый орган; или

3)                        создание органа, который обеспечил бы защиту решений от необоснованного или постороннего влияния.


3. В соответствии с Законом о судоустройстве и статусе судей, условия оплаты труда судей Республики Беларусь устанавливаются Президентом. При этом необходимо учитывать квалификационный класс и стаж работы на должности судьи. Указом Президента от 4 декабря 1997 года №625 “Об упорядочении оплаты труда судей, материально-техническом и кадровом обеспечении судов Республики Беларусь” было установлено, что заработная плата судей состоит из должностного оклада, надбавок за квалификационный класс и выслугу лет, премий и иных выплат в соответствии с законодательством. Порядок и условия присвоения судьям квалификационных классов, а также размеры надбавок за квалификационные классы и выслугу лет определяются Президентом Республики Беларусь. Выплата заработной платы судьям производится за счет средств республиканского бюджета. Указ устанавливает, что размеры должностных окладов Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда и других судей судов Республики Беларусь устанавливается Президентом. Размеры должностных окладов судей устанавливаются в процентном отношении к должностным окладам Председателей высших судов. Указом от 28 декабря 1999 года №772 были утверждены размеры надбавок к должностным окладам за квалификационные классы судей Республики Беларусь.

Судьи Республики Беларусь обеспечиваются бесплатной форменной одеждой в порядке и на условиях, определяемых Президентом.

В целях обеспечения единых принципов и условий материального и социального обеспечения служащих государственного аппарата и приравненных к ним лиц Декрет Президента №16 от 9 сентября 1997 года установил, что вознаграждения государственных служащих за публикацию и за выступление в качестве государственного служащего, а также за публикации и выступления, в которых использованы материалы (сведения), полученные в связи с исполнением служебных обязанностей, могут выплачиваться в порядке, определяемым Правительством, по согласованию с Президентом. Декретом урегулировано время выхода в отставку служащих госаппарата. Так, Председатели Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда имеют право на отставку в определенном законодательством порядке независимо от времени нахождения в должности. Судьи Конституционного Суда, общих, хозяйственных и иных предусмотренных законами судов -  при наличии общего трудового стажа для мужчин не менее 30 лет, для женщин – не менее 25 лет  и стажа работы в качестве госслужащего не менее 20 лет. Право на отставку по указанному основанию может быть реализовано только один раз.

Декрет также определяет порядок предоставления служебных помещений судьям и прокурорским работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Лицам, проработавшим на должностях, дающих право на получение служебных жилых помещений, от 10 до 20 лет (судьям Конституционного Суда – от 8 до 11 лет) , жилое помещение предоставляется (предоставляемое служебное помещение передается) в пользование по договору найма, а проработавшим на указанных должностях свыше 20 лет (из них не менее 10 лет после вступления в силу указанного Декрета) передается в собственность бесплатно с учетом жилищной квоты (суммы квот), установленной законодательством. В случае освобождения от исполнения обязанностей (увольнения) судьи или прокурорского работника в связи с невозможностью исполнения своих обязанностей по состоянию здоровья или признания его недееспособным в определенном законом порядке, ликвидации госоргана, сокращения численности или штатов, а также в случае гибели (смерти) судьи или прокурорского работника в связи с исполнением служебных обязанностей предоставленные служебные помещения передаются в пользование по договору найма независимо от стажа его работы на соответствующей должности. В случае гибели (смерти) судьи или прокурорского работника в связи с исполнением служебных обязанностей членам семьи погибшего (умершего), состоящим вместе с ним на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и сохранившим право состоять на таком учете, в течение 6 месяцев со дня гибели (смерти) судьи или прокурорского работника предоставляется благоустроенное жилое помещение на условиях договора найма.

Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда обеспечиваются жилыми помещениями Управлением делами Президента Республики Беларусь, а судьи иных судов и прокурорские работники – соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. Госслужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются льготные кредиты для строительства (приобретения) индивидуального жилого дома или квартиры в порядке, определяемом законодательством. Декретом установлено, что акты законодательства по вопросам материального и социального обеспечения государственных служащих, следствием принятия (издания) которых может быть создание или увеличение расходов государственных средств, принимаются (издаются) лишь с согласия Президента либо по его поручению -  Правительства.

Ст.76 Закона о судоустройстве и статусе судей говорит, что денежное обеспечение судьи гарантирует условия независимого исполнения им служебных обязанностей и содействует закреплению квалификационных кадров. Однако норма, закрепляющая подобные положения, часто подвергается критике, особенно представителями оппозиционных кругов. Так, кандидат исторических наук В.Карбалевич отмечает по этому поводу, что “суды оказались в полной зависимости, начиная от назначения судей до обеспечения их помещениями, транспортом, предоставления им жилья…”1


4. Декретом Президента от 4 декабря 1997 года №23 “О квалификационных коллегиях и дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь” устанавливалось, что Положение о квалификационных коллегиях судей судов Республики Беларусь и Положение о дисциплинарной ответственности судей утверждается Президентом. Положение о квалификационных коллегиях судей, утвержденное Указом от 4.12.1997г. №626, разработанное в целях обеспечения соблюдения принципа независимости судей, совершенствования работы по подбору кандидатов на должности судей, их аттестации и повышению квалификации, закрепляет, что квалификационные коллегии образуются в целях поддержания высоких профессиональных и моральных стандартов среди судей, усиления гарантий их независимости и высокого престижа судейского труда. Положение определяет порядок избрания квалификационных коллегий судей Верховного Суда, областей (г.Минска), военных судов, хозяйственных судов (п.3 указанного Положения), срок действия квалификационных коллегий (п.4), а также их полномочия, порядок рассмотрения материалов, поступивших в квалификационную коллегию, а также иные вопросы, касающиеся ее деятельности.

Президент Указом №626 утвердил также Положение о квалификационной аттестации и квалификационных классах судей судов Республики Беларусь. Квалификационная аттестация проводится с целью объективной оценки уровня профессиональных знаний судьи и умения применять их при осуществлении правосудия, деловых качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым Конституцией и принятым в соответствии с ней актами законодательства. Положением установлено, что Председатели Верховного и Высшего Хозяйственного Суда квалификационной аттестации не подлежат.

П.14 Положения устанавливает квалификационные классы судей, также устанавливается порядок предоставления квалификационных классов, сроки пребывания в каждом из них. Присвоение квалификационных классов, понижение в квалификационном классе и лишение квалификационного класса производится Президентом: по совместному представлению Председателя Верховного Суда и Министра юстиции – в отношении судей Верховного Суда и других общих судов; по совместному представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда и Министра юстиции -  в отношении судей хозяйственных судов. Представление вносится Президенту в установленном порядке, к представлению прилагается заключение соответствующей квалификационной коллегии судей. П.22 Положения устанавливает, что судьям, имеющим квалификационные классы, производятся доплаты к должностным окладам в размерах, установленных Президентом. Лицу, впервые назначаемому на должность судьи и не имеющему квалификационного класса, до его присвоения в установленном порядке производится доплата к должностному докладу за имеющийся класс.

Положение о дисциплинарной ответственности судей определяет основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Положение действует в отношении всех судей, за исключением судей Конституционного Суда. Положение устанавливает, что Президентом возбуждается дисциплинарное производство в отношении Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда в порядке, определяемом Главой государства. По решению Президента дисциплинарное производство возбуждается также в отношении других судей. При этом необходимо проверить сведения о дисциплинарном проступке судьи путем получения от него и других лиц письменных объяснений, истребования материалов судебных дел и ознакомления с ними. При этом судья вправе предоставить дополнительные объяснения либо заявить ходатайство о проведении дополнительной проверки. Отказ в ходатайстве сообщается в письменной форме. Отказ судьи от дачи письменного объяснения не является препятствием к возбуждению дисциплинарного производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.